Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 4 февраля

Апостола Тимофея (ок. 96). Преподобномученика Анастасия Персянина (628). Преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623).

Мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, епископов; Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитеров и прочих 377-ми, Адрианопольских (ок. 817). Преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах (XII). Святых Анании и Агафона. Преподобных Иосифа Освященного (1511). Священномучеников Евфимия (Тихонравова), Иакова (Зяблицкого), Иоанна (Успенского) (1922), Иоанна (Доброхотова), Иоанна (Коржавина), Иоанна (Розанова), Николая (Бухарина), Петра (Зяблицкого) пресвитеров, Ивановских (1938).

 

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ТИМОФЕЙ

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году святым апостолом Павлом (+ ок. 67; память 29 июня). Когда апостолы Павел и Варнава посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида (Деян. 14,6 — 12; 2 Тим. 1, 5). Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях…» (2 Тим. 3, 10-11). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание (2 Тим. 4, 9).

Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

 

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ ПЕРСЯНИН

Преподобномученик Анастасий Персянин был сыном персидского волхва Вава. В язычестве он носил имя Магундат и служил в войсках персидского царя Хозроя II, который в победоносной войне против греков разграбил в 614 году святой город Иерусалим и увез в Персию Животворящий Крест Господень. Великие чудеса, совершавшиеся от Креста Господня, поражали персов. Сердце юноши Магундата загорелось желанием узнать подробно о великой святыне. Расспрашивая всех о Святом Кресте, юноша узнал, что на нем претерпел распятие Сам Господь для спасения людей. Он ознакомился с истинами христианской веры в городе Халкидоне, где на некоторое время остановились войска Хозроя,. крестился с именем Анастасий, а затем принял монашество и провел семь лет в иноческих подвигах и трудах в одном из Иерусалимских монастырей.

Читая о мученических подвигах, святой Анастасий укреплялся в желании подражать им. К этому его особенно побудил таинственный сон, бывший ему в Великую Субботу перед праздником Воскресения Христова. Уснув после дневных трудов, он увидел светлого мужа, подающего ему золотую чашу, наполненную вином,. со словами «возьми и пей». Выпив поданную ему чашу, он почувствовал неизъяснимую сладость. Это видение святой Анастасий воспринял как предсказание о своей мученической кончине. Он тайно ушел из монастыря в Кесарию Палестинскую. Там его схватили как христианина и представили на суд. Правитель всячески пытался склонить святого Анастасия к отречению от Христа, угрожая ему муками и смертью и обещая почести и земные блага. Но святой остался непоколебим. Тогда его подвергли истязаниям: били палками, раздробили голени, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый камень, томили заключением, изнуряли тяжелой работой в каменоломнях с другими узниками.

Наконец, правитель призвал святого Анастасия и потребовал сказать только одно слово: «Я не христианин», обещая свободу. Святой мученик ответил: «Да не будет этого со мной. Ни перед тобой, ни перед другими я не отрекусь от Господа моего ни явно, ни тайно, ни даже во сне, и никто никогда не будет в силах меня чем-либо принудить к этому». Тогда, по приказу царя Хозроя, святого мученика Анастасия удавили (+ 628). После смерти Хозроя мощи преподобномученика Анастасия были перенесены в Палестину, в Анастасиеву обитель.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ЖАБЫНСКИЙ, БЕЛЕВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от города Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был построен каменный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, с колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу. Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой .забил прохладный родник, и напоил умирающего. Когда восстановленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки — «кладезь Жабынец», отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.

Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 22 января, на память апостола Тимофея, напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени.

В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой бородой, поверх монашеских риз носил схиму. Почитание преподобного Макария установилось в конце XVII — начале XVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В XVIII в. обитель запустела. Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем начали служить соборную панихиду. Восстановление памяти преподобного Макария Белевского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством белевских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского. В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда всё было готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба. Память преподобного Макария Жабынского чтится, помимо 22 января, еще и 22 сентября.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ (ЛЕОН), ЕПИСКОПЫ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД, ПРЕСВИТЕРЫ

Сии свя­тые му­че­ни­ки про­ис­хо­ди­ли из раз­ных об­ла­стей Рим­ской им­пе­рии и жи­ли в Адри­а­но­по­ле[го­род в Фра­кии (ев­ро­пей­ская Тур­ция) при сли­я­нии Тун­джи и Ма­ри­цы] при им­пе­ра­то­ре Льве Ар­мя­нине[ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор, цар­ство­вал с 813 по 820 г.]. В то вре­мя бол­гар­ский царь Крум опу­сто­шил Фра­кию и Ма­ке­до­нию и по­до­шел к са­мо­му Кон­стан­ти­но­по­лю, за­тем по­сле трех­ме­сяч­ной оса­ды овла­дел Адри­а­но­по­лем[в 814 го­ду] и взял в плен всех его жи­те­лей, уцелев­ших от из­би­е­ния, до со­ро­ка ты­сяч че­ло­век; в чис­ле них был и мест­ный епи­скоп, ко­то­ро­го языч­ник царь при­ка­зал стрем­глав бро­сить на зем­лю и рас­топ­тать.

Крум по­гиб злой смер­тью; пре­ем­ник его Ду­кум умер вско­ре по­сле него, и над бол­га­ра­ми во­ца­рил­ся Ди­ценг, вла­сти­тель гроз­ный и бес­че­ло­веч­ный. Он при­ка­зал рас­пи­лить на­двое епи­ско­па Адри­а­но­поль­ско­го Ма­ну­и­ла и от­ру­бить до плеч ру­ки свя­ти­те­ля, по­сле че­го свя­щен­ные его остан­ки бро­ше­ны бы­ли на съе­де­ние псам. Гнев Бо­жий по­ра­зил из­вер­га сле­по­той, и вско­ре Ди­ценг был убит сво­и­ми под­дан­ны­ми. Ему на­сле­до­вал Мур­та­гон, ко­то­рый стал же­сто­ко пре­сле­до­вать хри­сти­ан, не по­ви­но­вав­ших­ся его по­ве­ле­нию – от­речь­ся от Хри­ста; вер­ных ра­бов Хри­сто­вых он то­мил в тем­ни­це, ис­тя­зал пыт­ка­ми и пре­да­вал смер­ти в бес­че­ло­веч­ных му­че­ни­ях. Свя­тых епи­ско­пов Ге­ор­гия Де­вельт­ско­го[Дельвет — ныне За­га­ра, на бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря4] и Пет­ра, утвер­ждав­ших свою паст­ву в Хри­сто­вой ве­ре, бес­че­ло­веч­ный му­чи­тель пре­дал же­сто­чай­шим па­лоч­ным уда­рам и по­том от­сек ме­чом чест­ные их гла­вы; той же каз­ни вме­сте со свя­ти­те­ля­ми под­верг­лись семь хри­сти­ан; усе­че­ны ме­чом и хри­сти­ан­ские во­е­во­ды Иоанн и Леонт; свя­то­му Леон­тию-скоп­цу, епи­ско­пу Ни­кей­ско­му, языч­ни­ки прон­зи­ли чре­во ме­чом; от ме­ча же при­я­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну Гав­ри­ил и Си­о­ний; Па­род, бла­го­го­вей­ней­ший пре­сви­тер, по­бит кам­ня­ми.

Мно­го и дру­гих вер­ных ра­бов Хри­сто­вых бы­ло из­би­то и за­клю­че­но в тем­ни­цы в это вре­мя. И не толь­ко сви­ре­пый Мур­та­гон, но и его пре­ем­ни­ки на бол­гар­ском пре­сто­ле же­сто­ко пре­сле­до­ва­ли хри­сти­ан, ко­то­рые раз­лич­ны­ми ис­тя­за­ни­я­ми и му­чи­тель­ной смер­тью стя­жа­ли се­бе веч­ное цар­ство.

В тот же день па­мять свя­то­го пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ана­ста­сия, диа­ко­на Пе­чер­ско­го, скон­чав­ше­го­ся в кон­це XII ве­ка и по­чи­ва­ю­ще­го в пе­ще­ре пре­по­доб­но­го Ан­то­ния.

См. также: Память священномучеников Мануила, Георгия, Петра, Льва и с ними пострадавших Гавриила, Сиония, Иоанна, Льва, Парода и трехсот семидесяти семи других мучеников. Иером. Макарий Симонопетрский

В изложении святителя Димитрия Ростовского

 

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ, ДИАКОН ПЕЧЕРСКИЙ

Преподобномученик Анастасий, диакон Печерский, подвизался в Ближних пещерах. Иеромонах Афанасий Кальнофийский называет его братом преподобного Тита пресвитера (+ не ранее 1190: память 27 февраля). В рукописных святцах он называется диаконом. В службе Собору отцов Ближних пещер о преподобномученике Анастасии говорится, что он имел такое дерзновение к Богу, что получал всё просимое. Память его празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.