задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Никон возглавил чтение покаянного Канона

Всякий христианин на покаяние позван от Христа Господа, Который говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). А так как все мы грешники – потому что «все согрешили и лишены славы Божией «(Рим. 3, 23), – то все и на покаяние призваны.

 

Святитель Тихон Задонский

Вечером 5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший митрополит Никон совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского во Владимирском соборе обители.

 

За Богослужением молились насельники обители, многочисленные прихожане и паломники.

 

Богослужебные песнопения исполнил братский хор под управлением иеромонаха Глеба (Мандзяка).

«Время Великого поста, и особенно его первой седмицы, имеет особенно строгий, уникальный молитвенный настрой. Попросив друг у друга прощения, настроившись любить людей и сердечно молиться Богу, вместе с весенним пробуждением природы мы надеемся встретить и обновление своей души. В этом нам помогают и земные поклоны, которые, ободряя тело, не дают и душе дремать, и особые удивительные песнопения Великих повечерий и Канона преподобного Андрея Критского.

Служба, называемая «Великим повечерием», совершается не часто. Простым верующим людям она знакома по незабываемым первым четырем дням Великого поста. По вечерам с понедельника по четверг первой седмицы Поста даже люди, ходящие в храм не постоянно, стремятся не пропустить ни одного вечера, но обязательно сходить на Великое повечерие и проникнуться духом и смыслом Канона Святого Андрея Критского.

Жил святой Андрей в VII-VIII веках, был монахом, молитвенником, богословом, служил Богу в Иерусалиме, и в Царьграде, но его особый поэтический дар раскрылся в то время, когда он стал епископом на острове Крит. Среди прочих церковных песнопений его покаянный Канон назван Великим не только по обилию содержания, но и по своей важности для каждого из нас.

 

Канон состоит из девяти песней, включающих в себя множество небольших абзацев-тропарей, разделенных покаянным припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!». Слова Канона очень глубоки по смыслу. Чтобы проникнуться ими, лучше заранее ознакомится с его переводом, и следить за чтением батюшки по брошюре с текстом Канона.

 

В маленьких абзацах святой Андрей с глубочайшей скорбью говорит о ранах нашей души, которые мы нанесли ей своими грехами, и всем сердцем умоляет Господа исцелить их.

Чтобы душа выздоровела, она должна как бы стать «тоньше», нежнее, размягчиться слезами покаяния, поэтому в Каноне часто звучит: «Окаянная душе! Принеси Богу в покаянии слезы». Далее св. Андрей показывает, что события Ветхого и Нового Заветов относятся именно к нам. От первого лица наше сердце словами Канона изливает свои чувства. «Ты – Создатель мой, и в Тебе – мое оправдание! Не презирай Твое создание, хоть грешнее я всякого человека, ибо Ты власть имеешь оставлять нам грехи! Приближается конец, о, душа моя, ты же впала в нерадение и не готовишься! Судия при дверях, как сон и цветок полевой бесследно уходит жизнь, почему же мы мечемся в суете?».

 

Свечи горят, плачут сердца прихожан, но этот плач не безысходный, он ведет к доброму изменению сердца, а значит, к радости и любви. Но вот Канон св. Андрея достигает кульминации, все становятся на колени и поется Кондак: «Душа моя! Душа моя! Вставай, что ты спишь, приближается кончина – Суд Божий, ты смутишься, не ведая, чем оправдаться… Но воспрянь от греха, чтоб тебя пощадил Христос Бог, вездесущий и всенаполняющий!»

 

После же благодатного Канона ободряюще звучат песнопения Великого повечерия: «С нами Бог!», «Господи сил, с нами буди!».

 

Иеромонах Гавриил (Мельников), клирик Задонского мужского монастыря (из интервью «Липецкой газете»)