Православный календарь 6 октября
Зачатие честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святителя Иннокентия, митрополита Московского (прославление, 1977).
Преподобных жен Ксанфиппы и Поликсении (109), сестер, учениц апостольских; Ревекки. Мучеников Ираиды девы, Александрийской (ок. 308); Андрея и Иоанна и сыновей его Петра и Антонина (IX). Новомучеников Николая Пантопола (1672); Иоанна во Врахори (1814). Священномученика Иоанна (Панкратовича) пресвитера, Белорусского (1937).
Иконы Божией Матери Словенской (1635).
Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я — Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.
Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (26.VIII.1797 — 31. III. 1879), прославлен Русской Православной Церковью 6.X.1977.
Родился он в селе Ангинском Иркутской епархии. Апостол Америки и Сибири свое благовестие пронес «даже до края земли»: на Алеутские острова (с 1823 г.), на шести наречиях местных племен, на о. Ситху (с 1834 г.), среди колошей (тлинкитов); в отдаленнейшие селения обширной Камчатской епархии (с 1853 г.); среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае (с 1853 г.) и Северной Америке (в 1857 г.): в Амурском и Уссурийском крае (с 1860 г.).
Проводя большую часть жизни в путешествиях, святитель Иннокентий перевел на алеутский язык Катехизис, Евангелие, в 1833 г. написал на этом языке одно из лучших творений Православного миссионерства — «Указание пути в Царствие Небесное»; в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и Богослужение на своем родном языке якуты. Дважды (в 1860 и 1861 гг.) святитель Иннокентий встречался с Апостолом Японии — святителем Николаем, передав ему свой духовный опыт. Замечательный проповедник, святитель Иннокентий говорил: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».
Начав апостольские труды приходским священником, святитель Иннокентий завершил их на кафедре Московских первоиерархов (с 5.I.1868 по 31.III.1879). Преданный воле Божией в течение всей жизни, он оставил завет веры своим преемникам, указав на слова пророка: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23).
Чудотворная Словенская икона Божией Матери была чудесным образом обретена 15 мая 1628 года неким Титом Гавриловым, жителем деревни Шерстнево Галичского уезда Костромской губернии.
Предание гласит о том, что явившись в видении тяжело болящему, расслабленному (парализованному) и ослепшему Титу, Пресвятая Богородица повелела ему идти к речке Словинке, протекавшей в Кусской волости и в обветшавшей, заброшенной церкви за престолом, под деревом, проросшим сквозь разрушенную кровлю храма, найти Ее святую икону.
Придя в себя, совершенно исцелившийся Тит, не медля ни минуты, вместе с местным священником Евдокимом отправился по пути, указанному в видении Божией Матерью. В одной из деревень, встретившихся им на пути, – Доронино – жил и промышлял охотой некий зверолов по имени Иакинф. Он-то и привел странников к древней церкви, которая уже более шести десятилетий стояла в запустении. За престолом ветхого храма стоял прекрасный образ Божией Матери, излучавший ослепительный свет. Чудесное обретение чудотворной иконы Тит Гаврилов почел знамением для себя, и, решив не возвращаться домой, остался на месте явления иконы, а позднее принял монашество. От образа Пресвятой Богородицы с той поры стали проистекать многочисленные чудеса.
По исследовании же чудес, произошедших от чудотворной Словенской иконы Божией Матери, повелением царя Михаила Феодоровича Романова и по благословению Патриарха Филарета, в 1635 году на месте чудесного явления святого образа был основан мужской монастырь – Словенская пустынь, просуществовавшая до 1764 года. Чудотворная икона после упразднения монастыря была перенесена в сельский деревянный храм (ныне село Словинка Антроповского района Костромской области).
Точный список с образа находился в с. Новоспасском Дмитровского уезда Московской губернии.
В 1806 году рядом с деревянным был возведен каменный храм в честь чудотворной Словенской иконы Божией Матери, перестроенный в 1892 году в новый, с тремя престолами, освященными в честь Словенской иконы Пресвятой Богородицы, во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.
И сегодня чудотворный Словенский образ, пребывающий в стенах этого храма, подает утешение и милосердное заступление всем верующим, обращающимся с горячими молитвами к Царице Небесной.