Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Святые поста: Андрей Критский и Мария Египетская

Святые поста: Андрей Критский и Мария Египетская
13.03.2019

В читаемом в первые четыре дня поста Великом покаянном каноне упоминается множество событий Ветхого Завета и праведники ветхозаветных времен. Однако звучащие в среду и четверг особые тропари канона посвящены также двум новозаветным святым – преподобным Андрею Критскому и Марии Египетской. Что между ними общего? Почему эти два тона святости предлагаются нам при вступлении в путь Великого поста?

 

У, наверное, лучшего в России исследователя Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского протоиерея Сергия Правдолюбова я случайно наткнулся на фразу, которая первоначально озадачила мой ум: «Один немец, кажется, Карл Крумбахер, в 1880 году сказал: «Это такой однообразный, такой серый текст, говорящий об одном и том же, который утомляет даже доброжелательно настроенного слушателя»». Возник шок! Как можно так немецкому знатоку Византии и греческого языка воспринимать канон? Или знаток – не знаток? Или?..

Потом понял я. Взращенный в лоне западной духовности, вскормленной на упрощенном протестантизме и католицизме, господин Крумбахер оказался просто не в состоянии оценить творение критского архипастыря по достоинству. Профессорство и ученость далеко не гарантируют проникновение в смыслы текста.

Хотя Карла Крумбахера, владевшего русским языком, особо не стоит ругать. Он многое сделал для изучения православной византийской литературы. Но вот, видимо, даже азов православного богослужения он не освоил, а без этого сложно понимать и принимать Великий покаянный канон и другие дары Андрея Критского Церкви и православному мiру.

Считается, что свой наиболее известный канон святитель Андрей Критский создал незадолго до своего ухода ко Господу в 740 году. Долгое время текст хранился в монастыре Святого Патапия в Царьграде (Константинополе), но не исполнялся. И только страшное разрушительное землетрясение в 790 году в Византии привело к первому чтению Великого покаянного канона. К сожалению, именно бедствия часто заставляют людей серьезно задуматься о своих грехах и покаяться в ожидании ужаса безвременной смерти. А до этого человек – «самоистукан бых страстьми…»

В читаемом ныне каноне мы находим тропари самому Андрею Критскому и преподобной Марии Египетской.

Мария жила в V или, возможно, даже начале VI века от Рождества Христова. Так что между ними пролегла река времени длиною в 100-200 лет. Точно мы не знаем. Жития этих святых, достаточно немногословные, различаются значительно.

Мария родилась вблизи Александрии Египетской, рано оставила родителей и предалась блуду с двенадцати лет. Никто ее читать и писать не учил. Однажды женщина отправилась в Палестину вместе с паломниками, совращая некоторых во грех уже на корабле. Блуд для нее был неким способом существования и наивысшим ощущением комфорта и удовольствия. Через блуд Мария поклонялась сама себе, ища удовлетворения своих потребностей любым путем. То есть стала для себя идолом, «самоистуканом». Страсти повредили душу по личной воле; вероятно, и тело тоже. Истукан безжизненен изначально, а Мария сама себя превратила в ходячего мертвеца. И вот когда сей мертвец попытался войти в Храм Гроба Господня – храм Бога Живого, то его отбросило и не пустило в святое место силой Господней. И тогда Мария искренне раскаялась, слезно молилась пред иконой Божией Матери. И лишь затем смогла войти и поклониться Животворящему Кресту Господню.

Затем по повелению свыше Мария ушла в пустынные районы Палестины за реку Иордан, где до своей праведной кончины преподобная каялась и вела полностью отшельнический образ бытования. Встреча женщины с аввой Зосимой открыла ее подвиг всем православным христианам. Мария Египетская из самоистукана вновь стала человеком, победив грехи.

О чем говорила она с Богом и душой своею в заброшенных унылых землях? Кое-что мы ведаем благодаря Зосиме и самой Марии. Пост и покаяние были главными орудиями, разрушившими грех и исправившими разоренную душу. Самоистукан рухнул и разбился, как глиняный сосуд.

Андрей – будущий святитель Критский или Гортинский, вероятно, родился в Дамаске. Родители его были люди благочестивые. А сам мальчик чудесно исцелился от немоты в возрасте семи лет. Ребенка родители возили по святым местам, водили в храмы и дали хорошее образование (судя по всему, риторское). Достигнув четырнадцати или пятнадцати лет, Андрей уходит в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме и затем обретает монашеский постриг.

Иерусалим и Гроб Господень совсем не случайно связывают через столетия незримой нитью судьбы Марии Египетской и Андрея Критского.

Святитель Андрей создал канон, который навсегда открыл подлинное покаянное состояние души, а преподобная Мария высветила для нас один из величайших примеров христианского покаяния. «Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри».

Еще с эпохи существования страны Та-Кем – доантичного Египта фараонов – известны два литературных произведения, это «Песнь арфиста» и «Разговор разочарованного со своей душой». В них живет страх обезбоженного сознания. В «Песни арфиста» человеку предлагается вообще не задумываться о жизни за гробом, а наслаждаться каждой секундой текущей жизни:

«…Никто не приходит оттуда,
Чтобы рассказать – что же с ними,
Чтобы рассказать об их пребывании,
Чтобы ободрить наши сердца…

Следуй сердцу твоему, пока ты жив,
Возложи мирру на свою голову,
Оденься в тонкие ткани,
Умащайся прекрасными настоящими мазями богов,
Умножай еще более свои наслаждения,
Не давай сердцу своему огорчаться…

Следуй желанию его и благу твоему,
И плач не вернет никого из могилы.
Итак, празднуй радостный день и не печалься,
Ибо никто не уносит добра своего с собою,
И никто из тех, кто ушел туда,
Еще не вернулся обратно!»

(перевод М.Э. Матье)

Как же это непохоже на Великий покаянный канон Андрея Критского, где вечная жизнь реальна, где Бог помнит человека, а сам человек может прийти к Нему. Так и кажется, что в каноне звучат два светлых тона, обещающих людям при преодолении греха присоединение к Победе над смертью, которую одержал Господь. И здесь, во Христе, человеческая история обретает смысл. Будут еще на земле аналоги Каина и Авессалома, но в итоге победят те, кто пошел вослед за Господом нашим Иисусом Христом.

«Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Умилостиви Создателя о хвалящих тя, преподобная мати, избавитися озлоблений и скорбей, окрест нападающих: да избавившеся от напастей, возвеличим непрестанно прославльшаго тя Господа».

«Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно».

Александр ГОНЧАРОВ,

кандидат филологических наук


Публикация
сайта «Православное Осколье»