Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 9 ноября

Мученика Нестора Солунского (ок. 306). Преподобного Нестора Летописца, в Ближних пещерах почивающего (ок. 1114). Благоверного князя Андрея Смоленского, Переславль-Залесского (обретение мощей, 1539).

Святой Проклы (I). Мучеников Марка, Сотериха и Валентина; Капитолины и Еротииды, рабыни ее (304). Святителя Кириака, Патриарха Константинопольского (ок. 606). Преподобного Нестора Некнижного, в Дальних пещерах почивающего (XIV).

 

МУЧЕНИК НЕСТОР СОЛУНСКИЙ

Юно­ша Нестор был уче­ни­ком свя­то­го Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, при­хо­див­ший в тюрь­му слу­шать его на­став­ле­ния. По слу­чаю им­пе­ра­тор­ско­го при­бы­тия в Со­лу­ни про­ис­хо­ди­ли гла­ди­а­тор­ские иг­ры. Некий гер­ма­нец Лий, лю­би­мый си­лач им­пе­ра­то­ра, одоле­вал всех и сбра­сы­вал с по­мо­ста на ост­рые ко­пья. Нестор, ви­дя, как Лий уби­вал хри­сти­ан, ре­шил­ся всту­пить в борь­бу с ним и по­шел к Ди­мит­рию в тем­ни­цу про­сить его мо­лит­вы и бла­го­сло­ве­ния. Свя­тый осе­нил его крест­ным зна­ме­ни­ем и ска­зал: «Лия по­бе­дишь и сам по­ст­раж­дешь за Хри­ста!» Укреп­лен­ный все­мо­гу­щей си­лой Бо­жи­ей, юно­ша-хри­сти­а­нин, к по­срам­ле­нию языч­ни­ков, по­бе­дил Лия и сбро­сил его с по­мо­ста на ко­пья. Взбе­шен­ный им­пе­ра­тор, узнав, что Нестор – хри­сти­а­нин и уче­ник свя­то­го Ди­мит­рия, по­ве­лел немед­лен­но каз­нить свя­то­го, ко­то­рый был тот­час обез­глав­лен.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм » Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М.-Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» — в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

 

СВЯТЫЕ МУЧЕНИЦЫ КАПИТОЛИНА И ЕРОТИИДА

Св. Капитолина, происходившая из богатого и знатного рода, все свое имущество раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, она была схвачена и заключена в темницу. За отказ принести жертву идолам святая была усечена мечом.

Ее служанка Еротиида была избита палками за то, что бросила, заступаясь за госпожу, в правителя камнем. Оставшись после истязания невредимой, она также была усечена мечом. Святые мученицы пострадали в 304 г.

 

ПРЕ­ПО­ДОБ­НЫЙ НЕСТОР НЕКНИЖ­НЫЙ

Пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный, име­ну­е­мый так в от­ли­чие от пре­по­доб­но­го Несто­ра Ле­то­пис­ца, под­ви­зал­ся в Даль­них пе­ще­рах. Оста­вив­ши мир и мир­ские за­бо­ты, Нестор Некниж­ный так усерд­но слу­жил Гос­по­ду, что, слу­шая бо­го­слу­же­ния, ни­ко­гда не во­з­дре­мал, а, мо­лясь, все­гда ста­рал­ся мыс­лить толь­ко о Бо­ге и о том, что уста­ми про­из­но­сил пред Бо­гом. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 27 ок­тяб­ря/9 но­яб­ря, ве­ро­ят­но, ра­ди те­зо­име­нит­ства с му­че­ни­ком Несто­ром Со­лун­ским († 306).

Не ли­шен ин­те­ре­са рас­сказ ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го Ан­то­ния о по­се­ще­нии им­пе­ра­то­ром Алек­сан­дром I Ки­ев­ских пе­щер. В 1816 го­ду, 9 сен­тяб­ря, им­пе­ра­тор по­се­тил Лав­ру. Ар­хи­манд­рит Ан­то­ний, как со­сто­яв­ший то­гда в долж­но­сти на­мест­ни­ка Лав­ры, со­про­вож­дал го­су­да­ря при обо­зре­нии им пе­щер как Ближ­них, так и Даль­них. На­мест­ник в крат­ких сло­вах рас­ска­зал го­су­да­рю им­пе­ра­то­ру об име­нах и жиз­ни пре­по­доб­ных, к ко­им с бла­го­го­ве­ни­ем он при­кла­ды­вал­ся. При при­бли­же­нии к мо­щам се­го св. Несто­ра ар­хи­манд­рит Ан­то­ний ска­зал: «Здесь по­чи­ва­ют пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный». Го­су­дарь в от­вет ему: «Как это пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный? Там (т. е. в Ближ­них пе­ще­рах) был Ле­то­пи­сец, отец ис­то­рии… Некниж­ный, зна­чит, не знал гра­мо­ты?» «Так, Ва­ше ве­ли­че­ство, – от­ве­чал ар­хи­манд­рит Ан­то­ний, – он не умел чи­тать. Но сло­во Бо­жие, вра­зум­ля­ю­щее че­ло­ве­ков, на­учи­ло его муд­ро­сти не зем­ной, но выш­ней, и он при мо­лит­вах сво­их спо­до­бил­ся ви­деть Ан­ге­лов и пре­дуз­нал свою кон­чи­ну». В это вре­мя го­су­дарь, об­ра­ща­ясь к кня­зю Вол­кон­ско­му, ска­зал: «Угод­ник Бо­жий не имел су­ет­но­го про­све­ще­ния, но чи­стое серд­це и жи­вую ве­ру. Слу­шая сло­во Бо­жие, он ис­пол­нял его са­мым де­лом. Пла­мен­ная мо­лит­ва рас­тво­ря­ла ему небе­са и, бла­жен­ный, он ви­дел небо­жи­те­лей». Тут го­су­дарь, осе­нив­ши се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, сде­лал зем­ной по­клон, про­из­нес­ши: «Пре­по­доб­ный от­че Несто­ре Некниж­ный! Мо­ли Бо­га о нас», – по­том при­ло­жил­ся к его ру­ке. (Н. Се­ва­стья­но­ва. Жизнь прео­свя­щен­но­го Ан­то­ния, ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го).

Имя пре­по­доб­но­го Несто­ра Некниж­но­го упо­ми­на­ет­ся в об­щей служ­бе пре­по­доб­ным Даль­них пе­щер: «Сло­во Бо­жие, вра­зум­ля­ю­щее че­ло­ве­ки, не книж­ныя муд­ро­сти на­учи тя, Несто­ре свя­те, но выш­ния; ею же зрел еси при мо­лит­ве Ан­ге­лы, и кон­чи­ну свою пред­ви­дел еси, тоя и нас при­част­ни­ки со­тво­ри, мо­лим тя, па­мять твою по­чи­та­ю­ще». Па­мять его со­вер­шает­ся так­же с Со­бо­ром от­цов Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря, и в 3-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

 

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ СМОЛЕНСКИЙ (ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ)

Происходил из рода смоленских князей. Зависть и крамолы против князя Андрея его родичей побудили его оставить свой удел. Бедным странником пришел он в г. Переяславль-Залесский и поселился у церкви Николая Чудотворца, у городских ворот.

Через некоторое время князь был принят пономарем и в такой должности подвизался 30 лет, скрывая свое знатное происхождение. После многих трудов и подвигов св. князь Андрей мирно скончался около 1390 г. На теле его нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства и тяжелые железные вериги — знак его подвижничества, а также малую хартию, которая была написана рукою почившего. Похоронили святого у той же церкви.

Через много лет, в 1539 г., мощи святого благоверного князя Андрея были обретены нетленными, и при обретении мощей произошло множество чудесных исцелений больных.