задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Суббота Акафиста в Задонской обители

«Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48)

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:
Радуйся, Невесто Неневестная.

(1 Икос Великого акафиста,
читаемого в субботу Акафиста)

 

3 апреля 2020 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), благочинный Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрит Трифон (Голубых) в сослужении духовенства обители совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице во Владимирском соборе.

 

 

Богослужебные песнопения исполнил братский хор (регент — иеромонах Глеб (Мандзяк).

Во время Богослужения читается Акафист Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто Неневестная». Это единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав. Постная Триодь определяет его чтение на утрене субботы 5-й седмицы Великого поста, отчего этот день и получил свое именование «Суббота Акафиста» или «Похвала Пресвятой Богородицы».

Акафист читается за вечерним Богослужением в 4 этапа, по 3 икоса и 3 кондака. Каждый раз духовенство выходит на середину храма под умилительное пение 1 икоса пение хора «Взбранной Воеводе победительная». При чем, Уставом специально предписывается воспевать сии слова «со сладкопением», то есть нежно, красиво, как только может обращаться дитя к любвеобильнейшей Матери.

Прочитав положенную часть, духовенство снова уходит в алтарь под пение начального кондака Акафиста «Взбранной Воеводе победительная».

Затем читается 17 кафизма и возносится малая ектения.

И снова отверзаются Царские Врата, священнослужители выходят на середину храма под пение хора.

Следующие два выхода совершаются после 3 и 6 песен канона Божией Матери.

Таким образом, все Богослужение Субботы Акафиста словно драгоценным жемчугом пронизано словами, исполненными величайшего благоговения к Пресвятой Девы и надежды на силу Ее ходатайства пред Богом за род человеческий.

 

 

 

 

 

 

Акафист, насыщенный хвалебными гимнами в честь Девы Марии с выражением Ей благодарности от лица жителей Константинополя за Ее многие и великие благодеяния, представляет собой не только изумительное поэтическое изящество, излившееся из благородного сердца автора, но и удивительную догматическую точность в прославлении Пречистой Девы, как Матери Сына Божия, таинственно сочетавшей девство и Рождество.

Приняв в основание и повторяя многократно приветствие Богородице Архангела Гавриила: «Радуйся…», автор в молитвенных воззваниях к Богоматери приводит в Акафисте многие ветхозаветные прообразы, относящиеся к лицу Девы Марии, перечисляет совершенства Божией Матери, прославляет Ее величие перед Богом, превозносит разнообразные благодеяния, постоянно являемые Ею верующим.

 

 

 

 

 

 

Вслушиваясь внимательно в слова Акафиста, мы узнаем о тайне Домостроительства Божия – Его Промышлении о спасении человека, а также о свойствах истинно христианской души, которые стяжала Пречистая Дева непрестанным подвигом послушания воли Божией, смирением и целомудрием, о чем должна печься и всякая боголюбивая душа, желающая наполнить сосуд души елеем Божественной благодати и стать причастницей Царства Божия.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:

радуйся, Невесто Неневестная.