Жизнеописание святителя Льва, Папы Римского
Великий святитель и пастырь Божией Церкви — Лев, Папа Римский, родом был из Этрурии, Италия; имя его отца — Роман Квинтиан. С юных лет святой Лев был обучен всякой премудрости, познакомился с внешней философией [1] и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он всецело посвятил себя Богу. В 430 году Лев становится диаконом и ближайшем помощником папы Целестина I, a затем избирается архидиаконом [2] при папе Сиксте III [3]. За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран Первосвятителем Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу.
В то время лютый мучитель Аттила, предводитель гуннов [4], завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечом. Римские войска не смогли оказать захватчикам достойного сопротивления, а император Валентиниан III бежал из Равенны в Рим. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, Папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае необходимости даже положить душу за овец своих. По преданию, святитель Лев приветствовал вождя варваров словами: «Приветствую тебя, бич Божий». Мудрой боговдохновенной беседой святитель сумел вразумить Аттилу, превратив его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал увещеваниям угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостию честного лица его. Исполнив все по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. Рим был спасен.
Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:
— Почему ты убоялся одного-единственного римлянина, пришедшего без оружия? Почему ты повиновался ему? Почему ты, словно побежденный, предался бегству, оставляя в Италии такое множество богатств?
— Не видели вы того, что я видел, — отвечал им Аттила. — А видел я двух ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам Папы (это были святые первоверховные апостолы Петр и Павел); в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея.
Таков был великий угодник Божий Лев, наводящий страх не только на невидимых врагов, но даже и на видимых, горячо любимый овцами, так как ради них он не убоялся идти к страшному завоевателю, готовясь в случае необходимости даже пострадать от него. Однако главное деяние в жизни святителя Льва оказалось связано вовсе не с его дипломатическими или административными способностями. Промыслом Божиим именно ему суждено было стать главным защитником чистоты Православия.
Лев Великий принял управление Церковью в смутное для нее время. В Риме ему пришлось вести борьбу с манихейской ересью и пережитками язычества, колдовством и астрологией, по-прежнему весьма распространенными среди паствы. Во время его святительства после еретика Нестория [5] выступили с ересью Евтихий, архимандрит Цареградский, и Диоскор, патриарх Александрийский [6], бесстыдные хулители, которые сливали два естества во Христе Господе нашем, Божественое и человеческое, воедино. Своей ересью они сильно смущали Церковь Божию. Собрав в Ефесе[7] свое неправедное соборище [8], они несправедливо осудили и замучили святого Флавиана, патриарха Цареградского [9], защитника православия, который созвал против Евтихия поместный собор в Константинополе, и много зла причиняли православным. Весной 448 года святитель Лев получил послание от Евтихия с жалобой на Константинопольский Собор, осудивший его воззрения как еретические. Извратив в письме суть дела, Евтихий ввел святителя в заблуждение, и тот, в свою очередь, обратился к епископу Флавиану, выражая свое недовольство действиями последнего. Недоразумение скоро обнаружилось, и святитель Лев пишет еще одно послание епископу Флавиану, излагая в нем свое понимание соединения во Христе человеческого и Божественного естества. Об этом послании рассказывается, что сам святой верховный апостол Петр своей рукой апостольской исправил его; свидетельство тому мы находим в Лимонаре святого Софрония Иерусалимского [10].
«Поведал нам, — пишет святой Софроний, — авва Мина, настоятель киновии, именуемой Саламановой, находившейся близ Александрии, что он слышал такой рассказ аввы Евлогия, Александрийского патриарха [11]. Когда пришел я (рассказывал Евлогий) в Константинополь, я жил с господином Григорием, архидиаконом римской Церкви, мужем поистине отменным и добродетельным, и часто беседовал с ним. Он-то и рассказал мне о блаженнейшем и святейшем Льве, Папе Римском; именно о нем записано в церкви Римской следующее: когда святой Лев написал послание к святому Флавиану, епископу Константинопольскому, против злочестивого Евтихия и Нестория, он положил сие послание на гробе первоверховного апостола Петра, а сам с молитвой и постом просил апостола:
— Если я, как человек, в чем-либо ошибся или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена Церковь и сей престол, исправь написанное.
Спустя сорок дней ему во время молитвы явился апостол и сказал:
— Прочитал и исправил.
Взяв свое послание с гроба блаженного Петра, Лев раскрыл его и нашел его исправленным рукой апостола».
После этого Папа Лев употребил все свое старание к тому, чтобы укрепить и умиротворить Церковь, смущаемую еретиками; он писал к царям, сначала к Феодосию [12], потом к Маркиану, чтобы они созвали вселенский собор. Наконец, в царствование Маркиана [13] и Пульхерии [14] созван был против Евтихия и Диоскора, проповедующих во Христе Господе единое естество, единое действование и волю, Вселенский собор в Халкидоне [15], по счету четвертый, на котором было 630 святых отцов [16]. На этом соборе святейшему Папе Льву нельзя было присутствовать — как по причине продолжительности пути и преклонного возраста, так и потому, что нельзя было ему удаляться из Италии вследствие часто случавшихся тогда нашествий врагов на эту страну; посему он послал своих наместников: епископов Пасхазия и Лукентия и пресвитеров Вонифатия и Василия. Во время прений с еретиками на этом соборе многими овладело сильное сомнение; тогда по повелению святых отцов, по поводу возражений еретиков, было прочтено послание святого Льва, Папы Римского к патриарху Флавиану.
Когда это послание святого Папы Льва было прочитано на IV Вселенском соборе, то все святые отцы воззвали:
— Святой апостол Петр глаголет устами Льва.
Таким образом, отцы собора в своих суждениях основывались на послании святого Льва и этим посланием посрамили еретиков. Наряду с антиохийским вероизложением 433 года и двенадцатью анафематствованиями против Нестория, оно легло в основу вероисповедания. Не только тогда, но и после грамота сия, утверждающая православие и заграждающая уста еретикам, была в великом почитании у святых отцов, и среди них у вышеупомянутого блаженного Евлогия, патриарха Александрийского. В то время как еретики сильно хулили послание Льва и возражали написанному в нем, Евлогий крепко защищал его, чем приятен был святому Льву, уже отшедшему в то время из этой жизни и предстоящему вместе со святыми пред Богом.
Об этом тот же святой Софроний повествует:
«Святой Феодор, епископ города Дарны в Ливии [17] рассказал нам следующее: когда он был кувикуларием [18] святого патриарха Александрийского Евлогия, он видел во сне мужа священнолепного и светлого, который сказал ему:
— Возвести обо мне патриарху Евлогию. Феодор спросил:
— Кто ты, владыко, и как мне сказать о тебе? Тот ответил:
— Я — Лев, Папа Римский.
Войдя к патриарху Евлогию, Феодор сказал ему:
— Святейший и блаженнейший Папа Лев, Первосвятитель Римский, хочет войти к тебе.
Услышав это, патриарх Евлогий, быстро поднявшись, вышел ему навстречу; совершив молитву, они поцеловались и сели. Тогда блаженный Лев обратился к святому патриарху Евлогию:
— Знаешь ли ты, зачем я пришел к тебе? Тот отвечал:
— Нет.
Лев сказал ему:
— Я пришел благодарить вас за то, что вы хорошо и сильно защищали мою грамоту, изъяснили мое понимание, заградили ею уста еретиков и объяснили, таким образом, грамоту, которую я писал брату моему Флавиану, патриарху Константинополя, во обличение злочестивой ереси Нестория и Евтихия. Знай же, брат, что не только я работал и трудился над этой грамотой, но также и святой первоверховный апостол Петр прочитал и исправил ее, а более всех ее освятил Сам Христос Бог наш — проповедуемая нами Истина». Подобное видение имело место не один раз: блаженные отцы — Лев и Евлогий трижды сходились и беседовали друг с другом пред духовными очами Феодора; об этом, повторенном троекратно видении он возвестил святому Евлогию. Услышав это, святой Евлогий прослезился и, простерев руки к небу, воздал благодарение Богу, говоря:
— Благодарю великую и неизреченную благость Твою, Владыко Христе Боже наш, за то, что Ты сподобил меня недостойного быть проповедником Твоей истины и, по молитвам рабов Твоих, Петра и Льва, благоволил принять малое дерзновение мое, подобное двум лептам вдовы [19]».
Изложенное здесь видение имело место спустя много лет после преставления святого Льва, ибо святой Евлогий жил гораздо позднее, а именно в царствования императоров Маврикия и Фоки [20], между тем как святой Лев, Папа Римский, скончался прежде того, в царствование соименного себе царя Льва Великого [21].
История не оставила нам сведений о последующих годах жизни Льва Великого. Кончина его последовала 10 ноября 461 года. Вот что известно о последних днях жизни святого Папы Льва:
Достигнув глубокой старости и приблизившись к скончанию дней своей земной жизни, святой Лев был извещен от Бога о прощении своих немощей человеческих. Это произошло при таких обстоятельствах: Папа Лев пробыл сорок дней у гроба святого апостола Петра в молитве и посте, умоляя святого апостола, чтобы он просил у Господа, да отпустит ему всеблагий Бог его прегрешения; по прошествии сорока дней ему явился святой апостол Петр и сказал:
— Я молился за тебя, и отпущены тебе все грехи твои, кроме грехов, которые ты совершил при хиротонии других на священные степени. Лишь о том ты должен будешь отвечать: законно ли ты рукоположил кого или нет.
После этого извещения святой Лев усилил свои молитвы, усугубил свой пост, умножил свои милостыни, вопия в сокрушении сердца своего до тех пор, пока не получил отрады совершенного прощения. Потом, приготовившись, как должно, к исходу, он предал святую свою душу в руки Божий и присоединился к лику прежде почивших святых великих иерархов и учителей. Похоронен он был в Ватиканском соборе святого апостола Петра в Риме, в приделе, носящим сейчас его имя. Мощи святителя Льва и поныне почивают там.
После Папы Льва осталось до ста слов и до 140 писем — догматического и нравственного содержания. Все эти сочинения отмечены духом строго выдержанного православного учения. Так, в известном послании к Константинопольскому патриарху Флавиану, которое было читано на IV Вселенском соборе, святой Лев высказывает такие мысли о воплощении Бога: «Божество восприяло нашу немощь, не нарушив свойств ни того, ни другого. Истинный Бог явился в истинном и совершенном естестве истинного человека, весь с тем, что свойственно Ему, и весь в том, что свойственно нам. Человек не уничтожается величием Божества. Та и другая природа действует при взаимном общении свойственным себе образом».
Нравственное учение Папы Льва также заслуживает особенного внимания. Святой Лев часто убеждал паству свою творить дела милосердия. Долг милосердия, говорил он, определяется не по мере благ, а расположением сердца.
Богатые сами должны отыскивать бедного и помогать ему. Бог для того и дает богатство, чтобы оно текло к бедному. Говоря о молитве, святой Лев убеждал обращаться за помощью к ходатайству святых и заповедал чтить святые мощи.
Память свт. Льва Великого празднуется 18 февраля/3 марта, почитается он как святитель и пастырь Церкви Божией, предстоящий и молящийся о нас пред престолом Христа Бога нашего, славимого и покланяемого со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.
Кондак святителю Льву Великому, глас 3.
На престоле славне священства сед, и львов уста словесных заградив, догматы богодухновенными честныя Троицы озарил ecu свет богоразумия твоему стаду: сего ради прославился ecu, яко божественный таинник Божия благодати.
Примечания
1. Внешней философией в то время назывались произведения языческих философов — Платона, Аристотеля, Пифагора и других, т.е. тех писателей, которые, по вере, находились вне Церкви Христовой.
2. Архидиакон — старший или первый диакон. При каждой епископской кафедре было по одному архидиакону. В древней Церкви должность архидиакона почиталась очень почетной, и архидиакон был одним из самых приближенных лиц к епископу. Часто в епископы избирались архидиаконы, как это можно видеть на примере святого Афанасия Великого, Льва, Папы Римского, и многих других. Ныне архидиаконами называются первенствующие иеродиаконы, т.е. диаконы монашествующие в больших монастырях, особенно ставропигиальных, и кафедральных соборах. Звание это дает только первенство чести, а не власти, потому что архидиакон не есть начальник диаконов, а только первый из них по месту в служении и собраниях.
3. Папа Сикст III занимал римскую кафедру с 432 по 440 годы.
4. Гунны — азиатский народ, вторгшийся в конце IV века в Европу и произведший в ней значительные опустошения, разрушая города и целые царства. В Европе свое местопребывание гунны утвердили в долине реки Тиссы, притока Дуная (территория современной Венгрии). Время правления Аттилы (433-454) представляет собой период гуннского могущества. Аттила держал в постоянном страхе византийского императора, заставил его выплачивать огромную дань и предоставить гуннам все земли к югу от Дуная. В 440 году Аттила во главе 500000-ной рати двинулся на Запад. Предавая все огню и мечу, он прошел всю Германию до Рейна, потом переправился через эту реку и разрушил целый ряд городов. На юге Франции он получил однако отпор и принужден был возвратиться в Германию. В 452 году он предпринял новый набег — в этом раз на Италию. Риму и всей Италии грозила опасность стать жертвой врагов, но Аттила остановил свое победное шествие и после переговоров с папой Львом Великим возвратился назад. Вскоре после этого похода Аттила умер.
5. Несторий, патриарх Константинопольский, занимавший кафедру с 428 по 431 год, проповедывал еретическое учение о том, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не искупительной смертью, а наставлениями и примером жизни. За эту ересь Несторий отлучен от Церкви на III Вселенском соборе и умер в ссылке в 436 году.
6. Занимал александрийскую патриаршую кафедру с 444 по 451 год
7. Ефес — город на западном берегу Малой Азии, бывший первоначально центром малоазийских греческих колоний, а во времена императоров — одним из главных городов Малой Азии. В Ефесе провел остаток жизни и скончался святой апостол Иоанн Богослов. Здесь также проходили заседания III Вселенского Собора.
8. Это было в 449 году.
9. Святой Флавиан занимал Константинопольскую патриаршую кафедру в 434-447 годах.
10. Святой Софроний был иерусалимским патриархом с 634 по 644 год. До своего избрания патриархом Софроний сначала подвизался в Палестинской обители преподобного Феодосия, под руководством известного подвижника Иоанна Мосха, а потом с ним же посещал Фиваидских (Египетских) пустынников. Подвиги и чудеса последних он описал в книге, которая называется Лимонаръ (от греч. слова лимон — луг, пажить), поскольку представляет собой собрание цветов добродетелей с луга духовного.
11. Святой Евлогий занимал патриаршую кафедру в Александрии с 579 по 607 года. Память его — 13 февраля.
12. Царствовал с 408 по 460 год.
13. Царствовал с 450 по 467 год.
14. Святая Пульхерия, сестра императора Феодосия, была супругой императора Маркиана. Память ее — 10 сентября.
15. Халкидон — предместье Константинополя, находился поблизости от него, па азиатском берегу Босфора.
16. Заседания собора открылись 8-го октября 451 года.
17. Ливия — провинция в северной Африке, смежная с Египтом, тянущаяся на запад от него по берегу Средиземного моря вглубь Африки.
18. Кувикуларий — спальник, постельничий.
19. Мк.12:41-44.
20. Император Маврикий занимал престол с 682 по 602 год. Император Фока — с 602 по 610 год.
21. Византийский Император святой Лев I царствовал с 467 по 474 год.