Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Время воздержания. И отчуждения?

Время воздержания. И отчуждения?
23.03.2019

О том, что пост – время воздержания, известно всем. Это и воздержание в пище, и ограничение себя в привычных удовольствиях в пользу богослужений и домашней молитвы. Вместе с этим порой появляется искушение принести в жертву посту и общение с близкими, не проводя с ними драгоценные часы отдыха после всех трудов в эти постные дни. А порой еще и раздражение вызывают окружающие, особенно если сами они не готовы соблюдать Великий пост – отвлекают, мешают поститься. Почему же время поста для кого-то становится временем отчуждения? И что с этим делать?

 

И снова настал пост. Это знаете, наверное, как весна на Урале: календарно она наступила, но люди, согласно климатическим характеристикам, одеты по пословице «Марток – наденешь семеро порток». Так и у многих из нас в душе во время поста царствует «уральская весна»!

О чём это я? Ну, вот скажем, во второй день поста, зайдя на богослужение в храм, каждый из нас может услышать: «Пост не ошаяние брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение….» И вроде бы даже для не знающих церковнославянский язык практически всё понятно: не в еде только лишь пост! Да, перевод слова «ошаяние» очень прост – воздержание. Вот только от того ли мы воздерживаемся и того ли отчуждаемся?

Модная диетическая пародия на Великий пост давно уже вошла и обосновалась в нашей жизни. «Ты постишься?» – спрашиваем мы у своих друзей и знакомых, подразумевая лишь вероятность вкушения или не вкушения ими продуктов животного происхождения. Конечно, труднее всего во время поста сфокусироваться на необходимости покаяния, сопричастности Христу и творении добродетелей.

Но подождите, может, для того, чтобы «в фокусе» появился Бог, сначала там должен появиться человек? Помните известные слова святого апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21). Давайте с этой заповеди и начнём проверку своего «постного времяпрепровождения», потому как исключительно «препровождением» оно часто и является.

«Будьте с семьей, будьте с супругами, будьте с детьми!» – эти, казалось бы, элементарные правила сейчас мелькают в советах, книгах, речах и плакатах любого психолога, претендующего на роль «лекаря душ человеческих». И уже очень давно Церковь говорит нам о том, что семья православного христианина – малая Церковь. И внутри такой семьи всё подчинено не только иерархическим законам, но и пропитано насквозь духом жертвенной любви! Слышите? Во время поста хотя бы не взаимным выяснениям посвящайте своё семейное вечернее время, не впустую тратьте на просмотр телевидения или сидение в соцсетях те минуты и часы, которые до́лжно посветить своей семье, а пообщайтесь с семьей, просто поиграйте или же погуляйте с детьми! Возможно, пройдёт какое-то время, и вы сможете дойти до дружной совместной семейной молитвы, которой нет ничего дороже!

Не вздумайте сгонять всех домочадцев «на канон», «на пассию», потому как такая мера вряд ли принесёт кому-то из вас какую-либо пользу, но может вызвать и обратную реакцию, трудно обратимую. Вообще у современного человека не хватает времени на семью, так вот во время Великого поста посвятите своё время семье. Не воздерживайтесь от своих непостящихся родных. Отчуждение от близких точно не послужит способом укрепления Вашей домашней церкви. Старайтесь, тем более во время Великого поста, создать с помощью Божией те самые «тихие семейные вечера», о которых Вы, скорее всего так грезили, думая о браке с любимым человеком! Пусть даже объединяющим действием не будет то желанное вами совместное чтение Великого канона, а, скажем, чтение какой-либо книги или же совместная игра с самыми маленькими членами своей семьи.

Что и говорить, самыми разрушающими и беспощадными для нашей души являются гордость, себялюбие и эгоизм. Они, словно атомный взрыв ,заставляют забыть нас обо всём на свете и не оставляют практически ничего живого на планете человеческой души, некогда усеянной, может быть, яркими деревьями добродетелей. Так же, как саможаление и инфантилизм, дурные и опасные страсти, присущие многим из нас, лечатся только одним средством – любовью. Любовью к ближним, к родственникам, друзьям знакомым… Деятельная любовь, не только красиво сказанная, но и делами подтвержденная – вот лекарство, которым мы можем излечить свою заросшую тернием гордости душу в любое время, особенно же во время поста.

Опаснее всего то состояние, когда мы, начиная свой постный подвиг, вдруг замечаем то тут, то там людей, открыто мешающих нашему спасению. Знаете, за свою не особо длинную жизнь мне уже не раз пришлось сталкиваться с людьми, которые начинали сетовать или же даже громко причитать о том, как кто-либо «испортил» или же «портит» им пост своим поведением, поступками, разговорами и т.д. Как же печально смотреть на таких бедолаг, которым кто-то или что-то мешает! А может, вспомним о своём «бревне в глазу»? Если мы себя считаем ближе других к истине, то характеризующими нам атрибутами должны быть добродетели, к которым никогда не относились ни осуждение, ни раздражение, ни гордость.

И, наконец, последнее. Пост (как, впрочем, и вся христианская жизнь) без Христа подобен изматывающему и опасному сорокакилометровому марафону по пересеченной местности, который мы взялись бежать лишь из интереса или моды без подготовки, без цели, без смысла. С Богом, с приобщением к Таинствам Покаяния и Евхаристии возможно всё. И только с такой помощью возможно попытаться спокойно, достойно и праведно провести время Великого поста.

Юрий КИЩУК