Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Приобретая мирское, мы теряем духовное…

ПРИОБРЕТАЯ МИРСКОЕ, МЫ ТЕРЯЕМ ДУХОВНОЕ
Проповедь Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Липецкого и Задонского, произнесенная в Михаило-Архангельском храме г. Липецка, в неделю 4-я по Пасхе, о расслабленном, 11 мая.

Христос воскресе! С праздником вас, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодняшнее евангельское чтение было посвящено исцелению расслабленного, который тридцать восемь лет лежал в Иерусалиме у Овчей купели, называемой по-еврейски Вифезда, и ждал движения воды для своего исцеления. Почему он столько лет мучился, за что ему пришла такая скорбь – болезнь расслабления, иными словами говоря, парализация? Ответ мы находим, читая дальше Евангелие. Уже после исцеления Господь встретил этого человека в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).
Поэтому нам с вами всегда необходимо помнить, что любое несчастие, любые скорби, болезни и нестроения на земле происходят от нашей неправедной жизни, грехов и пороков. По сравнению с теми людьми Ветхого Завета, которые многие годы лежали возле Овчей купели в ожидании того, когда Ангел Господень сойдет и возмутит воду, у нас с вами сейчас намного меньше преград для исцеления, ведь у нас есть Святая Церковь и таинство покаяния. Ведь когда человек искренне кается, то он освобождается от любой болезни и скорби. В те времена Ангел лишь раз в год сходил в купель, сейчас же у нас в храмах каждый день благодатью Божией освящается вода, которая течет в жизнь вечную и исцеляет.
Однако мы, к сожалению, привыкли не прилагать серьезных усилий в духовной жизни. Ожидая, чтобы для нас мгновенно посылалось исцеление, мы все ждем какого-то чуда, и к святой воде относимся уже с небрежением. Те, кто вместе с расслабленным находился у Овчей купели, ждали этого возмущения воды с томлением, великой жаждой. Почему же у нас пропала эта жажда исцеления, жажда спасения, отчего мы стали такими невосприимчивыми к благодати Божией? По лености и нерадению мы не стараемся получить дары Святого Духа. Мы думаем, что вот придем в такое-то святое место и сразу получим исцеление. Но ведь для того, чтобы получить у Господа просимое, нужно положить множество трудов – это и поклоны, и молитвы и регулярное участие в церковных таинствах.
Сейчас многие с паломническими группами ездят по святым местам, это и Иерусалим, и другие разные страны. И вот многие, бывает, уезжают и приезжают домой ни с чем, без всякого для себя приобретения. От этого люди начинают скорбеть, что недостойны получить благодать для исцеления. Но как мы можем быть достойны, если живем в нерадениях, и даже если и больны, то все равно не стремимся к молитве, к труду, к соединению с Богом.
Вспоминается евангельское повествование о встрече Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой у колодца. Спаситель сказал ей, что у Него есть вода, текущая в жизнь вечную, и пьющий ее не будет жаждать вовек. На это обрадовавшаяся самарянка ответила: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин.4:13-15). Так и нам иной раз очень непросто пойти храм, заказать молебен с водосвятием, потому что для этого нужны труды, нужно приложить определенные усилия, постоять на службе, выделить какое-то время. И вот с таким рассуждением мы, конечно, не приобретаем ничего, хотя и регулярно ездим по разным святым местам. Необходимо же постоянно бодрствовать, не спать духовно.
Вот посмотрите, Михаило-Архангельский храм, в котором мы с вами сегодня вместе молились, – это один православный храм на весь поселок тракторостроителей, большой жилой массив. Однако сегодня, в воскресный день, в храме – единицы. Остальные ушли отдыхать на природу или трудиться в сады и огороды, несмотря на то, что Господь сказал человеку: «Шесть дней трудись, а седьмой посвяти Богу» (Втор. 5:8-11).
Но когда вдруг настает засуха, происходит ураган, нападение насекомых или лукавых людей, или еще какие-либо несчастия, то мы сразу обращается к Богу: «Господи, за что такое наказание?!» И при этом не понимаем, что все это следствие наших неправедных дел. Пусть же помнят те, кто в воскресные и праздничные дни вместо дома Божия идут что-то там копать себе на огород, что на самом деле копают себе могилу. И приобретая себе какие-то земные плоды, теряют очень и очень многое для своей души, так как, приобретая мирское, мы теряем духовное.
Возвращаясь к истории с исцелением расслабленного, скажем, что если бы у этого человека в то время был бы священник, могущий разрешить его от грехов, за которые он страдал, то не пришлось бы ему столько лет ожидать у купели чуда. И теперь подумаем, разве мы здоровые, разве мы не нуждаемся в помощи, причем отнюдь не врачебной? И все равно до последнего момента откладываем поход в храм, думаем, что вот, в другой день пособоруюсь, в следующий раз причащусь.
А ведь что нам надо для того, чтобы избавиться от болезни? Об этом писал в своем соборном послании еще апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Так мы соборуемся и до нынешнего времени, и знаем, что соборование – это прощение грехов. Но для нас также существует и таинство исповеди, когда человек сокрушенно кается в своих прегрешениях, и священник произносит разрешительную формулу: «Прощаются и разрешаются человеку грехи во имя Отца и Сына, и Святого Духа». И можно было бы еще к этому добавить: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Аминь.