Православный календарь 4 апреля
Священномученика Василия, пресвитера Анкирского (ок. 362-363). Мученика Василия Мангазейского (1602). Преподобномученика Евфимия Константинопольского (1814).
Мучениц Дросиды, дочери царя Траяна (104-117), и с нею дев Аглаиды, Аполлинарии, Дарии, Мамфусы, Таисии (ок. 104-117); Каллиники и Василиссы (ок. 252). Мученика Маманта Лунгиса. Преподобного Исаакия Далматского (IV). Священномученика Василия (Зеленцова), епископа Прилукского (1930).
Изборской иконы Божией Матери (1634).
Священномученик Василий был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия. За это святой Василий был лишен священнического сана местным арианским собором, но на Палестинском Соборе 230 епископов он был восстановлен в сане пресвитера. Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. Для отвращения святого Василия от Православия к нему были приставлены два отступника – Елпидий и Пегасий. Однако святой остался непоколебим и за это снова подвергся мучениям. Когда же в город Анкиру прибыл император Юлиан Отступник (361-363), святой Василий на суде перед ним мужественно исповедал Христа, а императора обличил за отступничество. Юлиан приказал вырезать ремни из кожи со спины святого. Однако святой пресвитер Василий бестрепетно перенес эту страшную муку.
Когда же святого стали жечь и колоть раскаленными прутьями в плечи и живот, он в мучениях упал на землю и громко молился: «Свет мой, Христе! Надежда моя, Иисусе! Пристань тихая для гонимых волнами! Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне Имя Свое незапятнанным! Пусть победителем окончу я свою жизнь и унаследую вечный покой по обещанию, данному отцам моим от Тебя, Архиерея Великого Иисуса Христа, Господа нашего! Теперь же приими с миром душу мою, пребывающую неизменно в этом исповедании! Ты милосерд и велико Твое милосердие, Живущий и Пребывающий во веки веков, аминь».
Совершив такую молитву, весь исколотый раскаленными прутьями, святой словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божии. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года. Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта.
Святая мученица Дросида была дочерью императора Траяна (98-117), жестокого гонителя христиан. В 99 году он возобновил существовавший ранее закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 году издал специальный закон против христиан. Начиная с этого года, гонения продолжались до конца его правления. В то время тела убитых христиан часто оставались непогребенными для устрашения других. Пять дев-христианок: Аглаида, Аполлинария, Дария, Мамфуса и Таисия взяли на себя подвиг погребать христиан. Они тайно уносили тела мучеников, помазывали их благовониями, обвивали пеленами и хоронили. Узнав об этом, царевна Дросида, тайная христианка, еще не принявшая Крещения, попросила святых дев взять ее с собой, когда они пойдут совершать погребение христиан. По совету жениха святой Дросиды, придворного сановника Адриана, возле убитых была выставлена стража, чтобы схватить тех, кто их погребает. В первую же ночь святая Дросида и пять дев были схвачены. Узнав среди узниц свою дочь, Траян велел содержать ее отдельно в надежде, что она одумается. Остальные святые девы были приговорены к сожжению в медеплавильной печи. Они мужественно приняли казнь и сподобились мученических венцов. Из меди, смешанной с прахом мучениц, сожженных в печи, были выкованы треножники для новой бани Траяна. Однако пока в бане стояли эти треножники, ни один человек не мог туда войти: каждый, переступавший порог, падал замертво. Когда жрецы поняли, почему так происходит, они дали совет унести треножники.
Тогда Адриан предложил императору расплавить треножники и сделать из них пять статуй нагих дев, похожих на казненных мучениц, и для поношения и поругания поставить эти статуи перед входом в императорскую баню. Траян согласился. Когда статуи были поставлены, император увидел во сне пять чистых агниц, пасущихся в раю, и пастуха, который сказал ему: «О, беззаконнейший и нечестивейший царь! Тех, изображения которых ты задумал выставить для поношения, Добрый и Милосердий Пастырь отнял у тебя и поселил здесь, куда со временем прибудет и чистая агница Дросида, дочь твоя». Проснувшись, беззаконный Траян пришел в неистовство и повелел затопить две огромные печи и топить их ежедневно. На печах было вывешено царское повеление: «Мужи галилеяне, покланяющиеся Распятому, избавьте себя от великого множества мучений, а нас от трудов – принесите жертвы богам. Если же сделать этого вы не желаете, то пусть каждый из вас добровольно, каким хочет способом, ввергает себя в эту печь». Многие христиане добровольно шли на мучения. Узнав об этом, святая Дросида решила также принять мученическую смерть за Христа. В своем заключении она вознесла молитвы о том, чтобы Господь помог ей незаметно выйти из темницы. И Бог услышал ее молитву: стражи уснули. Оказавшись на свободе, святая Дросида направилась к печи, но стала размышлять про себя: «Как я пойду к Богу, не имея на себе брачной одежды, (то есть не приняв Крещения), ведь я нечиста. Но, Царь царствующих, Господи Иисусе Христе, ради Тебя я оставила мое царственное положение, чтобы Ты удостоил меня быть хоть привратницей в Царствии Твоем. Крести же меня Ты Сам Духом Твоим Святым». Помолившись, святая Дросида помазала себя святым миром, которое захватила с собой, и, трижды погружаясь в воду, произнесла: «Крещается раба Божия Дросида во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Семь дней скрывалась святая, предаваясь посту и молитве. В это время ее нашли христиане и из ее рассказов узнали обо всем происшедшем. На восьмой день святая мученица Дросида пошла к раскаленной печи и бросилась в огонь.
Преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364-378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.
Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379-395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константипополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он оформлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (сведения о нем помещены 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 30 мая († 30 мая 383 года).
Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец, – первый святой, прославленный на Сибирской земле, – принял мученическую кончину 4 апреля 1602 года, и с середины ХVII столетия глубоко почитается за множество благодатных проявлений в помощи недурным, в скорби и отчаянии сущим.
Блаженный Василий, сын благочестивого, но небогатого жителя города Ярославля, именем Феодора, в юном возрасте был взят неким богатым ярославским купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярную Мангазею – один из первых русских городов Сибири.
Василий строго исполнял христианские заповеди. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение были его украшением, а сердце было исполнено веры в Бога и благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время Богослужения оставлять житейские заботы и ходить во святую церковь.
Едва исполнилось благочестивому юноше 19 лет, как Всевышний, «призирая на его добродетели, захотел воззвать его к вечному блаженству, к коему достичь из сей временной жизни нельзя иначе, как узким и прискорбным путем внешнего испытания».
Как свидетельствует церковное предание, однажды, когда блаженный Василий молился в храме на пасхальной заутрене, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на многие зовы хозяина праведный Василий оставался в храме до конца богослужения. Сребролюбивый же господин его, по наущению диавольскому, заподозрил Василия в соучастии в преступлении и по возвращении того из храма подверг его ругательствам и побоям. Неповинный юноша отвечал своему мучителю: «Истинно ничто же от имения твоего взях». Тогда хозяин отвел Василия к городскому воеводе, который подверг страдальца новым тяжким истязаниям. Купец, выведенный из терпения молчанием Василия, в ярости ударил его связкой амбарных ключей, и от этого удара блаженный Василий скончался.
Тело безвинного мученика было положено в гроб и без христианского погребения предано земле, «где надлежит от воды мокрость». Но Всемогущий Господь по прошествии 47 лет благоволил явить его из недр земли и прославить многими чудесами.
Святой Василий многократно помогал заблудившимся и терпящим опасности путникам и охотникам за пушным зверем; исцелял расслабления, слепоту и другие различные недуги; по молитвам матерей исцелял детей, сохранял малодушных от самоубийства. Сохранившиеся списки Жития святого Василия (ХVII-ХIХ вв.) свидетельствуют об обильных благодатных проявлениях, бывших по молитвам мангазейскому чудотворцу.
В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей святого, и с тех пор стало распространяться почитание его как истинного угодника Божия. В 1670 году строитель Туруханского монастыря Святой Троицы иеромонах Тихон перенес мощи праведного Василия в основанный им монастырь. В 1719 году этот монастырь посетил великий сибирский миссионер – митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), поклонился мощам святого и составил ему канон. К концу первой трети ХVIII столетия были составлены три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.
Почитание этого угодника Божия немало способствовало обращению из язычества в Православие тунгусов, эвенков и юраков. Народы Севера обращаются к святому Василию как к покровителю охотников-промысловиком.
Одна из первых икон святого Василия была написана послушником Тобольского митрополита Павла живописцем Лукой по случаю чудесного избавления его от смерти. На святых иконах святой Василий изображается «лицем млад, мал возрастом», «образом священнолепен, очи имуща светлы, взирающе прелюбезно, власы же главы его русы». На некоторых иконах святого изображается Троицкий Туруханский монастырь, а над ним на горе молящий Василий – в одной рубашке и без обуви. Иногда на иконах изображались и страдания святого при купце и воеводе. Известны изображения святого Василия Мангазейского во Владимирском соборе города Киева, в Новгороде, в Москве.
Одним из первых дней памяти святого был день 22 марта, когда Святая Церковь воспоминает соименного ему святого – священномученика Василия Анкирского. Впоследствии в Туруханском Троицком монастыре в честь воспоминания перенесения мощей святого Василия из Мангазеи в Туруханск память ему стала совершаться 10 мая. Ранее память праведному Василию Мангазейскому совершалась 6 июня, в день явления его мощей.
Этот образ Богоматери находится в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской губернии и помещается в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. В рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама икона названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере — «пяди», или 4 вершкам.
На иконе Божия Матерь изображена по перси. Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения. Икона украшена сребропозлащенной ризой, украшенной жемчугом; на ней сделана следующая надпись: «Возобновлена Александром и Настасьей Каменногородскими 1833 года июля 5 д.». Исторические сведения об этой Корсунской иконе Божией Матери начинаются со второй половины XVII столетия. В одной сохранившейся рукописи говорится следующее:
«Благослови, отче, прочести. Бысть убо сие великое и преславное чудо Богоматере, еже пречистою и Честною и поклоняемою Ея иконою содеяся в лето 7165 (1657). Во святый и великий пост, на шестой недели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша. Вне же града Изборска, на посаде, тогда живущии христиане такоже боящеся нашествия поганых, принесоша имения своя во град Изборск. Бе же некая вдовица, именем Евдокия, туто же на посаде живяше, у нея же в дому бе пядничная икона Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем Ея, Господем нашим Иисусом Христом. Тогда же та вдовица, такоже боящися нашествия поганых, вземши честную ону икону, принесе ю во град Избореск и постави ю в клети своей. По сем же, того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий), егда поидоша священный собор со святыми иконами и с честными кресты вне града во обитель св. Николая в городищской, тогда же у тоя вдовицы стояше та чудотворная икона Пресвятыя Богородицы в клети ея; в то же время та вдовица, вжегши, постави свещу пред тою иконою и нача молитися и со дщерию своею, именем Фотиниею, и абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, — показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща. По сем же та вдовица поведа некоему человеку клирику, именем Симеону; он же, взем честную ону икону, принесе ю в соборную церковь св. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Того же месяца в 24 день освященный собор и воевода свидетельствоваше о сем преславном чудеси в соборной церкви и видеша слезные потоки от обою очию от образа Пречистыя Госпожи Божия Матере, а от левого ока слезный поток протече и ста на Предвечном Младенце, Господе нашем Иисусе Христе. Священный же собор и воевода советоваше о том чудеси и возвестиша писанием во граде Пскове великому господину, преосвященному Макарию архиепископу. Он же повеле пред тою иконою четыредесять дний по вся дни молебная пети. Тогда же молитвами Пресвятыя Богородицы град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых. По сем же того же лета, В пост святых апостол, по повелению архиепископа Макария принесена бысть иереем та чудотворная икона Пречистыя Божия Матере во град Псков, во святую соборную церковь Св. Троицы, и пребысть та икона во граде Пскове две седмицы, и украшена благочинне окладом; и паки принесена бысть во град Избореск и поставлена в соборной церкви св. Николая, яко да убо весь град честь ей и поклонение невозбранно воздает и благодарение. По сем же время преиде не мало, егда преходящу шестому на десять лету, от нем же бысть чудо сие Пресвятыя Богородицы, дойде в слух о том предивном чудеси великому Арсению архиепископу; он же великий господин, желая всегда милости Пресвятыя Богородицы и заступления Ея роду христианскому, повелел в том граде Избореске по вся лета праздновати праздник Пресвятыя Богородицы честнаго Ея знамения месяца марта в 22 день: на память св. священномученика Василия, пресвитера анкирския церкви. От толе же уставися сие творити; на воспоминание толикого предивного чуда всенощный содеваем праздник, благодарственныя песни приносяще Матери Божией; празднуем и пред литургиею, пев молебная. И освящают воду, и паки с молебным же пением и со благовонным каждением, вземше чудотворную ону икону Пречистыя Богоматере и священную воду и обходяще по стене града благочиние и освящающе его на всяко лето обхождением и паки возвращшеся в соборную церковь святого Николая, поставляют честную ону икону Божия Матери в той же церкви множеству благочестивым приходящим на видение и поклонение; и тако того дне и прочее церковнаго пения праздник совершают даже и до отпуста в память убо прочим родом».
От древнего Изборска, служившего прежде местом княжеской резиденции брата Рюрикова Трувора, сохранилось лишь одно воспоминание, что он существовал на версту к северу, там, где ныне находится кладбище с церковью святителя Николая. Это место теперь носит название «городища». Современный же Изборск возник позднее — в половине XIV века, но и он потерял свою прежнюю славу и ныне похож больше на село, чем на пригород.