Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 3 мая

Преподобного Феодора Трихины («власяничный») (IV-IX). Преподобного Иосафа Сербского, Метеорского (1422-1423). Преподобного Александра Ошевенского (1479). Мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого чудотворца (1690).

Апостола Закхея, бывшего мытаря (I). Мученицы Феодоры. Святых Хрисиппа, пресвитера Иерусалимского; Стахия. Святителей Ветрана (ок. 378) и Феотима (ок. 412) епископов из Малой Скифии; Григория (593), Анастасия I Синаита (599), Анастасия II священномученика (610), Патриархов Антиохийских. Преподобных Анастасия, игумена Синайской горы (ок. 685); Афанасия Метеорского (XIV). Святителя Николая, епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб).

Икон Божией Матери Кипрской (392) и Кипяжской (992).

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР ТРИХИНА

Преподобный Феодор Трихина родился в богатой константинопольской семье. В юности он удалился в пустынную обитель во Фракии и принял монашество. Преподобный был строгим постником, носил только одну грубую, колючую власяницу, отчего и был прозвав Трихиною, то есть «Власяничным». Этим именем был назван и монастырь, в котором он подвизался. При жизни преподобный творил много чудес и исцелений. После смерти от его святых мощей истекало целебное миро, которое излечивало многие болезни и изгоняло нечистых духов.

Время жизни преподобного Феодора неизвестно.

ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ

Преподобный Александр Ошевенский

Преподобный Александр Ошевенский родился 17 марта 1427 года в 80 верстах от Белозерска в Вышеозерской волости, за несколько месяцев до кончины преподобного Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 г.), с которым был связан в последующем духовными узами всю жизнь.

Алексей (мирское имя преподобного Александра Ошевенского), пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена и супруги его Фотинии, был долгожданным ребенком и родился по усердным молитвам Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына по ходатайству преподобного Кирилла. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника и их питателя в старости. В детстве мальчика обучили грамоте и готовили из него предприимчивого хозяина. В 18 лет юношу пытались женить. С дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там.

Игумен полюбил юношу за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя. Изучая Священное Писание, он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь тогда принял иноческий постриг.

К тому времени родители его переселились в село Волосово, в 30 верстах от Каргополя вниз по реке Онеге. Вскоре Никифор испросил у новгородского боярина Иоанна место для поселения у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы.

Преподобный Александр просил у игумена разрешения принять от родителей последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Не сразу благословил игумен молодого инока. Он предупреждал его об опасности пустынножительства. Но преподобный Александр боялся подвижнической славы, которую он имел среди братии, и вторично просил отпустить его из монастыря. Наконец, настоятель благословил его.

Обрадованный встречей отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил крест в основание будущей обители и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того преподобный Александр вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и некоторое время нес послушание на клиросе, в поварне и на хлебне. Его посвятили в сан диакона. Наконец, когда преподобный Александр пришел к игумену в третий раз и рассказал ему, как звал его на устроение обители чудный голос, как обещался он пребывать на том месте, настоятель отпустил его, благословив иконами Божией Матери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца.

Преподобный Александр осветил избранное место иконами, поручил отцу наблюдать за строительством церкви, а сам отправился к архиепископу Новгородскому Ионе (1459-1470). Архиепископ Иона посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Боярыня Анастасия и ее сын Юрий готовы были отдать монастырю всю волость, но преподобный Александр принял грамоты лишь на необходимые земли. Построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий общежительпый устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келлии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы. «Братия, – говорил преподобный игумен, – пусть не страшат нас труды и скорби пустыни. Вы знаете, что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Пусть живет в вас взаимная любовь и смирение. Бог есть любовь, и Он любит смиренных».

Многие даже из мирян приходили к преподобному и пользовались его наставлениями. Два племянника святого приняли постриг в его монастыре, чем разгневали одного из братьев преподобного, Амвросия. Преподобный Александр кротостью смягчил брата, но племянники охладели в ревности к подвигам и оставили обитель. Скорби за спасение духовных чад расстроили здоровье преподобного. Он лежал и не мог не только приподнять руку или голову, но даже выговорить слово. В таком изнеможении святой Александр молился преподобному Кириллу, своему покровителю. Преподобный Кирилл явился в белых ризах и, осенив больного крестом, сказал: «Не скорби, брат! Я помолюсь и будешь здоров. Только не забывай обета, не оставляй этого места. Я буду помогать тебе». Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым и наутро пошел в церковь. В подкрепление братии он рассказал о посещении преподобного Кирилла. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года.

После кончины игумена обитель начала быстро приходить в упадок. Но преподобный не оставил попечения о ней. Однажды монастырскому служителю Марку было видение во сне: обитель полна народу; седой старец в святительской одежде крестом осеняет работающих на постройке. Другой старец, с длинной бородой, окропляет святой водой, а третий, среднего роста, с русыми волосами, кадит. Четвертый, молодой, следит за ними издали. Третий старец, а это был преподобный Александр Ошевенский, объяснил, что ему помогают святитель Николай Чудотворец и преподобный Кирилл Белозерский, а юноша, стоявший поодаль, был дьяком Матфеем, которого вскоре постригли с именем Максим и избрали в игумена обители, как и предрек в видении преподобный Александр. Инок Максим был поставлен во игумена архиепископом Новгородским Сергием (1483-1485) и восстановил обитель. Он настоятельствовал до 1525 года.

При построении нового храма во имя святителя Николая по указанию явившегося преподобного Александра были обретены его нетленные мощи. Тогда же был написан его образ согласно с тем, каким он являлся инокам, и по рассказу знавшего его старца. Преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и не густой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде он и изображается на иконах.

 

СВЯТОЙ МУЧЕНИК-МЛАДЕНЕЦ ГАВРИИЛ БЕЛОСТОКСКИЙ

Святой мученик-младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский) родился 20 марта 1684 года в деревне Зверки Гродненской губернии, в семье благочестивых и православных родителей Петра и Анастасии Гавдель. В 1690 году, в день, когда родителей не было дома, младенец (6 лет) был похищен евреем-арендатором, жидом Шутко, и увезен в местечко Белый Сток, где и претерпел мученическую кончину 20 апреля от иудеев (ритуальное убийство) секты хасидов, что подтвердило судебное следствие. Св. Гавриила, распяли, прободили в бок и кололи его разными инструментами до тех пор, пока не выпустили всю кровь, и он умер. Тело младенца было брошено в поле, но скоро найдено и предано христианскому погребению, а мучители получили достойное возмездие. Через 30 лет после погребения в 1720 году совершилось открытие мощей святого Гавриила, они оставались нетленными. В 1746 году храм в Заблудове, в котором был погребен младенец, сгорел (возможно, был сожжен), но святые мощи уцелели. И в 1775 году было перенесение их в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено празднование святому мученику Гавриилу. Слуцкий архимандрит Михаил Козачинский составил стихотворную повесть о мученике Гаврииле. Память св. мученика-младенца Гавриила Святая Церковь совершает 20 апреля/3 мая и 9/22 мая в день перенесения его нетленных мощей.

 

СВЯТИТЕЛИ ВЕТРАН И ФЕОТИМ

Святители Ветран и Феотим были епископами Малой Скифии, простиравшейся от устья Дуная к Фракии. Кафедра их епархии располагалась в городе Томи (Кюстенджи). Были они скифами.

О святителе Ветране повествует церковный историк Созомен. Когда император Валент (364-378) прибыл в Томи, он в церкви стал убеждать святителя войти в общение с арианами. Святитель Ветран смело ответил, что он придерживается учения святых Никейских отцов, и, чтобы избежать дальнейших словопрений, перешел в другую церковь города. За ним последовал и весь народ. В опустевшей церкви остался лишь император со своей свитой. За такую дерзость император отправил святителя в ссылку, но тут же испугался ропота народа и освободил его. Скифы любили своего архипастыря и отзывались о нем, как о добром и святом муже.

Другой историк, Феодорит, писал о святителе: «И Ветран, сиявший всякой добродетелью и властью архипастыря, правивший городами всей Скифии, воспламенял свой дух ревностью и обличал еретиков в порче догматов и в беззаконии по отношению к святым. Он с Богодухновенным Давидом говорил: «Глаголах о свидениях Твоих пред цари и не стыдяхся»» (Пс. 118, 46).

Скончался святитель Ветран, вероятно, вскоре после обличения императора Валента. Память его в «Деяниях святых» показана 25 января. На II Вселенском Соборе в 381 году присутствовал уже преемник святителя Ветрана, епископ Томский Геронтий, вслед за которым кафедру занял святитель Феотим.

В 392 году святитель Феотим уже был известен блаженному Иерониму (память 15 июня) как писатель и епископ. Святитель Феотим присутствовал на Соборе 399 года, где святитель Иоанн Златоуст (память 13 ноября) рассматривал дело о Ефесском епископе. В 402 году, когда святитель Епифаний Кипрский († 403, память 12 мая) настоятельно требовал от святителя Иоанна Златоуста и других епископов вынести осуждение Оригену, святитель Феотим писал: «Неблагочестиво оскорблять давно скончавшегося, восставать против суда древних и отвергнуть одобрение ими». Он принес одно из сочинений Оригена, прочитал его и, показав, что прочитанное полезно Церквам, прибавил: «Те, которые осуждают эти книги, поносят и то, о чем здесь говорится».

Святитель Феотим много ездил по епархии. Его христианская любовь простиралась и на не просвещенных еще светом Евангелия гуннов. Благотворительностью и лаской святитель старался привлечь их к истинной вере. Сила чудес, совершенных святителем Именем Иисуса Христа, так поразила язычников, что они прозвали его Римским богом.

Однажды, когда во время путешествия святителю и его спутникам угрожала смертельная опасность от гуннов, святитель начал горячо молиться, и все остались невидимы для них. В другой раз, когда какой-то гунн пытался заарканить святителя, рука его застыла в воздухе и лишь тогда освободилась от невидимых уз, когда святитель Феотим по просьбе других гуннов помолился о нем Богу.

Святитель Феотим держался простого образа жизни, пищу вкушал не в одно и то же время, но лишь когда чувствовал голод или жажду. Блаженный Иероним писал о нем: «Феотим, скифский епископ Том, издал в разговорах по образцам древнего красноречия краткие и прекрасные трактаты и, как слышу, пишет и другие сочинения». Известно, что святитель Феотим написал сочинения: «Об учении Спасителя», «Против идолов», Толкование на «Бытие», Толкование на текст «Аще принесеши дар твой ко алтарю». «О посте» (из 4-х последних сочинений преподобный Иоанн Дамаскин поместил несколько мест в свои параллели).

Святитель Феотим мирно почил около 412 года. Память его в «Деяниях святых» показана 20 апреля.

 

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ, ПАТРИАРХ АНТИОХИЙСКИЙ

Святитель Григорий, Патриарх Антиохийский (573-593), был игуменом монастыря Фаран, находившегося недалеко от Синайской горы. Преподобный отличался пламенной верой, был милостив, сострадателен к согрешавшим, смиренен и незлобив.

Однажды, когда святой Григорий был еще игуменом, он посетил одного пустынника, спасавшегося в пещере. Пустынник встретил его с почетом и умыл ему ноги. Когда святой спросил, почему он оказал ему такое почтение, старец ответил, что по Божиему откровению он видит пред собой будущего Патриарха. Действительно, после изгнания с Антиохийского престола Патриарха Анастасия Синаита, святой Григорий был, против его собственного желания, возведен на Антиохийский патриарший престол и, покоряясь воле Божией, до самой кончины († 593) с честью нес бремя патриаршего служения.

 

СВЯТОЙ АНАСТАСИЙ СИНАИТ I-Й, ПАТРИАРХ АНТИОХИЙСКИЙ

Святой Анастасий Синаит I-й, Патриарх Антиохийский, начал свой иноческий подвиг на Синайской горе, почему и был назван Синаитом. Он вступил на патриарший престол в 562 году в царствование императора Юстиниана (527-565).

В то время распространилась ересь монофизитов. Сам император склонился на сторону еретиков. Святитель Анастасий выступил против ереси. Он рассылал послания по всем церквам и ежедневно разъяснял в своем храме Православное учение о двух естествах Господа Иисуса Христа. Все сомневавшиеся и колебавшиеся в вере ждали с надеждой слова святого Патриарха Анастасия.

Разгневанный Юстиниан, узнав об этом, хотел низвергнуть святителя Анастасия с Антиохийского престола, но внезапно тяжело заболел. Перед смертью он принес покаяние Церкви и составил прекрасное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии. В нем он выразил Православное учение о двух естествах Господа Иисуса Христа.

После Юстиниана вступил на престол император Иустин Младший (565-578), который возобновил гонение на святителя Анастасия и в 572 году сослал его в заточение. Возвратившись в 593 году из изгнания, святитель Анастасий управлял Церковью шесть лет и мирно скончался (21 апреля 599).

В изгнании святитель Анастасий написал несколько догматических и нравоучительных сочинений, а также перевел на греческий язык труд святителя Григория Двоеслова (604; память 12 марта) «О пастырском служении».

 

СВЯТИТЕЛЬ АНАСТАСИЙ II-Й, ПАТРИАРХ АНТИОХИЙСКИЙ

Святитель Анастасий II-й, Патриарх Антиохийский, вступил на престол после святого Патриарха Анастасия Синаита I-го (561-572; 593-599). Он управлял Церковью 10 лет и был в 609 году убит иудеями, когда император Фока (602-610) издал указ, обязывавший их всех принимать Крещение.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АНАСТАСИЙ, ИГУМЕН СИНАЙСКОЙ ГОРЫ

Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, родился в конце VI века. В юности он получил прекрасное светское образование, которое завершил изучением Богословия. В слове на Неделю о Фоме преподобный Анастасий писал: «Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; а мы, хотя и не видели Его телесными очами, но еще от малых ногтей, еще тогда, когда были малыми детьми и отроками, познали в Нем Бога, научились исповедовать Его Владыкою вселенной, Творцом веков, Сиянием Славы Отчей. Святое же Евангелие Его слушаем с такой верой, как бы видим Самого Христа. Когда же видим на иконе изображение только Божественного подобия Его, как Самого Его, призирающего на нас с Неба, чтим, поклоняемся и припадаем».

Уже в юности преподобный Анастасий принял монашество, а затем отправился в Иерусалим и поселился на Синайской горе. В то время игуменом Синайской горы был преподобный Иоанн Лествичник (память 30 марта), а затем его брат Георгий. После святого Георгия игуменом стал преподобный Анастасий, отчего ему усвоили именование Синаит.

Преподобный Анастасий положил много трудов в борьбе с ересью акефалов, противящихся решениям IV Вселенского Халкидонского Собора (451), который определил догмат о соединении в Едином Лице Господа Иисуса Христа двух естеств – Божеского и человеческого. Распространяя Православную веру, преподобный Анастасий Синаит побывал в Египте, Аравии, Сирии. Для борьбы с монофизитами он оставил своим ученикам письменное руководство в форме ответов на вопросы под названием «Путеводитель», из 24 глав. Преподобный Анастасий вел беседы и с евреями, которые также записал; дошли до нас и его сочинения «Изъяснение Шестоднева» (12 книг), Слова, Поучения, Жития некоторых подвижников и толкования на многие места Священного Писания.

Преподобный Анастасий Синаит скончался в глубокой старости (ок. 695).

 

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ (ВЕЛИМИРОВИЧ)

Святитель Николай, Богоносный отец наших дней, родился в день памяти святителя Наума Охридского в 1880 году. Его родители, крестьяне-фермеры, всегда прекращали работу для ежедневной молитвы и соблюдали церковный постовой и богослужебный крут. С младенчества вскормленный этим небесным хлебом, святитель Николай впоследствии стал «новым Златоустом», известным и любимым повсюду в Православном мире за свои проповеди, наставления и писания. Он стал монахом, затем иеромонахом, и впоследствии епископом Жичским в возрасте 39 лет. Во время Второй мировой войны принял страдания в концлагере в Дахау. После войны спас многие покинутые сербские монастыри от разрушения, посылая туда монахинь вместо замученных, заключенных или призванных на военную службу иноков. Он подвизался как архиерей и духовный наставник в Америке и скончался в Свято-Тихоновском монастыре в Южном Кэнане, штат Пенсильвания. Его мощи были перенесены в 1991 году в его родную деревню Лелич, чтобы почивать близ мощей преподобного Иустина (Поповича).

 

КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 Кипрская икона Божией Матери

Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на острове Кипре и была помещена в монастыре, устроенном на месте ее явления. Празднование этой иконе совершается еще 9 июля и в день Сошествия Святого Духа на апостолов.

 

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ КИПЯЖСКАЯ

Место и время явления этой чудотворной иконы неизвестны.