задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Святитель Лаврентий, епископ Туровский

Празднование памяти 29 января (11 февраля по н. ст.) 

Святитель Лаврентий, родился приблизительно в 30-е годы XII века, возможно, в самом Турове либо его окрестностях.” Неведомо мирское его имя. Ходила молва, что был он знатного, боярского или княжьего рода. А иные памятовали, что родом Лаврентий простолюдин из невеликой туровской веси на болотах. Бог весть…” Не исключено, что первые аскетические опыты он творил в одном из местных монастырей, скорее всего в Борисоглебском. Однако в более или менее совершенном возрасте, уже во второй половине столетия он, желая больших подвигов аскезы, направился во святые пределы Киевской Лавры, где и «дерзнул, словно добрый воин Христов, наедине бороться с ополчающимся врагом душепагубным, и возжелал в затворе молиться Богу». Но, испросив благословения на этот подвиг у игумена, он получил категорический отказ: в стенах монастыря еще слишком свежа была память о затворниках Иоакиме и Никите, которые не устояли перед искушением бесовским; сражаясь с лукавым врагом в одиночку, они были обмануты диаволом, ибо в ангельском обличий в видении явился им искуситель. Запрет игумена не остудил, однако, намерения Лаврентия, которого Господь уверил в его силе противостоять вражеским козням, и он удалился от Пещер и затворился в келии соседнего монастыря Святого Великомученика Димитрия Солунского ,построенный великим князем Киевским Изяславом Ярославичем (1054-1073, 1076-1078).
Возможно, туровское происхождение святого Лаврентия вкупе с осознанием того, что Димитриевский настоятель подчеркивая независимость своей обители, даст благословение на недозволенный в Лавре подвиг, повлияло на решение настойчивого в своей духовной брани Лаврентия отойти от святых Пещер. ). Здесь, затворившись, преподобный Лаврентий
«начал весьма подвижнически жить, и о спасении своем великое тщание иметь, с каждым днем на большие труды простираясь, умерщвляя все страсти похотные гладом воздержания и посекая их мечом духовным — гласом молитвы, а лукавого огненные стрелы водою слез погашая». За столь благочестивое житие Господь наделил Лаврентия даром чудотворных исцелений, силою изгонять бесов. Однажды дар этот проявился особенно ярко. К святому был принесен некий киевлянин, одержимый бесами, и Лаврентий, «желая, чтобы прославлена была благодать «отечества своего духовного — Печерского святого монастыря, повелел того человека туда вести». Однако бес не смел приблизиться ко святому месту ради праведников, которые там подвизались, ибо, как сказал демон, «в монастыре тридцать живет черноризцев, которых боюсь; с прочими же борюсь». Когда же было решено оставить того бесноватого в пещерах, бес промолвил:
«Какая польза мне с мертвыми бороться, ибо они мне большее дерзновение имеют к Богу молиться о своих черноризцах и о приходящих к ним. Но если хотите сражение мое видеть, ведите меня в монастырь, когда не будет там этих тридцати; с прочими всеми бороться могу»
На вопрос святого Лаврентия бес назвал тридцать имен благочестивых монахов, которые могли бы словом единым изгнать его; эти же имена назвал затем и бывший бесноватый, рассказав, что он был исцелен после того, как встретила его Приснодева, такая же образом, как на чудотворной иконе, с тридцатью названными братиями — апостолами Богородицы, как образно назывались насельники Киевской Лавры.

Вероятно, после этого случая преподобный Лаврентий вернулся в Печерский монастырь. Он был возведен отсюда на кафедру епископов Туровских после кончины знаменитого духовного писателя и проповедника святителя Кирилла Туровского (#1183, память 28 апреля / 11 марта), то есть не ранее 1172 года. В Ипатьевской летописи преподобный Лаврентий упоминается в сане епископа под 1182 годом, когда он участвовал при поставлении пресвитера Василия в архимандрита Киево-Печерского монастыря. Время управления святителя Лаврентия Туровской епархией приблизительно совпадает со временем княжения Святополка Юрьевича, одного из замечательных Туровских князей. Предполагают, что последние годы своей жизни преподобный Лаврентий провел в Киево-Печерском монастыре, куда удалился из любви к затворничеству. Точное время его кончины неизвестно. По другим сведениям, преподобный Лаврентий преставился в Туровском Борисо-Глебском монастыре. Местное туровское предание гласит, что из этого монастыря в ХІІ веке были взяты нетленные мощи в Киево-Печерскую обитель. Должно быть, это мощи преподобного Лаврентия, который завещал перенести его тело в Киевские пещеры.
В старинных рукописных святцах между святыми, почивающими в Ближних (Антониевых) пещерах, первым указан «святой Лаврентий, епископ Туровский».
В «Иконописном подлиннике» о святом Лаврентии сказано: «Подобием надсед, брада, аки Богословля, раздвоилася, клобук на плечах, риза преподобническая, бос». Память преподобного Лаврентия, святителя Туровского, совершается также 28 сентября / 11 ноября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах) и во 2-ю Неделю Великого поста (собор всех преподобных отцов Киево-Печерских).

Тропарь Лаврентию, затворнику Печерскому, епископу Туровскому, в Ближних пещерах
Всеблаженне Лаврентие, / затворивый себе Господа ради в месте тесне / и в нем многа лета трудолюбне поживый, / молися о нас ко Господу, / яко да и мы от всякаго греха чувства затворше, / получим отверзение дверей милости Господни в День судный.
Тропарь Елисею Лавришевскому и свт. Лаврентию, затворнику Печерскому, еп. Туровскому, в Ближних пещерах
Преподобне отче наш Елиссее, / с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая, / земную славу и честь стопам Христа повергли есте, / темже Господь увенча вас / нетленным венцем славы Своея.