Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 7 апреля

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). Преподобного Саввы Нового (1948).

Иконы Божией Матери Благовещение (XVI)

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

 

История праздника

О событии Благовещения повествует евангелист Лука. Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Дева Мария смутилась от необычности его слов, но Архангел успокоил Ее и сообщил, что Своей жизнью Она обрела благодать у Бога быть Матерью Сына Божия. Затем Архангел произнес: «…и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:31–33). Дева Мария удивилась словам Архангела и спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Тогда он открыл Пречистой Деве великую тайну Боговоплощения: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Богородица с величайшим смирением приняла слова Архангела и ответила: «…се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Святитель Григорий Палама говорит, что воплощение было бы невозможно без свободного согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно и без творческой воли Божией. Действием Божией Благодати началось развитие новой человеческой жизни. Пресвятая Богородица, не познав мужа, но через осенение Духа Святого зачала во чреве Христа, оставшись при этом Девой.

Благовещение Пресвятой Богородицы имеет важное значение для всей истории христианства. Митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на день Благовещения рассуждает об образе Девы Марии, «Которая совершенной верой и совершенной чистотой, подвигом истинной святости стяжала Себе этот страшный дар – стать Матерью Господней».

Установление праздника Благовещения

У древних христиан этот праздник имел различные названия: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Благовещение Ангела Марии, Начало искупления. Лишь в VII в. он окончательно стал называться Благовещением Пресвятой Богородицы.
Об установлении празднования Благовещения становится известно уже в III в. Возможно, он возник в Константинополе и Малой Азии, а затем распространился повсеместно. Святой равноапостольной Еленой в начале IV в. были открыты святые места земной жизни Спасителя, также начато строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Это способствовало установлению праздника. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин в своих беседах упоминают о Благовещении как о древнем и сложившемся торжестве. В V–VIII вв. распространились ереси, унижавшие лицо Девы Марии и искажающие догмат о Боговоплощении, поэтому торжество праздника в Церкви было возвеличено, появилось много праздничных песнопений, раскрывающих величие Богородицы и Таинство воплощения Сына Божия.

На Руси празднику Благовещения всегда придавали особенное значение, о чем свидетельствует сохранившаяся пословица: «Благовещение – самый большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучат». В этот день не принято было совершать никакую работу. Люди занимались делами милосердия – посещали заключенных, подавали милостыню. Также был интересный обычай, который сохранился и по сей день: на волю выпускали птиц, которые символизировали начало новой жизни и освобождение от греха.

 

Беседа святителя Прокла, Патриарха Константинопольского

Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня, братия, сказать Ей слово похвалы, полезное и для пришедших на это церковное торжество. Оно составляет похвалу жен, славу их пола, какую (славу) доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь, и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Торжествуй, природа, потому что воздается честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева. «Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5, 20). Нас собрала здесь Святая Богородица и Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай Второго Адама, – место, где совершилось соединение естеств, где утвердился Совет о спасительном примирении.

Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве Беспредельный Бог, Которого не вмещают Небеса, Которого не ограничивает чрево Девы!? Родившийся от жены не есть только Бог и не есть только Человек: этот Родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверью спасения; где змий разлил свой яд, нашедши преслушание, там Слово воздвигло Себе одушевленный храм, вошедши туда послушанием: где возник первый грешник Каин, там родился бессеменно Искупитель человеческого рода Христос. Человеколюбец не возгнушался родиться от жены, потому что это дело Его даровало жизнь. Он не подвергся нечистоте, вселившись в утробу, которую Он Сам устроил чуждой всякого повреждения. Если бы эта Матерь не пребыла Девой, то рожденный Ею был бы простой человек, и рождение не было бы чудесно; а так как Она и после рождения пребыла Девой, то Кто же – Рожденный, как не Бог? Неизъяснимо таинство, потому что родился неизъяснимым образом Он, беспрепятственно прошедший дверьми, когда они были заключены. Исповедуя в Нем соединение двух естеств, Фома воскликнул: «Господь мой, и Бог мой!» (Ин. 20, 28).

Апостол Павел говорит, что Христос «иудеем убо соблазн, еллином же безумие» (1 Кор. 1, 23): они не познали силы таинства, потому что оно непостижимо уму: «аще бы быша разумели, не быша Господа Славы распяли» (1 Кор. 2, 8). Если бы Слово не вселялось во чрево, то плоть не воссела бы с Ним на Божественном Престоле; если бы для Бога было оскорбительно войти в утробу, которую Он создал, то и Ангелы оскорблялись бы служением человеку.

Тот, Кто по Своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг Себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к Божественному естеству соделался Богом, но, будучи Бог, по Своему милосердию соделался Человеком. Мы не говорим: «человек сделался Богом»; но исповедуем, что Бог воплотился и вочеловечился. Рабу Свою избрал для Себя в Матерь Тот, Кто по существу Своему не имеет матери, и Кто, являясь по Божественному смотрению на земле в образе человека, не имеет здесь отца. Как один и тот же есть и без отца, и без матери, по слову Апостола (Евр. 7, 3)? Если Он – только человек, то Он не мог быть без матери: и действительно, у Него есть Мать. Если Он – только Бог, то Он не без Отца: в самом деле, у Него есть Отец. Он не имеет матери как Творец Бог, не имеет отца как Человек.

Убедись в этом самым именем Архангела, благовестившего Марии: ему имя – Гавриил. Что значит это имя? – оно значит: «Бог и человек». Так как Тот, о Ком он благовествовал, есть Бог и Человек, то имя его предуказывало на это чудо, дабы верою принято было дело Божественного домостроительства.

Спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в Спасителе: «вся бо, – говорит святой Павел, – согрешиша, и лишени суть Славы Божия» (Рим. 3, 23). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным: не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с Небес призывали Врача; один говорил: «Господи, преклони небеса, и сниди» (Пс. 143, 5); другой взывал: «Исцели мя, Господи, и исцелею» (Иер. 17, 14); «воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Пс. 79, 3). Иной: «Яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли» (3 Цар. 8, 27). «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело» (Пс. 78, 8). Другие говорили: «О люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть» (Мих. 7, 2). «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69, 2). «Аще умедлит, потерпи ему, яко Идый приидет, и не умедлит» (Авв. 2, 3). «Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, уповающаго на Тя» (Пс. 118, 176). «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Пс. 49, 3). Потому Тот, Кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола, благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властью диавола, Присносущий пришел и дал в уплату Свою Кровь; для искупления рода человеческого от смерти отдал Свое Тело, которое принял от Девы, освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертью. «Христос ны искупил есть от клятвы законныя», – восклицает святой Павел (Гал. 3, 13).

Так знай, что Искупитель наш не есть простой человек, потому что весь род человеческий порабощен греху, но Он также и не Бог только, непричастный естества человеческого. Он имел тело, потому что если бы Он не облекся в меня, то и не спас бы меня. Но, вселившись во чрево Девы, Он облекся в меня осужденного, и в нем – в том чреве совершил чудную перемену: дал Духа и принял тело, Один и Тот же (пребывая) с Девою и (рождаясь) от Девы. Итак, Кто же Он, явившийся нам? Пророк Давид указывает тебе в сих словах: «Благословен Грядый во Имя Господне» (Пс. 117, 26). Но яснее скажи нам, пророк, Кто Он? Господь Бог воинств, говорит пророк: «Бог Господь, и явися нам» (Пс. 117, 27). «Слово плоть бысть» (Ин. 1, 14): соединились два естества, и соединение пребыло неслитным.

Он пришел спасти, но должен был и пострадать. Как могло быть то и другое вместе? Простой человек не мог спасти; а Бог в одном только Своем естестве не мог страдать. Каким же образом совершилось то и другое? Так, что Он, Еммануил, пребывая Богом, соделался и Человеком; и то, чем Он был, спасло, – а то, чем Он соделался, страдало. Потому, когда Церковь увидела, что иудейское сонмище увенчало Его тернием, оплакивая буйство сонмища, – говорила: «Дщери Сиони, изыдите и видите венец, имже венча Его мати Его» (Песн. 3, 11). Он носил терновый венец, и разрушил осуждение на страдание от терния. Он Один и Тот же был и в лоне Отца и во чреве Девы; Один и Тот же – на руках Матери и на крыльях ветров (Пс. 103, 3); Он, Которому поклонялись Ангелы, в то же время возлежал за столом с мытарями. На Него Серафимы не смели взирать, и в то же время Пилат делал Ему допрос. Он – Один и Тот же, Которого заушал раб и пред Которым трепетала вся тварь. Он пригвождался ко Кресту и восседал на Престоле Славы, – полагался во гроб и простирал небо яко кожу (Пс. 103, 2), – причислен был к мертвым и упразднил ад; здесь, на земле, клеветали на Него, как обманщика, – там, на Небе, воздавали Ему славу, как Всесвятому. Какое непостижимое таинство! Вижу чудеса, и исповедую, что Он – Бог; вижу страдания, и не могу отрицать, что Он – Человек. Еммануил отверз двери природы, как человек, и сохранил невредимыми ключи девства, как Бог: исшел из утробы так же, как вошел чрез слух; одинаково и родился и зачался: бесстрастно вошел, без истления вышел, как об этом говорит пророк Иезекииль: «Обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна. И рече Господь ко мне: сыне человечь, сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Израилев, Он един, внидет и изыдет и будут заключенна» (Иез. 44, 1-2).

Вот – ясное указание на Святую Деву и Богородицу Марию. Да прекратится всякое противоречие, и Священное Писание да просветит наше разумение, дабы нам получить и Царство Небесное во веки веков. Аминь.

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН (БЕЛАВИН), ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси

Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

Когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его детей. Однажды он с тремя сыновьями спал на сеновале. Ночью он вдруг проснулся и разбудил их. «Знаете, – заговорил он, – я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет великим». Пророчество явившейся покойной матери отца со всей точностью исполнилось на всех трех братьях.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем».

Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище – «Патриарх», полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета – девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре – в иеромонаха.

Через год он был назначен инспектором Холмской семинарии и в том же, 1892 г., утвержден ректором семинарии с возведением в сан архимандрита. В Холме, наполовину польском и католическом городе, обстановка для ректора православной семинарии была непростой: часть русского населения оставалась в унии, большим влиянием пользовалась и еврейская община. Архимандрит Тихон был главным помощником местного архиерея; обладая большим тактом, чувством меры и мудростью, он умел, не задевая самолюбия щепетильного польского населения, оставаться непреклонным ревнителем православной веры. Холмские священники полюбили его и часто приглашали служить в свои храмы.

Из Холма архимандрита Тихона перевели ректором семинарии в Казань, а 4 октября 1897 г. в Александро-Невской лавре состоялась его хиротония во епископа Люблинского, викария Холмской епархии.

В декабре 1898 г. епископ Тихон был назначен на зарубежную Алеутско-Американскую кафедру, которая находилась в Сан-Франциско. На новом поприще он неустанно трудился над укоренением и распространением Православия в Америке. При нем сооружено было много новых храмов и на Аляске, и в Канаде, и в Соединенных Штатах. В 1901 г. епископ Тихон совершил закладку кафедрального храма в Нью-Йорке во имя святителя Николая. Через полтора года владыка освятил этот храм. При его архипастырском служении в Америке участились присоединения новообращенных из других исповеданий к Православной Церкви. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе и издании богослужебных книг на английском языке. В Канаде по его ходатайству открылась викарная кафедра.

В 1905 г. святитель Тихон был возведен в сан архиепископа, а через два года после этого переведен на одну из самых почетных в России кафедр – Ярославскую, преемницу древней Ростовской. И в Ярославле он оставался все тем же мудрым, распорядительным, благожелательным архиереем; часто объезжая епархию, совершал службы в приходских и монастырских храмах. Замечания всегда делал мягко и добродушно, часто в шутливой форме, никогда не кричал на подчиненных. Необычной была и простота его домашнего обихода.

В 1913 г. архиепископа Тихона перевели в Литовскую епархию – в Вильно. Обстановка в Литве была подобна той, которую он хорошо знал по Холмщине: влиятельная Католическая Церковь и смешанное русско-литовско-польско-еврейское население. В Вильне владыку застала война. По распоряжению Святейшего Синода архиепископ Тихон переехал в Москву, привезя с собой мощи святых Виленских чудотворцев, но вскоре из Москвы перебрался ближе к своей пастве, почти на линию фронта. Он посещал госпитали, служил молебны, исповедовал и причащал раненых, напутствовал умирающих. Его не раз вызывали в Петербург для участия в работе Синода.

В 1917 г. после открытия Поместного Собора архиепископ Московский Тихон был удостоен сана митрополита, а затем избран Председателем Собора, цель которого была восстановление жизни Русской Церкви на строго канонических началах. Патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви, и соборным решением было его восстановление в России. После отбора трех кандидатов в патриархи было предоставлено воле Божией, посредством жребия, указать избранника, и на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России был призван высокопреосвященнейший митрополит Тихон.

Патриарх Тихон не уклонялся от прямых обличений, направленных против гонений на Церковь, против террора и жестокости, но каждое послание Первосвятителя дышало упованием на то, что в среде богоборцев возможно еще покаяние. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх Тихон собирал воедино церковные силы, его имя было маяком, указывавшим путь к истине Православия.

Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения.

Блаженная кончина святителя и исповедника Тихона последовала 25 марта, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, он умирал с тихой молитвой к Богу, молитвой благодарности, славословя и крестясь «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Господи, слава Тебе…»

Проститься с Патриархом пришло около миллиона человек, хотя всех прощавшихся в продолжение каких-нибудь ста часов не мог вместить Большой собор Донского монастыря Москвы, где до погребения находилось тело усопшего Патриарха.

1 ноября 1981 года Патриарх Тихон был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Синодом РПЦЗ.

В РПЦ прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова.

В начале 1992 года в Малом соборе Донского монастыря был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара практически случайно были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Находка стала настоящим чудом и еще одним свидетельством возрождения собора. 19 февраля 1992 года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Мощи открыто покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.

3 декабря 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов еще один день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Новая дата приурочена к дню избрания святителя Тихона на Всероссийский Патриарший престол – 5/18 ноября.

 

САВВА НОВЫЙ, ИЕРОМОНАХ

Свя­той Сав­ва (мир­ское имя Ва­си­лий) ро­дил­ся в 1862 го­ду в се­ле­нии Ирак­ли­ца об­ла­сти Во­сточ­ная Фра­кия. Его ро­ди­те­ли бы­ли бед­ны­ми и про­сты­ми людь­ми. Зва­ли их Кон­стан­тин и Сма­раг­да.

С ран­не­го дет­ства Ва­си­лия от­ли­ча­ла глу­бо­кая ве­ра и лю­бовь к Церк­ви. Лю­би­мым его за­ня­ти­ем бы­ло чте­ние жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рое вос­пла­ме­ни­ло его серд­це же­ла­ни­ем по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Од­на­ко ро­ди­те­ли бы­ли ка­те­го­ри­че­ски про­тив то­го, чтобы сын ушёл в мо­на­стырь, и хо­те­ли сде­лать его ла­воч­ни­ком. Несмот­ря на угро­зы ма­те­ри, юно­ша бе­жал из до­ма и при­шёл в ка­ли­ву Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Афон­ском ски­ту свя­той пра­вед­ной Ан­ны.

Через две­на­дцать лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни на Свя­той Го­ре Сав­ва от­пра­вил­ся па­лом­ни­ком в Иеру­са­лим и, по­кло­нив­шись свя­тым ме­стам, при­нял по­стриг в мо­на­сты­ре свя­то­го Ге­ор­гия Хо­зе­ви­та в 1890 го­ду. В 1894 игу­мен оби­те­ли Ка­лин­ник бла­го­сло­вил его вер­нуть­ся на Свя­тую Го­ру Афон для со­вер­шен­ство­ва­ния в пи­са­нии икон и изу­че­ния ви­зан­тий­ской цер­ков­ной му­зы­ки.

В 1897 го­ду Сав­ва вер­нул­ся в Иеру­са­лим, где оста­вал­ся вплоть до 1916 го­да. В этот пе­ри­од Свя­той под­ви­зал­ся на бе­ре­гах Иор­да­на. В 1903 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и в те­че­ние трёх лет слу­жил при пат­ри­ар­шей шко­ле Все­чест­но­го Кре­ста в Иеру­са­ли­ме. За­тем свя­той вновь уда­лил­ся в скит Ху­зи­вской оби­те­ли, где про­во­дил стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь. Един­ствен­ны­ми его за­ня­ти­я­ми бы­ли мо­лит­ва и ико­но­пись. Ел он пше­нич­ные зер­на, раз­мо­чен­ные в во­де, не ча­ще од­но­го ра­за в день, и от­пи­вал немно­го во­ды из ре­ки.

В 1916 го­ду свя­той вер­нул­ся в Гре­цию. Два го­да про­вёл на ост­ро­ве Пат­моc, а за­тем несколь­ко ме­ся­цев на Афоне. Ко­гда Сав­ва узнал, что мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский Нек­та­рий разыс­ки­ва­ет его, он тот­час от­пра­вил­ся на ост­ров Эги­на. При свя­том Нек­та­рии он оста­вал­ся два го­да (до его бла­жен­ной кон­чи­ны). Об­ще­ние с ве­ли­ким по­движ­ни­ком на­ше­го вре­ме­ни, его тер­пе­ние во вре­мя ис­пы­та­ний и бо­лез­ней, сми­ре­ние, оте­че­ские со­ве­ты и, на­ко­нец, са­ма его смерть, со­про­вож­дав­ша­я­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми, – все это за­вер­ши­ло ду­хов­ное раз­ви­тие свя­то­го Сав­вы.

По­сле от­пе­ва­ния свя­ти­те­ля Нек­та­рия пре­по­доб­ный Сав­ва ушёл в за­твор. Спу­стя со­рок дней пол­но­го уеди­не­ния он вы­шел из ке­ллии, дер­жа в ру­ках первую ико­ну свя­то­го Нек­та­рия, и по­ве­лел на­сто­я­тель­ни­це мо­на­сты­ря по­ме­стить её в хра­ме для по­кло­не­ния. По­сле то­го, как она ста­ла воз­ра­жать и го­во­рить, что свя­той Нек­та­рий ещё не про­слав­лен Цер­ко­вью, пре­по­доб­ный Сав­ва ска­зал: «Ты долж­на ока­зать по­слу­ша­ние. Возь­ми ико­ну, по­ставь её в хра­ме и впредь не про­тивь­ся Во­ле Бо­жи­ей».

По­сле смер­ти сво­е­го на­став­ни­ка свя­той Сав­ва ещё несколь­ко лет про­вёл на ост­ро­ве Эги­на, в ке­лье, рас­по­ло­жен­ной непо­да­лё­ку от мо­на­сты­ря Свя­той Тро­и­цы. Он со­би­рал по­жерт­во­ва­ния для об­щи­ны и пре­по­да­вал ико­но­пись и ви­зан­тий­ское пе­ние мо­на­хи­ням.

По­сколь­ку при­ток по­се­ти­те­лей в оби­тель Свя­той Тро­и­цы ме­шал без­мол­вию и мо­лит­ве, свя­той Сав­ва пе­ре­се­лил­ся в мо­на­стырь Всех свя­тых на ост­ро­ве Ка­лим­нос (1926). По­движ­ник по­стро­ил ма­лень­кую ке­ллию, рас­по­ло­жен­ную чуть вы­ше оби­те­ли, в точ­но­сти на том ме­сте, ко­то­рое пре­ду­ка­зал ос­но­ва­тель мо­на­сты­ря за несколь­ко лет до то­го пе­ред сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ной.

Боль­шин­ство муж­ско­го на­се­ле­ния Ка­лим­но­са со­став­ля­ли ны­ряль­щи­ки. Чтобы про­кор­мить свои се­мьи, они по­гру­жа­лись на дно за мор­ски­ми губ­ка­ми. Мно­гие муж­чи­ны ста­но­ви­лись ин­ва­ли­да­ми или по­ги­ба­ли в мор­ской пу­чине. Их се­мьи жи­ли в по­сто­ян­ном стра­хе по­те­рять кор­миль­ца и остать­ся без средств к су­ще­ство­ва­нию.

За два­дцать два го­да слу­же­ния на ост­ро­ве свя­той Сав­ва стал на­сто­я­щим от­цом для всех ка­лим­нос­цев. Да­же се­го­дня, мно­го лет спу­стя по­сле его бла­жен­ной кон­чи­ны, они на­зы­ва­ют сво­е­го за­ступ­ни­ка и по­кро­ви­те­ля «отец Сав­ва». Он был их ду­хов­ным от­цом, к нему они при­хо­ди­ли за по­мо­щью и уте­ше­ни­ем.

Мно­гие ста­ри­ки пом­нят, как свя­той Сав­ва раз­да­вал ми­ло­сты­ню, учил де­тей и про­све­щал на­род. Они рас­ска­зы­ва­ют, что чув­ство­ва­ли, как от ба­тюш­ки ис­хо­дил тон­кий бла­го­ухан­ный аро­мат.

Осо­бое по­пе­че­ние свя­той имел о вдо­вах, си­ро­тах и бед­ня­ках. Сам же был очень воз­дер­жан в еде. Его пи­щу со­став­ля­ли несколь­ко ку­соч­ков просфо­ры, ко­то­рые он за­пи­вал неболь­шим ко­ли­че­ством ви­на или роз­ма­ри­но­вым от­ва­ром. Ко­гда на­сту­пал ве­чер, он, весь день тру­див­ший­ся над пи­са­ни­ем икон или при­ни­мав­ший ис­по­ведь, брал в ру­ки лом и те­сал им кам­ни, чтобы, как он го­во­рил, «не да­ром есть свой хлеб». Свя­той Сав­ва уде­лял сну не бо­лее двух ча­сов в день, при­чём спал, си­дя на сту­ле. Остав­ше­е­ся вре­мя он це­ли­ком по­свя­щал слу­же­нию Бо­гу и сво­им ближ­ним. Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны по­движ­ник про­во­дил це­лые но­чи в мо­лит­вах за на­род, а ко­гда над мо­на­сты­рём про­ле­та­ли вра­же­ские са­мо­лё­ты, осе­нял их крест­ным зна­ме­ни­ем.

Ра­ди сво­их бра­тьев во Хри­сте свя­той от­ка­зал­ся от столь лю­би­мо­го им без­мол­вия. Он при­хо­дил вся­кий раз, ко­гда бы его ни по­зва­ли, чтобы уте­шить лю­дей во вре­мя ис­пы­та­ний и по­де­лить­ся с ни­ми пла­мен­ной лю­бо­вью ко Хри­сту. Пре­по­доб­ный при­ни­мал ис­по­ведь ча­са­ми. Был строг к се­бе и снис­хо­ди­те­лен к дру­гим. Един­ствен­ное с чем он не мог при­ми­рить­ся это бо­го­хуль­ство и осуж­де­ние.

«Мо­нах – это тот, кто страж­дет и опла­ки­ва­ет соб­ствен­ные гре­хи, не за­ме­чая чу­жих, ко­то­рый не осуж­да­ет и не гне­ва­ет­ся, но сно­сит тер­пе­ли­во, с ра­до­стью лю­бую оби­ду и пре­зри­тель­ное от­но­ше­ние, чтобы спо­до­бить­ся бли­зо­сти к Бо­гу, Небес­но­му Су­дье и От­цу всех», – пи­сал в од­ной из сво­их немно­го­чис­лен­ных за­пи­сей свя­той Сав­ва. И сам он стал об­раз­цом мо­на­ше­ско­го слу­же­ния.

Во вре­мя бо­го­слу­же­ния Свя­той был пол­но­стью по­гру­жён в мо­лит­ву. Ко­гда он мо­лил­ся, во­круг рас­про­стра­ня­лось неиз­ре­чен­ное бла­го­уха­ние и на­пол­ня­ло цер­ковь или ке­ллию.

Пре­по­доб­ный Сав­ва был нес­тя­жа­те­лен. Он по­ло­жил за пра­ви­ло не остав­лять день­ги на ночь под сво­им кро­вом и тот­час раз­да­вал все по­жерт­во­ва­ния. Ра­бо­чим, ко­то­рые тру­ди­лись в его жи­ли­ще, он пред­ло­жил са­мим брать пла­ту за свои тру­ды из ящи­ка, ку­да он скла­ды­вал все день­ги.

Пе­ред са­мой кон­чи­ной свя­той Сав­ва уеди­нил­ся на три дня в ке­ллии. Вый­дя из за­тво­ра, он дал по­след­ние на­став­ле­ния о люб­ви ко Хри­сту и со­блю­де­нии Его за­по­ве­дей, а за­тем, вне­зап­но укре­пив­шись, всплес­нул ру­ка­ми, и пре­ста­вил­ся со сло­ва­ми: «Гос­подь, Гос­подь, Гос­подь, Гос­подь!» Од­на из при­сут­ство­вав­ших при этом мо­на­хинь ви­де­ла, как его ду­ша воз­нес­лась на небе­са на зо­ло­том об­ла­ке при зву­ках рай­ско­го пе­ния (это слу­чи­лось 25 мар­та 1948 г.).

Ко­гда в 1957 го­ду по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Ка­лим­но­са Ис­и­до­ра от­кры­ли мо­ги­лу пре­по­доб­но­го Сав­вы, во­круг неё рас­про­стра­ни­лось чу­дес­ное бла­го­уха­ние, на­пол­нив­шее всё кру­гом, вплоть до окра­ин го­ро­да. У гро­ба свя­то­го про­изо­шли мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, ко­то­рые с тех пор не пре­кра­ща­лись.

Имя преп. Сав­вы Но­во­го вне­се­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия II. Про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го со­вер­ше­но Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в фев­ра­ле 1992 г.

 

ИКОНА БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (XVI)

Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение удивления и страха.

Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет».

На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви – не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней.

Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле.

Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода. Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился о своем избавлении. И вот однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить царя о свободе. Он не решался, боясь увеличить гнев царя. Тогда Царица Небесная вторично явилась ему и обещала Свою помощь. Воевода повиновался. Посланные от царя люди, подойдя к тюрьме, были поражены, увидев на стене башни самописанную икону Благовещения.

Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала внутренней южной стеной церкви. Образ этот, изображенный на штукатурке, был украшен великолепным киотом.