СВЯТЫЕ ДНИ (СВЯТКИ)
Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются Святками — то есть святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать их особо Церковь начала с древних времен. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.
Святки – праздник христианский, но к нему примешалось немало языческого унаследованного от самых древнейших времен. У славян с давних пор существовал во время Святок обычай рядиться, надевать личины («окруты», «скураты»), «играть козу», проводить гадания. С распространением христианства на Руси все эти языческие обряды, к сожалению, не потеряли своей силы.
Но Святки – это святые дни, а потому и проводить их нужно благочестиво. Уже Тертуллиан (II в.) и блаженный Августин (IV в.) в своих сочинениях осуждали эти обычаи.
Что касается гаданий, то к ним Церковь издавна относилась строго, запрещая их в среде христиан. Так, в 61-м своем правиле Шестой Вселенский Собор говорит: «Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. 3акосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают».
Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткой, но оканчиваются всегда великим вредом для души. Зачастую нарушается святость этих дней и всякого рода другими неприличными для христиан шумными и разгульными забавами и развлечениями.
«Дух Христов, – по замечанию святителя Филарета (Дроздова), – не враг благозаконных радостей». В невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения, дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, – как учит святой Иоанн Златоуст, – где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно…». Утверждая нашу веру в величайшую тайну воплощения Сына Божия, Святая Церковь в своих песнопениях изображает этот праздник как день всеобщей радости: «Яко родися днесь Спас, Иже есть Христос Господь. Небо и Земля, днесь пророчески да возвеселятся; играет вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».
Вместе с тем Святая Церковь празднованием Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа. Празднуя это Рождение, мы должны исполниться решимости возродиться от жизни греховной к жизни святой и богоугодной. Снисшедший на землю Господь наш Иисус Христос вступил в благодатное сродство с нами. Но, чтобы нам быть достойными этого высокого общения и союза, чтобы не отвергнуть от себя снисшедшего с Небес Господа, нам необходимо удаляться от тьмы греха и приближаться к свету веры, благочестия и добрых дел.
К примеру, в древности во время Святок даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. И сегодня принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы.
Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам со звездой, исполняя церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах России он имел свои особенности.
В некоторых местах звезду заменяли «вертепом» — своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование Святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.
(Источник — Святки значит «святые дни»)