Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 5 октября

Пророка Божия Ионы (VIII в. до Р. Х.). Священномученика Фоки, епископа Синопского (117). Преподобного Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Преподобного Макария Жабынского, Белевского (22 января 1622).

Мучеников Фоки вертоградаря (ок. 320); Исаака, Мартина и Николая. Святых отца Александра; Петра, бывшего мытаря (VI). Преподобных Космы Зографского, Афонского (1323); Ионы Яшезерского (ок. 1589-1592). Блаженной Параскевы Дивеевской (1915). Собор Тульских святых.

Иконы Божией Матери, именуемой «Услышательница» (Зографская, XIV).

ПРОРОК ИОНА

Пророк Иона, преемник пророка Елисея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской, к которой во время голода по велению Божию пришел пророк Илия, и у нее не истощались мука и масло.

Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала вдова Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить мне грехи мои и умертвить сына моего». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он ожил.

Однажды Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние нечестивым жителям города Ниневии. Но Иона не захотел исполнить волю Божию. Но от Бога никто не может укрыться, и, когда Иона плыл на корабле по морю, Господь, желая вразумить раба Своего, поднял великую бурю. Ужас объял корабельщиков, и Иона велел выбросить его в море, и, как только так сделали, буря прекратилась. А пророка Иону по велению Божию проглотил кит, и пробыл Иона в животе у кита три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, непрестанно молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Тогда уже Иона безропотно, благодаря Бога, пошел исполнять волю Его. И грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой.

Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима. Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12, 40), т. е. тридневной смерти и последующего Воскресения Господа.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ФОКА СИНОПСКИЙ

Священномученик Фока родился в городе Синопе. Он с юности вел добродетельную христианскую жизнь, а в зрелые годы был поставлен епископом Синопским. Святитель Фока обратил многих язычников к вере Христовой. Во время гонений на христиан при императоре Траяне (98 — 117) градоправитель принуждал святителя к отречению от Христа. После жестоких истязаний святого Фоку заперли в горячей бане, где он мученически скончался в 117 году.

В 404 году мощи святителя были перенесены в Константинополь (память перенесения мощей 22 июля).

Священномученик Фока особенно почитается как защитник от пожаров, а также как подающий помощь утопающим.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОНА ПРЕСВИТЕР

Преподобный Иона пресвитер, отец святых Феофана, творца канонов (память 11 октября), и Феодора Начертанных (память 27 декабря), жил в Палестине в конце VIII — начале IX вв. Преподобный Иона жил добродетельно и богоугодно, имея двух сыновей, прославленных впоследствии Церковью за мученическое исповедание Православия во время иконоборческой ереси. После смерти супруги он удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря), где ранее приняли постриг оба его сына. В Лавре преподобный Иона подвизался до своей кончины в IX веке; Господь послал Своему угоднику дар благодатного врачевания.

 

ПАРАСКЕВА ДИВЕЕВСКАЯ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВАЯ

Блаженная Прасковья Ивановна, в миру Ирина, родилась в 1795 году в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии. Ее родители, Иван и Дарья, были крепостные. Когда девице минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Федора. Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она усердно молилась дома и в храме, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Так они прожили с мужем пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми. Через восемь лет муж Ирины умер. А вскоре стряслась еще одна беда ? в господском доме обнаружилась пропажа двух холстов. Прислуга оклеветала Ирину, показав, что это она их украла. По приказанию станового пристава ее жестоко избили, пробили голову, порвали уши. Ирина бежала от господ в Киев на богомолье. Здесь, видимо, она и приняла постриг в схиму.

Киевские святыни, встреча со старцами совершенно изменили ее внутреннее состояние ? она теперь знала, для чего и как жить. Она желала теперь, чтобы в ее сердце жил только Бог ? единственный любящий всех милосердный Христос, раздаятель всяческих благ. Несправедливо наказанная, Ирина с особенной глубиной почувствовала неизреченную глубину страданий Христовых и Его милосердие.

Через полтора года полиция нашла ее в Киеве и отправила по этапу к господам. Путь был мучительным и долгим, ей пришлось испытать и голод, и холод, и жестокое обращение конвойных солдат, и грубость арестантов-мужчин.

Более года прослужила Ирина господам, но затем вновь бежала. Через год полиция опять нашла ее в Киеве и препроводила по этапу. Господа выгнали Ирину на улицу, раздетую и без куска хлеба. Пять лет она бродила по селу, как помешанная, и была посмешищем для всех. Она выработала привычку жить круглый год под открытым небом, перенося голод, холод и зной. А затем ушла в саровские леса и прожила там больше двух десятков лет в пещере, которую сама вырыла.

Прежде Паша обладала удивительно приятной наружностью. За время жизни в саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она стала похожа на Марию Египетскую: худая, почерневшая от солнца. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советами, просили помолиться. Враг рода человеческого научил злых людей напасть на нее и ограбить. Ее жестоко избили, и с тех пор головная боль и опухоль под ложечкой мучили ее постоянно.

За шесть лет до смерти блаженной Пелагеи Ивановны Паша явилась в обитель с куклой, а потом и со многими куклами: нянчилась с ними, ухаживала за ними, называла их детьми. Теперь она по нескольку недель, а затем и месяцев проживала в обители. А по кончине блаженной Пелагеи Ивановны Паша совсем перебралась в монастырь.

Напившись чая после обедни, блаженная садилась за работу, вязала чулки или пряла пряжу. Это занятие сопровождалось непрестанной Иисусовой молитвой, и потому ее пряжа особенно ценилась в обители, из нее делались пояски и четки. Вязанием чулок она называла в иносказательном смысле упражнение в непрестанной Иисусовой молитве. Так, однажды приезжий подошел к ней с мыслью, не переселиться ли ему поближе к Дивееву. И она сказала в ответ на его мысли: «Ну, что же, приезжай к нам в Саров, будем вместе грузди собирать и чулки вязать», – то есть класть земные поклоны и учиться Иисусовой молитве.

Молилась она своими молитвами, но знала некоторые и наизусть. Богородицу она называла «Маменькой за стеклышком». Иногда она останавливалась, как вкопанная, перед образом и молилась или становилась на колени, где попало ? в поле, в горнице, среди улицы, и усердно со слезами молилась.

В дни прославления преподобного Серафима Дивеево посетили царь Николай II и царица Александра Федоровна. Побывали они у блаженной Параскевы Ивановны, которая предсказала рождение наследника и падение самодержавия. Царь говорил, что она ? великая раба Божия.

Прасковья Ивановна умерла 22 сентября 1915 года в возрасте около 120 лет. Похоронили ее у алтаря Троицкого собора. На стенках и крышках гроба Параскевы Ивановны было написано: «Духовнии мои, братия и спостницы, не забудите мене егда молитеся, но зряще мой гроб, поминайте мою любовь и молите Христа, да учинит дух мой с праведными».

Во время торжеств, посвященных 250-летию рождения преподобного Серафима Саровского, 31 июля 2004 года блаженная Параскева была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, а 6 октября того же года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил ее общецерковное почитание. Святые мощи были обретены 20 сентября 2004 года и почивают ныне в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. В 2004 году был передан монастырю домик-келья, где она жила, ныне в нем находится музей истории Дивеевской обители с мемориальной комнатой блаженной Паши.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ЖАБЫНСКИЙ, БЕЛЕВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от города Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был построен каменный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, с колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу. Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой .забил прохладный родник, и напоил умирающего. Когда восстановленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки — «кладезь Жабынец», отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.

Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 22 января, на память апостола Тимофея, напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени.

В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой бородой, поверх монашеских риз носил схиму. Почитание преподобного Макария установилось в конце XVII — начале XVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В XVIII в. обитель запустела. Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем начали служить соборную панихиду. Восстановление памяти преподобного Макария Белевского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством белевских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского. В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда всё было готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба. Память преподобного Макария Жабынского чтится, помимо 22 января, еще и 22 сентября.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «УСЛЫШАТЕЛЬНИЦА» (ЗОГРАФСКАЯ, XIV)

На­хо­дит­ся она на Афоне, в Зо­граф­ском мо­на­сты­ре. Та­кое на­име­но­ва­ние св. ико­ны объ­яс­ня­ет­ся из сле­ду­ю­ще­го чу­дес­но­го зна­ме­ния.

Пре­по­доб­ный Кос­ма Афон­ский, под­ви­зав­ший­ся в Зо­граф­ском мо­на­сты­ре, бу­дучи еще в мо­ло­дых ле­тах, при­шел од­на­жды в Ва­то­пед­ский мо­на­стырь на празд­ник Бла­го­ве­ще­ния. Здесь в церк­ви за служ­бой и на тра­пе­зе он ви­дел пре­крас­ную и ве­ли­че­ствен­ную Жен­щи­ну. Пре­по­доб­ный Кос­ма силь­но сму­тил­ся ду­хом и недо­уме­вал, ка­ким об­ра­зом очу­ти­лась Она здесь на Афоне, ку­да не сту­па­ла еще но­га ни од­ной жен­щи­ны, и по­че­му ино­ки мо­на­сты­ря до­пус­ка­ют здесь Ее при­сут­ствие. Раз­мыш­ляя над этим, он воз­вра­тил­ся в Зо­граф к сво­е­му стар­цу. Ста­рец за­ме­тил сму­щен­ный вид сво­е­го уче­ни­ка и спро­сил его:

— От­че­го ты так гру­стен и за­дум­чив?

Кос­ма рас­ска­зал ему о ви­ден­ном в Ва­то­пед­ском мо­на­сты­ре и чи­сто­сер­деч­но по­ве­дал все свои со­мне­ния и раз­мыш­ле­ния по по­во­ду ви­де­ния им сре­ди та­мош­них ино­ков Же­ны.

— Ка­ко­го ви­да бы­ла Же­на и ка­ко­во оде­я­ние на Ней? — сно­ва спро­сил ста­рец.

Кос­ма по­дроб­но опи­сал внеш­ний вид. То­гда ста­рец с уко­риз­нен­ным вздо­хом за­ме­тил сво­е­му уче­ни­ку:

— И ты не узнал, что за Же­на яви­лась те­бе в оби­те­ли? Знай же, что это бы­ла не про­стая, смерт­ная жен­щи­на, а Са­ма Ца­ри­ца на­шей Свя­той го­ры и всея тва­ри!

Через неко­то­рое вре­мя по­сле это­го пре­по­доб­ный Кос­ма, остав­шись один в хра­ме, об­ра­тил­ся с го­ря­чей мо­лит­вой к Бо­жи­ей Ма­те­ри и вос­клик­нул:

— Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це! По­мо­лись Сы­ну Тво­е­му и Бо­гу, да на­ста­вит ме­ня на путь спа­се­ния!

Ед­ва толь­ко он про­из­нес это, как услы­шал го­лос Бо­жи­ей Ма­те­ри:

— Сыне и Бо­же Мой! На­учи ра­ба Тво­е­го, как ему спа­стись!

И тот­час же по­сле­до­вал от­вет на это Бо­го­ма­тер­нее мо­ле­ние:

— Пусть уда­лит­ся из мо­на­сты­ря в без­мол­вие.

И Кос­ма по­сле­до­вал это­му небес­но­му от­кро­ве­нию. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние от сво­е­го на­сто­я­те­ля, он уда­лил­ся в со­сед­нюю пу­сты­ню, вы­сек се­бе в ска­ле пе­ще­ру и про­вел здесь всю свою жизнь в непре­стан­ных ино­че­ских по­дви­гах. За это он удо­сто­ил­ся по­лу­чить от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ний.

Ико­на, пе­ред ко­то­рой мо­лил­ся свя­той Кос­ма и от ко­то­рой он слы­шал го­лос, на­зва­на «Услы­ша­тель­ни­цей». Она и до­се­ле на­хо­дит­ся в со­бор­ном хра­ме Зо­граф­ско­го мо­на­сты­ря и по­ме­ща­ет­ся в ал­та­ре, на во­сточ­ной стене, в ни­ше, про­сти­ра­ю­щей­ся в дья­ко­ник.