задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 5 сентября

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мученика Луппа (ок. 306).

Священномучеников Пофина (177) и Иринея (202), епископов Лионских. Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547) Италийских. Святителя Каллиника, патриарха Константинопольского (705). Святой Елисаветы. Священномучеников Ефрема, епископа Селенгинского, Иоанна пресвитера и мученика Николая (1918). Священномучеников Павла и Иоанна пресвитеров (1937).

 

МУЧЕНИК ЛУПП

Мученик Лупп жил в конце III в. — начале IV в. и был верным слугой святого великомученика Димитрия Солунского (память 26 октября). Присутствуя при кончине господина, он омочил свою одежду его кровью и взял перстень с его руки. Этой одеждой, а также перстнем и именем великомученика Димитрия святой Лупп творил в Солуни многие чудеса. Он разбил языческих идолов, за что подвергся преследованию от язычников, но силой Божией был сохранен невредимым. Святой Лупп добровольно предал себя в руки мучителей и по повелению императора Максимиана Галерия был усечен мечом († после 306 г.).

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ

Священномученик Ириней, епископ Лионский, родился в 130 г. в городе Смирне. Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова — святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину. Вскоре святому Иринею было дано ответственное поручение: доставить святому Папе Римскому Елевферию (177-190) письмо исповедников. Во время его отсутствия были брошены в тюрьмы все видные христиане. В 178 году, спустя год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна. «В короткое время, — писал о нем святитель Григорий Турский, — он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский!» Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», или сокращенно: «Пять книг против ересей». В то время возник ряд религиозно-философских гностических учений. Гностики (от греческого слова «гнозис» — «знание») учили, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий — лишь истечение (эманация) Божества. Вместе с Ним из Божества исходит иерархический ряд сил (эонов),совокупность которых составляет «плирому», т.е. «полноту». Мир сотворен не самим Богом, а эонами или «демиургом», который ниже «плиромы».

В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил Православное учение о спасении. «Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он.., — учил святитель Ириней, — Иисус- Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом». Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.

В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, — писал святитель. — Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».

Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. «Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни».

Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется. Святой Папа Виктор (190-202) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От имени галльских христиан святитель Ириней писал Папе, что нельзя допускать раскол из-за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.

В царствование императора Севера (193-211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.

 

ПРЕПОДОБНЫЕ ЕВТИХИЙ И ФЛОРЕНТИЙ

Преподобные Евтихий и Флорентий были иноками, подвизались в Италии в VI в. в области Нурсии. Святой Евтихий своим учением многих обращал к Богу. Когда в ближайшем монастыре скончался игумен, его упросили быть настоятелем. Он согласился, но продолжал заботиться о прежнем месте своих подвигов, где остался его сподвижник Флорентий. Преподобный Флорентий творил чудеса при жизни. Например, он приручил медведя, который служил ему, пас овец, носил воду и выполнял другие повеления старца. Позавидовав славе святого Флорентия, четыре инока убили медведя. Святой предсказал убийцам наказание Божие. Так и случилось по его слову — иноки были поражены болезнью. Увидев наказание Божие, постигшее иноков, преподобный Флорентий тяжко скорбел и сокрушался о случившемся, называя себя убийцей тех иноков. Святой Евтихий не творил чудес при жизни, но после смерти от его оставшихся одежд стали подаваться исцеления. Во время засухи с его одеждою проходили по полям, и Бог посылал дождь (так было в 1492 году). Преподобный Евтихий скончался 23 мая 540 года, а преподобный Флорентий — 1 июня 547 года.

 

СВЯТИТЕЛЬ КАЛЛИНИК, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Святитель Каллиник, Патриарх Константинопольский (693-705), первоначально был пресвитером в храме Пресвятой Богородицы во Влахерне, а в 693 году, после смерти Патриарха Павла (686-693), был возведен на Константинопольский престол. В то время царствовал жестокий Юстиниан II (685-695). Он предпринял постройку дворца близ самой церкви Пресвятой Богородицы и решил разрушить ее. Император повелел Патриарху Каллинику дать благословение на разборку храма. Патриарх ответил, что имеет молитвы лишь на созидание храмов, а не на разрушение. Когда храм был разрушен, он со слезами воскликнул: «Слава Тебе, Господи, терпящему все».

Вскоре Юстиниана постигло наказание Божие. Он был свергнут с престола и сослан в заточение в Херсон, где ему отрезали нос (отчего он и получил прозвище «Коротконосый»). На престол вступил Леонтий (695-698). Через 10 лет Юстиниан бежал из своего заточения, собрал войско и подступил к Константинополю. Он обещал Патриарху и императору, что, войдя в город, никому не причинит никакого зла, и дал в том клятву перед Крестом, Евангелием и Святыми Тайнами. Однако, войдя в Константинополь, он тотчас нарушил клятву и начал истреблять именитых граждан и народ, а императора обезглавил. Святого Патриарха Каллиника повелел схватить, выколоть ему глаза, отрезать язык и нос и замуровать живого в каменной стене в Риме. Через 40 дней заграждение отпало, святитель Каллиник был найден живым, хотя от изнеможения он едва дышал и через 4 дня скончался († 705). Папе Римскому Иоанну VI (701-705) в тонком сне явились апостолы Петр и Павел и велели погребсти святителя Каллиника в Апостольской церкви в Риме.