Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 29 ноября

Апостола и евангелиста Матфея (60). Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326).

Праведного Фулвиана, князя Ефиопского, во святом крещении Матфея (I). Преподобного Сергия Малопинежского (1585). Священномученика Феодора (Колерова) протоиерея и с ним мучеников Анании (Бойкова) и Михаила (Болдакова), Тверских (1929). Священномучеников Иоанна (Цветкова), Николая (Троицкого), Виктора (Воронова), Василия (Соколова), Макария (Соловьева) и Михаила (Абрамова) пресвитеров, Тверских (1937). Мученика Димитрия (Спиридонова), Крымского (1938).

 

АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ И ПРАВЕДНЫЙ ФУЛВИАН, КНЯЗЬ ЕФИОПСКИЙ

Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2, 14; Лк. 5, 27), апостол из двенадцати (Мк. 3, 18; Лк. 6, 45; Деян. 1, 13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2, 14). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря — такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников.

Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же как слова «грешник» и «идолопоклонник». Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним — осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира — Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.

В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.

Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христос — подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (Мф. 11, 3). Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (гл. 5 — 7), Царя над миром видимым и невидимым (гл. 8 — 25) и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей (гл. 26 — 27). Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (гл. 5 — 7), о достоинстве служителей Царства в мире (гл. 10 — 11), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (гл. 13), о смирении и простоте наследников Царства (Мф. 18, 1 — 35; Мф. 19, 13 — 30; Мф. 20, 1 — 16; Мф. 20, 25 — 27; Мф. 23, 1 — 28), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (гл. 24 — 25). Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совершенности (Мф. 16, 18 — 19; Мф. 28, 18 — 20).

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.

Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра, поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу (+ 60).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ФИЛУМЕН СВЯТОГРОБЕЦ

Святой Филумен родился в 1913 году близ Левкосии на Кипре и был одним из тринадцати детей в семье. С самого раннего возраста святой выказывал великое благочестие. Когда ему исполнилось 12 лет, он тайно бежал из родительского дома со своим братом-близнецом, чтобы поступить послушником в монастырь Ставровуни. Там они оставались на протяжении пяти лет, а потом отправились в Палестину, желая посвятить себя служению Церкви (1930).

Приняв монашеский постриг с именем Филумен, святой по окончании обучения в Патриаршей гимназии стал членом Святогробского братства хранителей святых мест. Будучи рукоположен в священный сан, святой Филумен усердно исполнял различные послушания, которые поручал ему Патриархат: в монастыре святого Саввы, в Вифлееме, затем в обителях святых апостолов на Тивериадском озере и архангела Михаила в Яффе. Призванный в Иерусалим, он служил в монастыре архангелов. Он был игуменом монастыря святой Феодосии и настоятелем патриаршей церкви святых Константина и Елены.

В 1977 году святой Филумен был наречен игуменом обители при Кладезе Иакова[2], возле которого Христос встретился с самарянкой (см.: Ин. 4: 6). И здесь святой проявил отличавшую его пастырскую ревность и сразу же занялся сбором средств и получением необходимых разрешений на постройку церкви святой Фотинии над колодцем, которая оставалась неоконченной со времен Первой мировой войны.

Святой Филумен отличался мягким и приветливым характером, его связывали мирные отношения как с христианами, так и с мусульманами и иудеями. Он даже позволил иудеям приходить каждую неделю ко Кладезю Иакова, чтобы совершать там моления. Однако вскоре некоторые из иудеев потребовали убрать из часовни все иконы и священные предметы, будто бы мешающие им молиться. Святой Филумен отказался, и в ответ посыпались угрозы.

16 ноября 1979 года, когда отец Филумен один совершал вечерню в часовне, два экстремиста набросились на святого, нанесли топором в лицо две крестообразные раны, выкололи глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Не удовольствовавшись убийством кроткого священника, они осквернили храм: разрубили распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и совершили другие кощунства. Наконец, взорвав в часовне гранату, они бежали. Наутро сторож-араб обнаружил тело святого в крови, следы которой по сей день видны на стенах храма во свидетельство веры во Христа. Ведь именно в этих местах Господь возвестил, что тем, кто последует за Ним, Он даст воду, которая сделается источником воды, текущей в жизнь вечную (см.: Ин. 4: 14).

Тело святого Филумена, оставшееся нетленным и сотворившее уже немало чудес, покоится в часовне при церкви святой Фотинии. Храм, над которым столько потрудился священномученик Филумен, был освящен в 2009 году.