задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Псалмы поста

Псалмы поста
08.04.2019

.

Человек, пришедший в храм на будничную службу во время Великого поста, непременно обратит внимание, насколько больше, чем в обычные дни, звучит за постными богослужениями чтений из Псалтири. Чем же так созвучны нам, живущим в третьем тысячелетии по Рождестве Христовом, ветхозаветные песни, чему они могут научить нас во время этого особого времени, когда мы все призываемся посвятить Богу десятину года?

 

Бежать от суеты

«Время сотворити Господеви» (Пс.118:126)

Великий царь и псалмопевец Давид восклицал о себе в молитве к Богу: «Отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс. 118.37). Вот оно – первое делание поста, легкое и несложное: отвернуть надо очи свои от всего бессмысленного, мелькающего, шумящего, от телевизора, компьютерных игр, развлекательных книг и сайтов и т.п. Разве не в нашей власти глаза наши? Кто заставляет меня зреть все это? Но Давид просит этого у Бога. Значит, нужна еще и помощь от Господа в этом деле.

Действительно, не лучше ли направить взгляд на то, что имеет высший смысл? В небо посмотри – и ты увидишь, что «небеса – дело рук Божиих», на землю обрати очи – и увидишь, что «все к Нему чают», к Богу (Пс. 103:27). Посмотри на человека – узришь, что он малым чем умален по сравнению с ангелами.

Ну, а что же я? «Прилипла к земле душа моя» (Пс.118:25), все мысли о земном, «суете уподобился» (Пс. 143:4).

 

Избегать празднословия и сквернословия

«Удержи язык твой от зла и устне твои еже не глаголати льсти» (Пс. 33:11)

Господь сказал, что за каждое праздное слово мы дадим отчет, а апостол Иаков посвятил обличению грехов языком большую часть своего послания. Так и царь Давид в 38-м псалме пишет, что лучше молчание, чем гнилое слово: «Сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило» (Пс. 38:1-2).

Значит и нам нужна охрана у ворот наших уст, чтобы не выпускать из них никакого скверного слова, и охрана эта есть молчание.

 

Покрыть постом душу свою

Вот и следующий урок поста от царя Давида: «И покрых постом душу мою и бысть в поношение мне» (Пс. 68:11).

Мы накрыли стол – на нем только постное, а что же душа, чем ей питаться? «Душа не больше ли пищи, а тело одежды?» (Мф. 6:25). Так значит, не только стол, но и душу нужно покрыть постом. Мы покрыли постом свое тело, накроем им и свою душу. И если ограничиваем питание нашего тела, значит, и душе тоже нужно поститься: ум не должен развлекаться, мысли – бегать в суете, воля и желание должны находиться в пределах богоугодных.

Наш учитель поста царь Давид во время поста одевался во «вретище». Конечно, пост – это не время для щеголяния красивой и богатой одеждой. Но мне кажется, в этих словах больше иносказания. Вретище – это одежда нищего. А значит, и мы вместе с Давидом должны сказать о себе: «Нищ и убог есмь аз» (Пс. 108:22). Нищ и убог я добрыми делами. Увы мне, нет сердечной молитвы, покаяния.

Псалмопевец также сказал, что пост был ему «в поношение» – и мы не будем ждать похвалы за пост.

 

Смирить душу 

«Я погряз в глубоком болоте и не на чем стать, вошел в глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» (Пс. 68:3).

Очень важно это осознать – что я в болоте, в тине, погряз во грехах. «Может, я не так уж и плох: пощусь, молюсь, не убивал никого», – вот подумал ты так и тут же оказался на дне адском вместе со своим другом фарисеем (может быть, протянет тебе руку мытарь?). Оцеживаешь комара, взвешиваешь миллиграммы молока в шоколадке… Признай свою вину пред Богом, осознай свои грехи, возопи с Давидом: «Боже, ты знаешь безумие мое, и грехи мои не скрыты от Тебя» (Пс. 68:6).

 

Духовный пост не отменяет телесный

Но, может, кто-нибудь подумает: зачем тогда поститься телесно, если главное – пост духовный? Посмотри на Христа Господа нашего – Он постился телесно, и апостолы тоже использовали это спасительное средство, а мы думаем: я буду подобрее – вот и мой пост. Не будем забывать, что пост – это состояние райское, это жизнь в раю духовном, ведь Адам и Ева там тоже постились, воздерживаясь от вкушения плодов древа познания добра и зла.

«Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял» (Пс. 101:9). Посмотри на Давида, душа моя, он «забывал снести хлеб свой» (Пс. 101:5), а ты ешь рыбу и думаешь о мясе, вкушаешь обед, а думаешь об ужине. Псалмопевец писал: «Колени мои изнемогосте от поста» (Пс.108:24). Отчего же от поста изнемогает мой живот, а не колени? Давид изнемогал от долгих молитв на коленях, а мои колени изнемогают от ношения тяжелого и грузного чрева, наполненного всякой постной едой.

 

Усилить молитву

Пост – время усиленной молитвы. Но я и так читаю правило утром и вечером. Хорошо. Но что говорит Давид: «Семикратно в день прославляю Тебя…» (Пс. 118:164). Вот царь находил время семь раз день для молитвы, да и ночью тоже не забывал о Боге: «Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс. 6:7).

Поэтому великие святые и учили непрестанной молитве – умной молитве, которая произносится только умом, мысленно. Что бы ты ни делал или делала, в уме всегда можно молиться молитвой Иисусовой, и увидишь, сколько мысленных врагов убежит от тебя. Вот они собрались вокруг – «ненавидящих меня без вины больше, чем волос на голове моей» (Пс. 68:54). Мысли твои греховные и есть те самые враги, о которых говорит псалмопевец.

Иерей Валерий ВАРНАШОВ


В основе материала –


публикация
сайта Татарстанской митрополии