Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Высокопресвященнейший митрополит Никон и Преосвященнейший епископ Евфимий (Максименко) совершили праздничное Богослужение в честь Державной иконы Божией Матери

Отсюду бо познается любовь и усердие ваше к Божией Матери, что так

святую Ея почитаете память. Отсюду познается и вера ваша, в том,

что хотя Она и преселилася от земли к небесным, обаче мира не

оставила во успении Своем, о всех ходатайствует к Сыну

Своему и Богу непрестанно: будите убо непреклонны в вере вашей.

Святитель Тихон Задонский

Вечером 13 марта и 14 марта 2020 года, в субботу 2-й седмицы Великого поста, в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре было совершено празднование Державной иконе Божией Матери. Всенощное бдение во Владимирском соборе обители возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Никон (Васин), а Божественную литургию совершил Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий, викарий Липецкой епархии.

За Литургией его Преосвященству сослужили: благочинный обители архимандрит Трифон (Голубых) духовенство обители.

Пел братский хор монастыря под управлением иеромонаха Глеба (Мандзяка).

По окончании Богослужения Преосвященнейший Владыка обратился к богомольцам с архипастырским словом.

Он рассказал об истории явления иконы Божией Матери Державной, связанной с трагическими событиями 100-летней давности, государственным переворотом в нашей стране, повлекшим свержение с престола Государя Императора Царь Николая II и захват власти сначала беззаконным Временным правительством, а затем кровавым большевистским.

Владыка Евфимий отметил: «Многие тогда не понимали, что произошло. Думали, что если свергнут царя, то сразу заживут вольготно и радостно. Но мы видим обратное – наружу вылезли все пагубные человеческие страсти и наша страна была залита реками крови…

 

Господь же не оставил до конца своих заблудших чад. В это самое время явился образ Божией Матери «Державная». На коленях Она держит благословляющего Богомладенца, а в Ее руках – символы царской власти: скипетр и держава. В новоявленной иконе верующие увидели знамение того, что утраченную царскую власть взяла на себя Сама Божия Матерь.

Будем же, дорогие, помнить эти страницы истории и делать правильные выводы из опыта предшествующих поколений, чтобы не повторить ошибки и заблуждения, приведшие к трагическим событиям. Для этого необходимо менять свою внутреннюю жизнь, чему особенно благоприятствуют спасительные дни Великого поста. Будем стремиться жить по слову преподобного Серафима Саровского: «Стяжи частичку благодати Святого Духа, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи. Еще раз всех поздравляю с праздником иконы Божией Матери «Державная» и молитвами Пресвятой Богородицы призываю на вас Божие благословение!», – завершил Владыка.

 

+++

Праведный Иоанн Кронштадский о Богородице:

Уже тысячу с лишком лет существует царство Русское, и трудно перечислить, сколько раз небесная Заступница покрывала его от бед Своим молитвенным предстательством у Господа Сил. Но, покровительствуя столько целому отечеству, народу, Она простирает державный покров Свой на города и веси и на частных лиц. Всякий православный знает это, потому что примерами Ее покрова и заступления полны города, селения и жизнь весьма многих благочестивых христиан…

 

Мы далеко, далеко не понимаем, братья, того, сколь необходимы молитвы за нас Пречистой Матери Господа, и, чтобы видеть эту необходимость, нужно око или ум гораздо чище и светлее нашего. Одна только нежнейшая мать наша, от смысла чистая, светлая Церковь, во всем свете видит, сколь необходимо для нас Ее предстательство о нас пред Богом, и потому всякий раз, когда только начинает с нами молиться Богу, непременно призывает Ее, избранную в женах, высшую тварей небесных и земных, и по Ее ходатайству просит или даровать нам какое-либо благо, или избавить от какого-нибудь несчастья, так что трудно найти молитву без имени Пречистой Матери Божией. И справедливо! Будучи Матерью Бога Слова, следовательно, находясь ближе всех к престолу Божества, Она, естественно, много может ко благосердию или к умилостивлению Владыки. Мы грешны и нечисты, а Она – Пречистая; как за Ее молитвы не помиловать нас, нечистых, если только мы желаем очиститься и не прилагаем снова грехов ко грехам?! Мы горды при своих нечистотах, а Она так смиренна при всех Своих добродетелях, при всем Своем величии. Как, смотря на Ее смиренные молитвы, не помиловать нас, гордых и жестоковыйных, если мы смиряемся пред Богом и пред Нею! Богоматерь точно как стена нерушимая между Богом и людьми. Она отводит большую часть громов небесного правосудия, готового покарать грешников неблагодарных. Только за такой стеной мы часто бываем безопасны, между тем как мы думаем, что наша безопасность есть следствие обыкновенного порядка вещей. Но войдем ближе в положение человека на земле, чтобы яснее видеть, как нужно для него молитвенное предстательство Божией Матери.

 

С тех пор как человек потерял свою невинность, блаженство и бессмертие, доныне он представляет собой ужасающую картину терзающих его бедствий, внутренних и внешних, душевных и телесных, так что нельзя не видеть всякому, что какое-то иго тяжко лежит на всех сынах Адама, «со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех» (Сир. 40:1), то есть в землю. Утратив давно свое блаженное состояние, человек теперь слабо верит в обещанное ему небесное блаженство, не хочет понять, что настоящая жизнь не есть жизнь в собственном смысле, потому что она есть не больше как приготовление к жизни на небе, и потому дает здесь себе полную волю, делая часто свою жизнь позорищем буйных страстей; забавляется ею как игрушкой, не любопытствуя знать, что сделается с ней, когда она сломается, – вообще не пользуется ею так, как предписывает и здравый смысл каждого, который говорит, что жизнь разумного существа должна иметь непременно разумную, духовную цель. С другой стороны, живя большей частью в болезнях, скорбях, в бедах, в изнурительных, но бесполезных для души заботах, часто подавляется их бременем, не находя себе облегчения и утешения. Как необходимо и как отрадно было бы в таком жалком положении найти на небе лицо, которое питало бы к нам самую искреннюю, нежную любовь, имело великую силу у Бога и своим предстательством содействовало нам по нашей молитве через озарение своим небесным светом ума нашего отрываться понемногу от земли, наставляло нас ко спасению, предотвращало соблазны и искушения или помогало преодолевать их и смягчало жестокость наших скорбей, болезней и других несчастий! Такое светлое лицо и есть у христиан Матерь Божия. Избраннейшая из всех жен мира, какие где и когда бы ни были, Она, естественно, сочувствует людям, как подобострастная им, сочувствует больше не только всякого человека в отдельности, но больше всех людей вместе, потому что ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей такой любовью, какой любит нас Матерь Божия. Только чистейшее сердце может любить всех людей, а чище сердца Марии из людей не было ни у кого. Мы иногда любим какого-нибудь несчастного, да помочь ему не можем. К болезни состраданий в таком случае присоединяется новое болезненное чувство: невозможность помочь несчастному. С Божией Матерью этого быть не может. Если Она хочет помочь несчастному, который с живой верой обращается к Ее ходатайству, то не помочь ему не может. Как Матерь всемогущего Сына и Бога, Она некоторым образом и Сама всемогуща. Бог определил миловать нас за Ее молитвы бесконечно много больше, чем за молитвы всех других святых, по самой высоте Ее служения таинству искупления и потому внимает всякой молитве Своей Пречистой Матери, так как всякая молитва Ее свята и угодна Ему. Итак, хотите ли вы спасти свои души от погибели вечной, освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия жизни, обращайтесь усердно, все братья, с молитвой к Матери Божией, просите себе Ее высокого содействия, Ее утешения, просите горячо, неотступно, так, как если бы вы видели Ее пред своими глазами в Ее божественной славе – и вы верно получите Ее помощь; Она верно осенит вас Своим покровом. Вы сами это увидите, почувствуете, осяжете, вам будет так легко, так мирно, весело. А если не получите, вините себя: значит, вы молились неискренне, недостойно. Кому, братья, больше и заступать нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на небе, во всей небесной славе, но Она – от нас, с нашей грешной земли: жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать оттуда, не заступить Своих?! Только не нужно, братья, никогда не нужно забывать, что Она – Пресвятая и не любит беззакония. Поэтому, прося в молитвах наших предстательства Ее за нас у Бога, будем стараться быть далекими от всякого греха как нечистоты, которая отвращает от нас и очи, и слух небесной Заступницы и навлекает на нас гнев небесный.

 

Будем же с чистым сердцем все прибегать в Ее державный покров в наших напастях, в скорбях и болезнях и полагать на Нее несомненную надежду. Будем среди бедствий жизни готовиться туда, где нет никаких бед, где вечная радость и вечный покой, и Царице Небесной будет приятно спасать и покрывать нас от бед и наставлять нас к вечно тихому пристанищу небесному.