задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 7 ноября

Мучеников и нотариев Маркиана чтеца и Мартирия иподиакона (ок. 355).

Праведной Тавифы (ок. 36-42). Мучеников Анастасия (ок. 284-305); Валерина; Савина; Валерия и Хрисафия; 2-х, во Фракии между двумя камнями раздавленных. Преподобных Мартирия диакона и Мартирия Затворника, в Дальних пещерах почивающих (XIII-XIV). Преподобной Матроны исповедницы (1963).

Иконы Божией Матери, именуемой «Валкурийская» (II).

 

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАРКИАН И МАРТИРИЙ

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.

Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву: «Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни». После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под меч нечестивых († около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.

 

СВЯТАЯ ПРАВЕДНАЯ ТАВИФА

??????????????????????????????????????????????

Святая праведная Тавифа (I), женщина добродетельная и милосердная, принадлежала к христианской общине в Иоппии. Случилось так, что она, тяжело заболев, умерла. В то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал святой апостол Петр. К нему были посланы гонцы с убедительной просьбой о помощи. Когда апостол пришел в Иоппию, праведная Тавифа была уже мертва. Преклонив колена, первоверховный апостол сотворил горячую молитву ко Господу. Затем подошел к одру и воззвал: «Тавифа, встань!» Она поднялась совершенно здоровой (Деян. 9, 36).

 

СВЯТОЙ МУЧЕНИК АНАСТАСИЙ

Святой мученик Анастасий жил в III веке в городе Аквилее (Северная Италия). За миссионерскую деятельность в городе Салоне (Далмация) он был схвачен и приведен к судье. Отважно и без колебаний исповедал мученик Анастасий Христа Истинным Богом и Творцом всей твари. Решением суда он был приговорен к смертной казни. Тело святого Анастасия язычники бросили в море. Праведная христианка, богатая матрона Аскалопия, обрела тело мученика Анастасия и с почестями погребла в своей домашней церкви. Мощи святого мученика ознаменовались многими чудесами.

ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ, ДИАКОН ПЕЧЕРСКИЙ

Преподобный Мартирий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV). Его святое имя вспоминается в 7 песни канона преподобным Дальних пещер. Здесь прославляются его трудолюбие, праведность и сердечная чистота, а также дар изгнания бесов и исцеления недугов. Память отмечается также 28 августа и во 2-ю неделю Великого поста.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, ЗАТВОРНИК

Жил и подвизался в XIII-XIV вв. в Киево-Печерском монастыре. Святые мощи его почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ВАЛКУРИЙСКАЯ»

Пре­да­ние свя­зы­ва­ет на­пи­са­ние этой ико­ны с уче­ни­ком ап. Пет­ра св. Мар­ки­а­ном, еп. Си­ра­куз­ским, от­но­ся, т. о., ее со­зда­ние ко II в. В сб. «Солн­це Пре­свет­лое» (1715–1716) его со­ста­ви­тель, сто­рож мос­ков­ско­го Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Си­ме­он Мо­хо­ви­ков, ука­зы­ва­ет вы­мыш­лен­ный год яв­ле­ния об­ра­за — 5700 (от со­тво­ре­ния ми­ра). Све­де­ний о про­ис­хож­де­нии на­зва­ния, ис­то­рии и ико­но­гра­фии об­ра­за не со­хра­ни­лось.