Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Только для монахов?

Только для монахов?
16.01.2019

 

Многие считают, что термин «послушание» относится только к монашеской жизни. Но так ли это? Что такое «послушание»? Для чего оно необходимо в монастыре, и должно ли оно присутствовать в отношениях мирских людей, допустим, в обычной семье? Своим мнение на эту тему делится настоятельница Иверского женского монастыря города Орска в Оренбуржье игумения Ксения (Пашкова). Послушание – это слышание того, что говорит другой человек, уверена матушка.

 

Мирские люди иногда не понимают, что такое «отсечение воли». Не понимают, почему в монастыре это называется послушанием. Послушанием духовнику, игуменье, старшим сестрам. Им не понятно: почему это важно, почему святые отцы часто пишут, что «послушание выше молитвы», что «монастырь созиждется на послушании». В понимании многих людей послушание – это даже некое рабство. Ведь мир вокруг только и призывает человека к некоей самости, к утверждению личности, к самореализации, а тут вдруг на всё надо спрашивать разрешение. Ты чего-то захотел – надо спрашивать: «А можно ли?», «Благословите». Что это вообще за слова? Что за унижение?

Но на самом деле послушание – это радость, это таинство. Когда человеку удается понять, что такое «послушание», тогда он осознаёт, что на послушании основывается счастливая жизнь.

Почему для большинства людей детство – это особая счастливая пора? Если мы задумаемся, то вспомним, что до определённого возраста мы все бываем послушны. У ребенка нет никакой ответственности, за него всё решают и делают мама и папа. Мы спрашиваем всё у родителей, потому что сами ничего ещё не знаем. Нам сказали – мы пошли, нам сказали – мы сделали. Ты ни о чем не рассуждаешь, только познаешь этот мир и радуешься. И неким образом этой радостью молишься – благодаришь Бога за всё новые и новые открытия. 

Нам дана возможность находиться в этом состоянии детской радости и счастья всю жизнь. Если человек будет понимать, что это настоящее таинство. Если будет в возможной мере его сохранять, проявляя послушание родителям, жене, мужу, начальнику.

Прочувствуйте само слово: «по-слушание». Это действие, когда ты стараешься по-слушать человека, слушать его. Не просто пересиливаешь себя и, ощущая себя рабом, выполняешь чужую волю, например, начальствующего. А намеренно ищешь этого послушания, этого слышания. Тебе надо у-слы-шать! Услышать то, что говорит другой человек. Потому что через другого человека иногда с нами разговаривает Бог. Он же не может прийти и вещать нам, потому что мы не способны будем принять Бога. Даже святым Он редко являлся в Своей Славе. А мы уж куда! Но Бог дал нам друг друга. И через людей с нами разговаривает Бог.

Часто мы в жизни совершаем какие-то ошибки именно из-за того, что непослушны. Мы не умеем слышать другого, тем более в современном мире, где всем навязывается образ человека, который должен постоянно высказываться, обязательно должен как-то заявлять о себе миру. От этого очень много скорбей бывает, люди совершают много ошибок, но порой даже не понимают этого.

Монастырь – уникальная возможность вернуться в состояние детского счастья. Когда матушки, сестры – уже зрелые личности, имеющие мудрость и большой жизненный опыт – вдруг добровольно как бы отказываются от своих знаний, от своего мнения. Отказываются, чтобы слышать духовника, слышать игумению, слышать других старших, чтобы через это слышание становиться ребенком Бога. И это такая радость, когда это удается. Когда ты можешь себя не слушать. Тебе не важно, что ты думаешь, какое у тебя мнение, какой у тебя был опыт в жизни.

Ведь часто как бывает? Тебе говорят, что надо сделать вот так. Но ты-то знаешь, что это надо сделать по-другому, у тебя уже сложилась определенная картинка в голове. А тебе говорят: «Нет. Надо сделать не так, а вот так». Думаешь: «Ну, как же так! Ведь я же знаю по опыту, что это должно быть именно вот так!..» И когда все-таки удается не себя утвердить, не свое мнение, а послушаться и сделать так, как тебя просят, приходит такая радость в сердце, приходит такое необъяснимое чувство! И даже если тебе вначале казалось, что все пойдет не так, что это неправильно, потом ты понимаешь: «Да, как хорошо!» И в этот момент тебя как будто Бог целует, по голове сразу гладит и говорит: «Молодец».

А бывает, что настаиваешь на своем, вроде, хочешь как лучше, но потом ходишь такой напряженный и понимаешь, что пустой внутри. Вот в чем таинство. В монастыре это особо ощущается. В миру мы всё время друг с другом спорим, что-то доказываем, отстаиваем свое мнение, но не замечаем, как много мы в это время теряем. Вот здесь отстояли свое мнение, здесь вышло по-нашему, а в итоге нет радости. Или весь день что-то доказывал, доказывал – в итоге пришел домой, так устал, чувствуешь себя, как разбитое корыто. Что доказал? Лучше бы уступил – и полетел легко и свободно.

Монастырь – это школа послушания. Это качество прививается постепенно, и не сразу все получается. Очень трудно отказаться от своего мнения, от своего опыта, своих знаний. Но когда удаётся это преодолеть, тогда начинается монашеская жизнь. Ты отказываешься от своего мнения, от своего «я», становишься неким пустым сосудом и этим освобождаешь пространство для Бога. Именно в эту пустоту помещается Бог. А когда нет в тебе пустого пространства, когда ты заполнен уверенностью в том, что ты всё знаешь, всё умеешь, когда в тебе живет самодостаточность, – это страшно. В монастыре человек призван к послушанию – слышанию того, что говорит другой, призван сформировать правильную оценку самого себя, понять, что самодостаточным он может быть только с Богом. Когда в человеке есть место для Бога, тогда он достаточный, тогда он полноценный человек. Послушание в монастыре – это не рабство. Это способ приобрести радость, приобрести силы и почувствовать Бога в себе.

А должно ли послушание присутствовать в отношениях мирских людей, допустим, в обычной семье? На примере своих знакомых вижу: если жена послушна мужу, то она по-настоящему ЗА мужем и счастлива, потому что через него имеет общение с Богом… Кто-то, наверное, возразит: «Но ведь нередко случается, что один из супругов не воцерковлен…». Если муж не воцерковлён, то благодаря этой скорби послушная женщина ещё больше прилагает усилий в терпении, навыкает в мудрости и кротости, больше устремляется к Богу в своих молитвах, познаёт любовь истинную – Христову – как добровольное страдание и, в конце концов, может достичь истинного счастья. А если жена не послушна мужу, навязывает и отстаивает своё мнение, то даже хождение в храм и десять акафистов в день не помогут обрести ей счастье как состояние мирности духа, той самой достаточности, потому что выше головы (главы семьи) пытается прыгнуть. А Богу это не угодно.

Гости нашего монастыря, паломники, которые пытаются услышать, хотят научиться послушанию, они и в мир это желание понесут, в свою жизнь. Даст Бог, в семьях, может, научатся друг друга слышать. И тогда станет легко на душе, появится хорошее настроение, а в душе будет Бог.

Игумения Ксения (Пашкова)


Публикация
газеты Орской епархии

«Жизнь во Христе – слово о вере»