задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

В Задонской обители совершили последнюю в этом году Пассию

Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли, Тебе, Царя Безсмертнаго,

зрящи на Кресте висяща, вся тварь изменися, небо ужасеся, основания земли восколебашася.

Мы же, недостойнии, благодарственное поклонение

Твоему нас ради страданию приносяще, с разбойником вопием Ти:

Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.

(Кондак 1 Акафиста Божественным Страстям Христовым)

Вечером 5 апреля 2020 года в Задонском мужском монастыре состоялась последняя в этот году Пассия. Богослужение совершил игумен Савватий (Корнеев) в сослужении духовенства обители.

Песнопения Пассии исполнил братский хор (регент – иеромонах Глеб (Мандзяк).

Пассия, что в переводе означает «Страдания», – особое великопостное Богослужение, полностью посвященное воспоминаниям страстей (страданий) Спасителя, воспринятых Господом Иисусом Христом ради спасения каждого из нас.

Самая поздняя по времени составления, эта служба стала одной из любимых в православном народе, свято чтущего великую Цену искупления рода человеческого пролитием Пречистой Крови Самого Господа нашего Христа (см. 1 Кор 7:23).

 

Пассия совершается четыре раза в год. За каждым из последований прочитываются евангельские тексты, повествующие об искупительных страданиях Спасителя. За первой Пассией читаются 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, за второй – 14 и 15 Евангелия от Марка, за третьей 22 и 23 главы Евангелия от Луки. На последней Пассии читаются 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна Богослова.

 

Во время Пассии в центре храма, напротив Царских Врат ставится святое Распятие, как бы в напоминание того, что вход в Небесные обители Господь открыл нам на Голгофе. Через свою личную голгофу предстоит вход туда и каждому верному ученику Христову.

Молящие стоят на Пассии с зажженными свечами – символом горения сердец живой верою, образом лампад, исполненных елеем благодати, мудрых дев, вышедших на сретение Жениху.

Чинопоследование Пассии призвано помочь православным проникнуться Величием свершившегося События, восплакать о своих грехах, возведших на Крест Самого Бога. «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк 23:28).

Начинается Пассия умилительным пением хора песнопений из Богослужений Великой Пятницы. Слова великого прокимена «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» относят присутствующих к молению Спасителя в Гефсиманскому саду, напоминают, к Кому мы должны прибегать в каждой скорби великой и малой.

По изнесении святого Евангелия на середину храма началось чтение акафиста Божественным Страстям Христовым.

По окончании евангельского чтения хор пел стихиру Великого Пятка: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо

Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе (трижды), и Святому Воскресению».

По окончании пения стихиры к молящимся обратился с проповедью о Кресте иеромонах Антоний (Киреев), напомнив слова апостола Павла: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор 18-21), а также многократно повторяющиеся в Священном Писании слова, обращенные Богом к верным душам: «Не бойтесь».

После сугубой ектении следовала коленнопреклоненная молитва ко Господу Иисусу Распятому: «На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой…»

Под пение стихиры Великого Пятка «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» духовенство, монашествующие и миряне совершили поклонение Кресту Христову.

Завершилась еще одна Неделя Великого поста. С утра в обители ярко светило солнышко, освещая нежные, почти прозрачные лепестки крокусиков, первыми украсившими разноцветными цветками монастырские клумбы. В обед подул ураганный ветер и тяжелые тучи заслонили небо, на давно уже одетую по весеннему землю полетели огромные пушистые хлопья снега, застилая монастырский двор белоснежным ковром. После Пассии буря улеглась, снег растаял, и воздух наполнила прохладная свежесть.

Слава Тебе, исцеляющему сокрушенныя сердцем …исчитающему множество звезд …приемлящему кроткия …смиряющему грешники …одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человеком, …благоволящему боящимся Тебя и уповающим на милость Твою (ср. Пс 146).

Сказание от жития Святых отец како Христос Господь претерпел вольное страдание нашего ради спасения

Старцу единому Святому, иже всегда размышляя страдания Христова горько рыдаше, явися Христос и сказа ему подробу: како претерпел и колико крове спасения ради человеческаго пролия.

Начен от вечери четвертковыя даже до погребения, самых воздыханий сердечных испустих — сто девять.

Кровных каплей от тела моего истече всех одинадцать крат сто восемь тысяч двести двадцать пять.

Воинов вооруженных, посланных взяти Мя — сто осьмнадцать. К ним же примучися от протых безчинных людей, двести тридцать: яко быти всех триста сорок восемь. Три воина ведоша Мя и пакости различныя дьяху. За власы и браду троган бых и ввлачим семьдесят семь раз.

Поткновен падох на землю, начен от вертограда до Архиерея Анны — седмижды.

Дланми по устом и ланитом претерпех ударений — сто пять.

Пястьми в лице — дважды.

Порыван и дручен от начала страсти до конца — сто семьдесят раз.

Синих ударений имел — тысячу сто девносто девять.

В ноги ударен бех — сто сорок, в голени — тридцать два.

В столпе смертне ударен бех — единою.

При столпе ран приях — тысячу шесть сот шестьдесят шесть.

Смертнаго о землю ударения — три. Егда возложиша на Мя тернов венец, удариша Мя по главе тростию и палицею со всей силы — сорок раз.

От сих ударений пять остей от тернова венца пронзоша Ми кость до мозгу: от них же три преломлены осташа во главе, с ними же и погребоша Мя.

От продения венца терновнаго истече крови каплей — три тысячи.

А ран бяше в главе терновым венцем пробеденных — тысяча; понеже венец, возложен на главу, спаде разов восемь.

Егда от претора веден бых на Голгофу, неся крест, падох на земли пять раз; тогда подъях ударений смертных — десятнадцать; и подношен бех от земли за власы и усы — двадцать три.

На земле лежа, донельже прибит на крест и поднесен, плевотин в лице подъях — двадцать пять.

В лице и уста удариша Мя пястьми — разов пять, от которых ударений, крови из уст и ноздрей много истече: тогда и два зуба избиша Ми.

Между очию удариша Мя пятьми — трижды.

Терзаху за нос — разов двадцать, за уши — тридцать.

Ран великих бяху Ми — семьдесят две. Ударении велики в перси и в главу приях — пятьдесят восемь.

Обаче три наибольшие болезни тогда в страдании Своем имех:

  1. Яко не много кающихся видех, и аки бы всуе кровь Моя проливашеся.
  2. Болезнь тягчайшая Матери Моея, стоящия под крестом и горце рыдающая.
  3. Болезнь егда в руце и нозе на кресте распенше, пригвоздиша Мя — яко сбытися речению Давида пророка: исчетоша вся кости Моя.