задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Великая седмица

Великая седмица
22.04.2019

Наступившая Страстная седмица занимает совершенно особое место в церковном календаре и в течении жизни верующего человека – не зря каждый из ее дней именуется Великим. На страстной седмице день за днем мы следуем за Христом, чтобы увидеть, осознать и почувствовать, какой страшной ценой было куплено наше спасение. А еще это дни предпраздничных забот – как можно не убрать и не украсить к Пасхе дом, как не приготовить вкусных яств для разговения после семинедельного воздержания? Каким образом совместить все это, как правильно расставить на свои места? На вопросы о Страстной седмице отвечает протоиерей Сергий Петрусевич, благочинный церквей Жабинковского округа Брестской епархии.


 


Последняя неделя перед Пасхой носит название Страстной седмицы. Скажите, почему она так называется и связано ли это с человеческими страстями?

– Название эта неделя получила от молитвенного переживания Церковью в эти дни страданий Христовых за грехи человеческого рода. Славянское слово «страсть» означает, прежде всего, страдание. Страдания Иисуса Христа, закончившееся Его крестной смертью не связаны с греховностью или страстностью человеческой природы, так как Христос безгрешен.

Богослужение Церкви в эти дни говорит о непорочных страстях Христовых: голоде, жажде, усталости, боли, смертных муках. Когда речь идет о подвиге мученичества, страсть будет означать страдание, мучение, телесную или душевную боль. Арест, суд, бичевание и распятие – кульминационный момент Страстей Христовых, принесших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы Его земной жизни.

Каждый из дней Страстной седмицы именуется в Церкви Великим: Великий понедельник, Великий вторник… Великая суббота. В чём суть этого величия?

– «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется страстная седмица Великой не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

Интересно следующее сравнение: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам. Храм в эти дни попеременно представляет собой, то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Поэтому, кто посещает богослужения в храме в дни Страстной недели, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания. Безусловно, это Великое шествие.

Читал, что нужно усилить пост в эти дни, подумать, как лучше организовать жизнь своей души в это великое спасительное время. Но ведь у каждого трудоспособного человека есть так называемая «государева работа», то есть труд на государство, на общество. Как это совместить?

– Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы «государева работа» не стала оправданием нашей лени и теплохладности в отношении духовного подвига в дни Страстной седмицы. Ради любви к Богу человек будет стремиться в любое время и в любом месте сохранять внутри себя мирный дух и воздержание всех чувств.

Как это сделать? Каждый решает сам. Нужно исключить из своей жизни все, что помешает прийти к Пасхе с чистой душой. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться». Кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать все возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего. Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему, а значит, работа на благо своей бессмертной души.

Что касается куличей и пасох, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, – то… Когда-то в Москве, на Большой Ордынке, в храме, где находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», настоятелем был архиепископ Киприан (Зёрнов; 1911-1978). Он как-то говорил прихожанам: «Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет». А что Вы, отец Сергий, обычно говорите на проповедях в эти дни?

– Что-то подобное, но не так категорично. Дни, безусловно, особые. Святая Церковь призывает нас оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, чтобы в них отражались все страдания Христовы. Поэтому главное – по возможности побывать на службах, совершаемых в храме, начиная с вечера Великой Среды, и пройти скорбный путь с Господом.

Обстоятельства нашей жизни таковы, что препятствуют участвовать во всех службах. Заслуживает внимания опыт протоиерея Владимира Воробьева, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: «Я могу сказать по своему опыту: во время жизни при советской власти я всеми силами старался освободиться от работы на это время, и мне это обычно удавалось. Нужно любыми способами договориться, попросить кого-то подменить тебя, чтобы побыть хотя бы на главных службах. Я вижу, что сейчас люди так же делают – стараются позаботиться заранее, как освободиться от работы, чтобы побыть на службах. Думаю, что если это невозможно, то это большая потеря. Конечно, все люди не могут одновременно все бросить и пойти в храм, чтобы все остановилось. Но есть много людей, которые пока не стремятся к этому, не ходят и не верят. Всегда есть реальная возможность подмениться».

Но даже при посещении всех богослужений можно не встретить Воскресшего Господа. В жизни каждого будут предпасхальные приготовления: забота о подарках, пасхальные разносолы, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но это не должно стать главным. Корзинка с продуктами не должна заслонить собой ни с чем не сравнимое событие Христова Воскресения.

В Великую субботу мы продолжаем готовиться к встрече величайшего события: идем в храм и слышим звучащие в Церкви слова «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничто же земное в себе да помышляет…». Сосредоточенное молитвенное молчание – вот, что главное в эти дни для тех кто сострадает Христу. Быть рядом с Господом в Его боли, не смотря на расстояние, отделяющее человека на работе от храма. Вот пример сострадания. «Когда у одного старичка умерла жена, мальчик подошёл к нему и сел на колени. Мама спросила малыша: как ты утешил того человека, что ты ему сказал? Ребёнок ответил: «Ничего. Я просто помогал ему плакать». Этот ребёнок просто был рядом. Каждый год в режиме реального времени мы становимся свидетелями того, как Господь добровольно ради нас принимает мучение. И не зависимо ни от чего мы можем быть с Ним всегда рядом. И в дни страдания, и в дни торжества жизни…

– Этот рассказ дает исчерпывающий ответ на ранее поставленные вопросы о невозможности из-за мирских забот послужить Господу в Его страданиях, о продуктовых корзинах, за которыми многие не видят самого главного – Воскресения Христова и предшествующих этому событию страшных мук и позорной смерти на Кресте Богочеловека. Знаете, зачастую очень полезно спрашивать мнение детей и их взгляд на происходящие события. Мы, взрослые, так увлекаемся своими проблемами, что порой не можем адекватно реагировать на сигналы своей души. А детям Господь дает светлый ум и здравое рассуждение для того, чтобы взрослые могли увидеть происходящее вокруг них светлым взором чистой души ребенка.

Беседовал Геннадий ЛЕВЧУК


Публикация газеты Брестской епархии

«Духовный вестник»

Фото сайта Московской духовной академии