Православный календарь 4 сентября
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мучеников Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана, Зинона и прочих (ок. 305-311).
Священномученика Афанасия, епископа Тарса Киликийского (ок. 270-275), преподобной Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мучеников Харисима и Неофита (ок. 270-275). Мучеников Евлалии девы (ок. 303); Феликса (ок. 303); Иринея, Ора и Оропса. Благоверной царицы Ариадны (IV-V). Святой Феодоры в Ксироцирке. Преподобных Боголепа Углечского (XVI); Исаакия I Оптинского (1894). Священномучеников Макария (Гневушева), епископа Орловского, Иоанна (Бояршинова) и Алексия (Наумова) пресвитеров, Пермских (1918); Феодора (Смирнова), епископа Пензенского и с ним Василия (Смирнова) и Гавриила (Архангельского) пресвитеров, Пензенских (1937); Иоанна (Троянского), епископа Великолукского, Алексия (Орлова), архиепископа Омского, Александра (Ратьковского), Михаила (Люберцева) пресвитеров, Тверских (1937); Феодора (Маляровского) пресвитера, преподобномучеников Илариона (Цурикова), Иоанна (Лабы) и Иерофея (Глазкова) иеромонахов, Чимкентских (1937). Священномученика Горазда, епископа Богемского, Сербского (1942).
Иконы Божией Матери Грузинской (1650).
Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие приняли смерть за Христа во время правления императора Максимиана (284–305). Мученик Агафоник происходил из знатного рода Гиппасиева, жил в Никомидии. Сведущий в Священном Писании, он обратил к вере во Христа многих язычников, в том числе и самого первенствующего члена Сената (принцепса). Комит Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву идолам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Мученик Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а мученик Агафоник с другими усечены мечом, по приказу императора, в Силиврии.
Мощи мученика Агафоника в церкви в честь его имени в 1200 году в Константинополе видел русский паломник Антоний. В ХIV веке архиепископ Силиврийский Филофей посвятил мученику Агафонику похвальное слово.
Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма.
Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении.
Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила.
И вот в 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. И послушник Иоанн был вверен Оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, пел на клиросе, келейно — по благословению старца Макария; брат Иоанн был еще и переплетчиком книг. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 году и пострижении в мантию в 1854 году, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе.
Избегая честолюбивых мыслей и остерегаясь поэтому всякого возвышения, исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 году рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, — в иеромонаха. И по принятии сана преподобный Исаакий остается таким же скромным, искренним и открытым в отношении с братиями, каким был прежде, но еще строже и требовательнее к себе, во всем полагаясь на духовные наставления старца.
Возможно, так, в исполнении послушаний, монашеских правил, соблюдении церковного устава, в духовном совершенствовании и постепенном восхождении «от силы в силу», и прошла бы вся его жизнь в монастыре. Но Богу было угодно другое.
В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.
В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство, по тем временам немалое. Его же стараниями достраивается храм Всех святых на новом кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском соборе и перестраивается старый во Введенском, производится новая роспись стен, строится монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования, с церковью при ней во имя святого Илариона Великого, книжная лавка, двухэтажное здание рухлядной, достраивается водопровод, воздвигается здание новой гостиницы и множество помещений реставрируется, переделывается, поновляется и строится вновь.
Под его мудрым управлением Оптина приобретает лесные участки — так решается проблема топлива. Им же осуществляется покупка луговых земель на болховской мельнице, открывается свечной завод, поощряется разведение монастырских садов и огородов. Таким образом Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из процветающих монастырей России.
Но не только хозяйственными заботами ограничивалась деятельность настоятеля. Главным для него было отечески строгое попечение об исполнении братией монашеских послушаний и устава, при этом не делалось исключения и для себя.
Уже будучи игуменом, а позже, в 1885 году, архимандритом, преподобный не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», — часто повторял он. Так, благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику, преподобному старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.
В последние годы жизни настоятеля многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину. «Двадцать девять лет провел я настоятелем при старце и скорбей не видел, теперь же, должно быть, угодно Господу посетить меня, грешного, скорбями», — говорил он.
Здоровье его стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. Вскоре отошел ко Господу великий старец преподобный Амвросий, и на настоятеля, преподобного Исаакия, последовали тайные доносы о неспособности его, по преклонным годам и болезни, управлять обителью. И хотя братия единодушно встала на защиту своего настоятеля, силы его уже угасали. Умирал он тихо, окруженный плачущими чадами своими, которым дал последнее наставление: «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои». Преподобный отец наш Исаакий почил о Господе 22 августа/4 сентября 1894 года.
Это был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания.
Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами.
Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка в Словацкой Моравии в семье благочестивых крестьян-католиков. Ещё в годы учения в гимназии, а затем на богословском факультете в Оломоуце его заинтересовало православие.
В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами древние православные святыни и поклониться им.
В 1902 г. Матей Павлик принял сан католического священника. В это время он сблизился с «Реформной фракцией римо-католического духовенства» и, участвуя в её работе, стремился сблизить её с Восточной Церковью, призывал её членов к принятию православия. Позднее значительная часть фракции, в том числе и отец Матей Павлик, вышла из римо-католической Церкви и объединилась в 1920 г. в независимую Чехословацкую Церковь, которая в августе 1921 г. присоединилась к Православной Церкви.
21 сентября 1921 г. отец Матей Павлик принял монашество с именем Горазд, а 25 сентября в Белграде совершилась его епископская хиротония.
В 1922 г. епископ Горазд посетил с архипастырской миссией США, где проповедовал православие среди чехов и словаков.
Позднее в Чехословацкой Церкви произошел явный отход от православного вероучения, что побудило епископа Горазда с паствой численностью около 10 тысяч человек покинуть её в 1924 г. Вскоре он стал главой «Чешской православной общины», преобразованной впоследствии в Чешскую епархию Сербской Православной Церкви.
Епископ Горазд ограждал православие и свою паству от множества нападок, стремился не допустить в её среде сектантской замкнутости. Подвижнические труды понёс святитель по устроению церковной жизни в Чехословакии, создавая храмы, активно занимаясь просветительской деятельностью; он составил перевод православного богослужения на чешский язык разработал и ввёл в церковную практику оригинальное обиходное пение.
Всем человеческим усилиям он предпочитал молитвенную помощь, но в то же время после оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1938 г. призывал сограждан к борьбе за свободу.
18 июня 1942 г. в Праге эсэсовцами был окружен и взят штурмом собор во имя святых Кирилла и Мефодия, где скрывались подпольщики, смертельно ранившие и. о. имперского протектора Богемии и Моравии Р.Гейдриха. Вскоре был арестован епископ Горазд. Он до последнего дня стремился взять всю ответственность на себя, надеясь таким образом сохранить свободу для Православной Церкви.
4 сентября 1942 г. епископу Горазду, настоятелю и старосте собора, был вынесен смертный приговор, в тот же день приведённый в исполнение. Богослужения и любая деятельность Православной Церкви на территории Чехословакии были запрещены, почти все священнослужители были отправлены в концлагеря или на работу в Германию, церковное имущество конфисковано, за верующими был установлен надзор. Только после окончания Второй мировой войны Православная Церковь снова получила возможность совершать свою спасительную миссию в Чехословакии.
Владыка Горазд явил собой пример жертвенной преданности православной вере и своему земному отечеству, засвидетельствовав эту преданность мученическим венцом. Он был причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 глда, а 6 сентября 1987 года его прославление совершила Автокефальная Православная Церковь в Чехословакии.
Новомученик стал первым святым, канонизированным этой Церковью. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 1988 г. священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский, был внесён в месяцеслов Русской Православной Церкви.
В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Многие христианские святыни были похищены и многие проданы русским купцам, бывшим в Персии. Так, Грузинская икона Божией Матери попала к некоему купцу Стефану, который благоговейно хранил ее. В то время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа так оттого, что построена на гористом и мрачном месте, издревле называвшемся Черная гора; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся пред ней избегали смертоносной язвы. Множество списков с иконы свидетельствуют о ее глубоком почитании. В 1658 году, по благословению Патриарха Никона, было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.