задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

В субботу первой седмицы Великого поста в Богородице-Тихоновском женском монастыре с. Тюнино состоялось архиерейское Богослужение

Твердо убо уверься, что Христос твой есть Искупитель, Избавитель,

Спаситель, Помощник, Защитник, Надежда и Живот ВЕЧНЫЙ, и все

блаженство, и кроме Его и без Него нет тебе никакия надежды и спасения.

Святитель Тихон Задонский

7 марта 2020 года, в субботу 1-й седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Липецкий и Задонский, совместно с Высокопреосвященнейшим митрополитом Никоном (Васиным) совершили Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в соборе Вознесения Господня Богородице-Тихоновского женского монастыря с. Тюнино Задонского района.

Высокопреосвященным Владыкам сослужили: архимандрит Трифон (Голубых), благочинный Рождество-Богородицкого Задонского мужского монастыря и клирики обители.

За Богослужением молилась настоятельница монастыря игумения Арсения (Семенова) с сестрами.

Во время Литургии читался Евангельский отрывок (зачало) об ответе Спасителя фарисеям, когда те осуждали учеников Христовых за «нарушение» субботы, когда они, проходя через поля пшеницы, срывали колосья для подкрепления себя пищей в пути:

«И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы: посему Сын Человеческий есть господин и субботы.» (Мф. 12:1–8).

Лопухин А.П. дает нам такое пояснение этого зачала (фрагмента Евангелия):

«Срывание колосьев не только не запрещалось в законе, как воровство или похищение чужой собственности, но прямо дозволялось (Втор. 23:25). Фарисеи, таким образом, обвиняли учеников не за то, что они срывали колосья и ели, а за то, что это происходило в субботу. В Талмуде это ясно запрещено. Срывание и растирание колосьев для отделения зерен от шелухи приравнивалось к молотьбе зерен, которая была одною из 39 рядовых работ, запрещенных в субботу (перечислены у Переферк. Талмуд, т. II, трактата Шаббат, VII, 2, с. 44). Фарисеи, очевидно, наблюдали за Спасителем, хотя по тону евангельского рассказа и можно судить, что настоящая встреча отличалась несколько случайным характером. Предположение, что срывание колосьев было запрещено до тех пор, пока не представлялся в храм первый сноп жатвы, ни на чем не основано. Ученики Христа, как видно из Его дальнейших слов, были голодны и потому начали срывать колосья. Слово “делают” не относится к “есть” (ст. 1), а к срыванию колосьев».

Святитель Иоанн Златоуст поясняет это зачало следующим образом:

«…Он (Спаситель) никогда не нарушает субботы без причины, а только представляет благовидные к тому случаи, чтобы и закону положить конец и иудеев не оскорбить. Бывают, впрочем, случаи, при которых Он нарушает субботу независимо от обстоятельств; так, когда помазывает брением очи слепому, и когда говорит: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. V, 17). А поступает Он таким образом для того, чтобы в последнем случае прославить Отца Своего, а в первом — вразумить слабых иудеев…

Здесь же, представляя в оправдание голод, Спаситель освободил учеников от всякого обвинения. Но ты лучше подивись ученикам, которые столько были воздержны, что вовсе не имели попечения о вещах телесных, но мимоходом приобщались телесной трапезы, и не смотря на то, что истаевали всегдашним голодом, не отступали от Христа. Если бы, ведь, не сильный голод вынуждал их, они бы так не поступили…»

+++

На запричастном проповедовал иеромонах Нектарий (Добронос).

Пел хор обители под управлением инокини Феклы (Панковой).

По окончании Богослужения Высокопреосвященнейший митрополит Арсений приветствовал сослужащее духовенство, матушку игумению, сестер и паломников обители, пожелав всем помощи Божией в прохождении поприща Великого поста.

 

О том, каким должен быть истинный пост христианина святитель Тихон Задонский учит:

«Полезен нам пост телесный, яко служит нам ко умерщвлению страстей; но пост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без него ничтоже есть. Многие постятся телом, но не постятся душею; многие постятся от пищи и пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов: и какая им от того польза?»