Православный календарь 9 декабря
Преподобного Алипия столпника (640). Освящение храма великомученика Георгия в Киеве (ок. 1051-1054). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731).
Преподобных Иакова, отшельника Сирийского (после 457); Стилиана Пафлагонянина (V); Никона Метаноите (покайтеся) из армян (998). Святителя Иулиана епископа. Преподобных Афанасия, Железный Посох, и Феодосия, Череповецких (ок. 1388). Мучеников Георгия Хиосского (1807). Священномучеников Николая (Постникова), Иоанна (Виноградова), Георгия (Колоколова), Назария (Грибкова), Василия (Студницина) протоиереев, Василия (Колосова), Илии (Зачатейского), Даниила, Михаила, Николая пресвитеров, преподобномученика Тихона (1937). Мученика Петра (Царапкина) (после 1937).
Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Кипариссе.
Преподобный Алипий столпник родился в городе Адрианополе в Пафлагонии. Мать его, христианка, рано овдовев, отдала сына в послушание и на обучение епископу Феодору, а сама, раздав имение нищим, стала подвизаться при церкви и была удостоена звания диаконисы.
С юных лет святой Алипий желал посвятить свою жизнь Богу и стремился к уединенной жизни, однако епископ Феодор не отпускал его от себя. Однажды, когда преподобный Алипий сопровождал своего Владыку в Константинополь, ему было видение святой мученицы Евфимии, призывавшей преподобного Алипия вернуться в Адрианополь и основать церковь ее имени. На средства, пожертвованные верующими Адрианополя, святой Алипий построил церковь во имя святой мученицы Евфимии на месте заброшенного языческого кладбища, осаждаемого легионами бесов. Рядом с храмом, под открытым небом, на верху языческого надгробия святой соорудил себе столп. Пятьдесят три года преподобный Алипий подвизался на столпе, молясь Богу и поучая многих, приходивших к нему. Бесы, наполнявшие языческое кладбище, нападали по ночам на подвижника, побивая его камнями. Святой Алипий, ни во что ставя усилия духов тьмы, разобрал даже тот легкий навес над столпом, который закрывал его от дождя и ветра. Побежденные стойкостью святого, бесы навсегда покинули это место, освященное подвигом добровольного мученичества. Лишь за 14 лет до смерти святой Алипий не смог больше стоять и вынужден был из-за болезни ног лежать на боку, перенося тяжкие страдания со смиренным благодарением. Около столпа преподобного постепенно возникли два монастыря: по одну сторону — мужской, по другую — женский. Преподобный Алипий ввел для обоих монастырей строгие уставы и до своей кончины управлял обителями. Скончался преподобный в 640 году, в возрасте 118 лет. Тело почившего столпника было погребено в основанной им церкви в честь святой мученицы Евфимии. Святые мощи угодника Божия исцеляли многих приходивших к ним с верой.
У русских князей, начиная с равноапостольного князя Владимира, существовал благочестивый обычай основывать храмы в честь своих Ангелов-хранителей. Так, равноапостольный Владимир, в святом Крещении Василий, построил в Киеве и Вышгороде храмы во имя святителя Василия Великого, князь Изяслав I (1054 — 1068), в Крещении Димитрий, построил в Киеве храм и монастырь во имя святого великомученика Димитрия (память 26 октября), князь Ярослав Мудрый (1019 — 1054), во святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего Ангела-хранителя — великомученика Георгия (память 23 апреля), а также построил храм во имя великомученицы Ирины (память 5 мая), Ангела-хранителя своей супруги. Храм в честь великомученика Георгия находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским (память 21 октября), и установлено ежегодное празднование в честь этого события.
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия. В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. 14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.
Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы — монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство — подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.
Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.
В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, — говорил святитель, — должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, — засуха прекратилась.
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.
Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.
В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение».
Преподобный Иаков отшельник подвизался на горе, недалеко от города Кира в Сирии. Он страдал тяжелой болезнью, но всегда носил вериги, пищу вкушал лишь вечером и непрестанно молился.
Такими подвигами он достиг высокого духовного совершенства, получив от Господа власть над бесами, дар исцелений и даже воскрешения усопших. В преклонном возрасте преподобный Иаков мирно отошел ко Господу.
Преподобный Стилиан Пафлагонянин (V в.), монах, родился в бедной семье в Андрианополе, городке на юго-западе Пафлагонии. В раннем возрасте присоединился к пустынникам-отшельникам, дабы очистить свою душу бдением и молитвой. В отличие от большинства других отшельников, он, однако, не ушёл от общества в целом, предпочитая ходить в народ, чтобы делать добро, а затем возвращался в свою маленькую пещерку для отдыха и молитвенного бдения.
Согласно преданию, однажды ночью, будучи на молитве, святой сподобился Божественного присутствия, он стяжал благодать Духа Святаго и вышел наутро из своей пещеры с ликованием духа и спокойствием, каких не знал раньше. Принимая людей, нуждавшихся в совете и утешении, он возложил руку на страдающего ребёнка, сделав то, чего не решался делать прежде. Он почувствовал силу Господню, которая изошла из него через эту руку на дитя, которое исцелилось. С тех пор к святому Стилиану пошли страждующие, молодые и старые, со всей округи. Его пещера притягивала больных и страждущих, и многие из них тотчас получали исцеление не через силу человеческую, но через святую Веру, даже в случаях, когда не было никаких надежд.
В то время святой Стилиан посвятил себя прежде всего детям, не только страдавшим физически, но и нуждавшимся в духовном окормлении. Семьи из всех слоёв общества доверяли святому Стилиану воспитание своих детей. Нуждающихся было так много, что ему пришлось искать большее помещение и звать на помощь своих друзей-отшельников. Быть может, это был первый в мире детский сад, куда матери без страха могли поместить своих детей, дабы спокойно заняться иными домашними делами.
Святой Стилиан стал покровителем детей, которым только предстояло родиться. По преданию, одна молодая женщина весьма помогала ему с детьми, но не могла родить своего ребёнка. Когда эта женщина понесла, муж на радостях рассказал об этом всей округе, так что к великому отшельнику, чья вера во истину стала плодородной, стало стекаться множество неплодных женщин.
Весёлый облик святого Стилиана был его отличительным качеством, по преданию, его помнят всегда улыбающимся. По преданию, к нему подступали многие с предложением извлечь выгоду из его талантов, но всем этим людям он давал один ответ о том, что за все его дары ему было уплачено авансом, когда благодать Духа Святаго сошла на него. Преставился святой Стилиан ко Господу в глубокой старости.
Почитание преподобного Стилиана распространилось широко за пределы родной области и особенно в Церквах греческой традиции. На Руси его имя осталось малоизвестным. Как и в годы его земной жизни, к нему особенно прибегают в молитвах об исцелении детей и избавления от бесплодия.
Преподобный Афанасий, по прозвищу «Железный посох», и преподобный Феодосий Череповецкие – ученики Преподобного Сергий Радонежского. Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, где подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во Имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь. Скончались около 1388 года и погребены в соборном храме монастыря.