задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 28 марта

  • Святые мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий
    Святые мученики жили в царствование Диоклитиана. Агапий происходил из Газы, Тимолай из понта Евксинского, оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан. Тогда был издан указ по всем странам и городам — принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, именно — уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там. Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святый мученик Тимофей (память его 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святый мученик Агапий и святая мученица Фёкла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце). Когда происходило сие кровавое зрелище, шесть мужественных юношей христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, память коих празднуется ныне, воспламенившись ревностью о Христе, сами связали себе руки, в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и на съедение зверям. Подойдя быстро к самому центру зрелища, они остановились перед игемоном Урваном и громогласно воскликнули: — Мы христиане! Игемон, видя, что они еще юны возрастом, не желая губить их, стал ласково увещевать их поклониться идолам и не губить себя самих в таких цветущих летах. Когда же он не имел успеха, приказал отправить их в темницу. Спустя несколько дней к числу узников Христовых был причислен святый Агапий, муж честный и славный среди христиан, так как он уже ранее с большим дерзновением исповедывал имя Иисуса Христа и претерпел уже за это многоразличные муки. Агапий был в это время взят вместе со слугою своим Дионисием египтянином и заключен в темнице вместе с упомянутыми шестью святыми мужами, так что всех их стало восемь. Долгое время сии святые мученики были содержимы в темнице, много раз были мучимы различным способом, но не отверглись от Христа. Наконец, они были осуждены на отсечение и все в один день положили честные главы свои за Главу Церкви Иисуса Христа, Которому предали свои души и от Которого были увенчаны венцами победными в Церкви торжествующей на небесах.

  • Священномученик Александр, иерей в Сиде.

    Во время поднятого на христиан в царствование Аврелиана1 гонения, в Памфилии2 был игемоном Антонин. Придя в памфилийский город Сиду, он повелел представить себе на суд иерея этого города Александра.

    Игемон подвергнул служителя Христова многим истязаниям и мучениям. Но сначала он спросил его:

    – Ты кто такой?

    Святой отвечал:

    – Я христианин, саном иерей, пастырь Христова словесного стада.

    Игемон спросил его:

    – Где находится это Христово стадо?

    Святой отвечал:

    – Живущих по всей вселенной людей создал Христос Бог; верующие в Него и суть овцы Его стада. Те же, кто отпал от Создателя своего, те, кто служат созданию и делу рук человеческих, – идолам бездушным, каковы вы, – те не могут принадлежать к Его святому стаду. В день Страшного Суда они будут поставлены вместе с козлищами по левую сторону.

    Игемон сказал ему:

    – По двум причинам я буду теперь мучить тебя: во-первых, чтобы ты показал мне верующих во Христа и, во-вторых, чтобы ты принёс нашим богам жертвы.

    Потом игемон Антонин снова спросил святого Александра:

    – Кто был Христос?

    Святой отвечал:

    – Христос – Спаситель мира, Жизнь и Свет для тех, кто верует в Него.

    Игемон сказал:

    – Каким образом может быть спасителем Тот Человек, Который умер на кресте?

    Александр отвечал:

    – Действительно, дивно и достойно удивления то, что Он, приняв на Себя крест и смерть плотью, по Своей воле, Своим Божеством разрушил силу адову, разрешил от уз связанных и находящихся в аде, умертвил смерть и воскрес из гроба. Да и не только Сам воскрес из мертвых, но совоскресил с Собою и многих мертвых: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим»(Мф.27:52–53). В Иерусалим. Христос вместе с Собою воскресил и весь род человеческий.

    Игемон сказал ему:

    – Ты безумствуешь, потому что каким образом мог оказать помощь другим Тот, Кто не мог оказать помощи Себе, будучи мучим иудеями?

    Святой отвечал:

    – Не я, а ты безумствуешь, будучи ослеплён душевно и потому не понимающий таинства спасения нашего, соделанного Христом Господом.

    Тогда игемон приказал мучить святого Александра. Его били жилами, терзали на колесе, ввергали в сосуд с кипящею смолою и маслом, жгли в горящей печи. Но во всех сих муках святой оставался, по благодати Господа Иисуса, невредимым. Когда же его ввергли в печь, разожженную весьма сильно, нечестивые мучители увидели в пламени двух юношей, чудных лицом, восхваляющих Бога вместе со святым мучеником. Это были святые Ангелы, охлаждавшие святому пламень печный. Народ дивился, зная, что один человек ввержен в печь, а между тем там было трое.

    Игемон же и бывшие с ним сочли за волхвование все эти славные чудеса, так как не веровали во всемогущую силу Христа Бога.

    Однако один из слуг игемоновых уверовал во Христа и, пав на землю, поклонился святому и умолял его, чтобы он сподобил его быть вместе со Христом. Игемон тотчас же умертвил слугу сего мечом.

    Когда же святой Александр вышел невредимым из печи, игемон приказал повесить его и терзать острым железом. И до тех пор истязали святого, пока тело его не сделалось одною сплошною язвою.

    Мучившие святого удивлялись его твердости, говоря:

    – Каким образом этот человек выносит такие мучения?! Вот уже обнажились кости его

    После того святой вторично был мучим огнем, но не потерпел от того никакого вреда.

    Затем железными спицами кололи тело святого и извлекли наружу все внутренности его. Потом святой отдан был на съедение зверям, но звери не коснулись его.

    Многими и другими лютыми муками терзали сего Христова страдальца, но во всех муках он оставался твердым и мужественным, так что все, видевшие его страдание, изумлялись силе его терпения, превосходящей понимание человеческое.

    Наконец, святой священномученик Александр был усечен мечом.

    Игемон же Антонин, сидевший в это время на своем судейском месте, был наказан от Бога беснованием; его стали мучить его боги-диаволы, которым он служил. Слуги понесли его в дом, по дороге горько плача и рыдая, но не успели донести его до дома, как он испустил свою окаянную душу.

    Святой же Александр вселился в небесных селениях вместе со Христом Господом и святыми Его Ангелами. А игемон был ввергнут в муку вечную с сатаною и слугами его.

    По усекновении святого Александра, некто Евстафий, муж честной, христианин, взял многострадальное тело святого мученика и похоронил его с честью, славя и восхваляя Христа Бога.

    * * *

    1. Аврелиан, римский император, царствовал с 270 по 276 г.

    2. Памфилия – область Малой Азии.

  • Святой мученик Никандр. Жил он в III веке. Родился в 284 году в Египте при императоре ДиоклетианеСвоими жестокими гонениями на христиан, император прославился на весь мир. Во время таких гонений множество христиан попадали в темницы.
    Горячий приверженец суеверий – император Диоклетиан, всегда был окружен жрецами. Его интересовали магия и гадания. Он приносил в жертву животных, а потом рассматривал их внутренности. Пытался найти предзнаменования в молниях, как и многие римляне того времени. Также, он верил в значения имён и их предзнаменование. Поэтому он выбрал себе имя сына Юпитера.
    Гонения на христиан император начал из-за того, что считал христиан независимым вражеским народом, который рано или поздно сможет собрать армию. Ему казалось, что христиане, отказавшись от римских богов, создали свою отдельную республику с отдельными законами, которую на стадии зародыша ещё возможно уничтожить.
    Всё началось с главной церкви в Никомидии, которая возвышалась на высоком месте в самом центре красивого и многонаселённого участка города. Всего за несколько часов, ранее, красивейшая и величественная церковь, была разрушена до основания. А все её книги и писания – сожжены. Это здание уже долго вызывало зависть у язычников. Ведь, кроме всего прочего, её посещали одни из самых богатых горожан.
    На следующий же день было решено сделать подобно со всеми церквями. Всех тех, кто не откажется от этой религии и продолжит собираться на служение – грозила смертная казнь. Всё имущество церквей либо продавалось, либо шло в императорские поместья.
    Как только был выставлен эдикт о том, что христиане не имели права подавать в суд на что-либо, но в ответ на них любой мог подать в суд на христианина, и прочих лишений прав и свободы – христиане пали духом. Но один из них, на самом видном месте, собрав толпу, разорвал этот эдикт. За это его сожгли заживо на слабом огне, и одновременно подвергали мукам. Но это так и не сняло блаженную улыбку с его лица.
    Никандр же, по призванию, был врачом, и он был предан своей профессии. В это тяжелое время для христиан, он помогал им: время от времени посещал заключенных и оказывал им любую возможную помощь, не требуя ничего в ответ. Он не только лечил их и приносил им пищу, но и погребал со всеми почестями тех, кто умирал. Бывало даже такое, что ему приходилось хоронить тех, кто был брошен на съедение зверям. Ему приходилось дожидаться ночи и совершать обряд погребения. Этот обряд он совершал аккуратно и старался, чтобы об этом не узнали и его не заметили.
    Однажды он увидел тела мучеников, выброшенные в поле на съедение зверей, но не осмелился подойти к ним днем, боясь как бы не быть самому захваченным мучителями, ибо он был человеком немощным и страшился лютых мучений, пока не был укреплен благодатью Божией.Когда настала ночь, он отправился к телам святых мучеников и, взяв на плечи свои по одному, погребал их в некотором сокровенном месте, обвив чистыми плащаницами.Один язычник увидел его за этим делом и донёс о нем правителю. После чего, утром он был схвачен возле своего дома. Император был в ярости. Никандра подвергли множеству пыток и мучений, но как бы ни старались мучители, какие бы не придумывали истязания — святой Никандр так и не отрёкся от Христа. Более того, именно благодаря этим пыткам, он только укрепил свою веру. Он, мужественно и с радостью перенес все те муки, которых раньше боялся, и вытерпел все страдания.Мучитель, увидя его столь незыблемым в своем исповедании, как бы столп непоколебимый или гору недвижимую, приказал снять с него живого кожу и обезглавить его; таким образом святой мученик совлекся ветхого, земного человека и облекся в нового небесного. По отсечении своей честной главы он, как честный уд, присоединился к честнейшей главе Христу Господу своему и соцарствует с Ним вечно, с ликами прочих святых мучеников прославляя Пресвятую Троицу.К сожалению, жизнь святого Никандра Египтянина оборвалась в 302 году, не выдержав страшных мук, но память о деяниях Никандра Египтянина хранится в сердцах христиан и по сей день.

  • Святой мученик Мануил Критский. Мученик Христов Мануил родился в Сфакионе, что на острове Крить, от православных родителей. После завоевания турками Сфакиона в 1770 году, юный Мануил был взят в плен. Заметив его способности, агаряне насильно обратили его в магометанство, совершив над ним обряд обрезания. Имея страх Божий, блаженный Мануил прилагал все усилия, чтобы совершить побег, который со временем ему удался.

    Блаженный Мануил добрался до острова Миконос, где он исповедовал свой грех, воспринял положенную епитимью и был присоединен к св. Церкви чрез таинство миропомазания. Год спустя он женился на жительнице острова Миконос — от этого брака родилось 6 детей. Узнав, что его жена впала в прелюбодеяние, блаженный Мануил, убоявшись Бога, не стал поносить ее ни дома, ни среди народа, но взяв детей, переехал в другой дом, оставив жену, ради мирной жизни со своими чадами .Его шурин был человеком лукавым, он постоянно угрожал святому, ища возможности сделать ему зло, ибо он думал, что блаженный Мануил плохо обошелся с его сестрой.Однажды Мануил плыл в Миконос из Самоса на судне, груженном дровами. К судну подошел турецкий военный корабль, на котором работал его шурин. Издалека увидев блаженнаго Мануила, он побежал и разсказал аге, что на судне есть человек, который был турком, а теперь стал христианином. Мануил во время допроса отвечал аге: «Рожден я христианиномъ». На что тот сказалъ: «Ты был христианином, а потом своевольно стал магометанином. Итак, ты должен вернуться к нашей вере, а если ты не сделаешь этого, я буду мучить тебя до тех пор, пока ты не испустишь духъ».По милости Божией мученик Христов был укреплен свыше, и не устрашась угроз аги, ответилъ: «Родился я христианином, был христианином и желаю умереть христианиномъ». Услышав такия слова, ага разсвирепел и отдал блаженнаго на мучение в руки своих подчиненных. Много дней они безпощадно мучили Мануила, пока не приплыли к острову Хиос, где жил главнокомандующий флотом султана. Мученик попросил одного христианина, родом из Гидры, плывшаго с ними, чтобы тот привел ему священника, дабы он мог исповедоваться и причаститься святых Христовых Таин. Страха ради агарянска, никто из духовенства не решался ступить на корабль. Священники чрез посланнаго передали святому мученику слова утешения и ободрения. Восприняв сии ободрительныя слова, Мануил исполнился большей силы и воскликнулъ: «Какая разница, умру я сегодня или завтра! Ведь мир проходит, и я все равно должен умереть, так пусть я умру сегодня за свою веру и спасу свою душу».Ага послал Мануила к турецкому главнокомандующему, сопроводив его полным изложением дела мученика. Мануилу позволено было защищать себя и отвечать на вопросы, касающиеся его личности. Мученик Христов твердо отвечал, что он христианин. Главнокомандующий приказал раздеть святого донага; обнаружив, что над ним было совершено обрезание, он спросил его: «Почему ты говоришь, что ты христианинъ»?Мученик отвечалъ: «С младенчества был я христианином, но в юные годы взят был в плен. Я не хотел обращаться, но насильно меня сделали магометанином. Но сейчас хочу быть христианиномъ». После сих слов главнокомандующий распорядился обезглавить св. Мануила. Мученик возвел глаза горе и громким голосом восклицалъ: «Слава Тебе Боже!»

    Воины увели его подальше от палат главнокомандующаго, к скотобойне, называвшейся Палайя Вриси, что значит старый источник. Там, не дожидаясь приказа, Мануил стал на колени и, преклонив выю, радостно ожидал меч смерти. Однако тот, кто должен был обезглавить святого, устрашился, бросил меч, и бежал прочь, тем самым приведя в растерянность турок. На их суету мученик не обращал внимания и, сохраняя спокойствие, смотрел в землю, творя молитву внутри себя. Наконец, один из нижних чинов взял меч и стал наносить Мануилу удары в горло и в другия части тела, но не могь его обезглавить. Видя, что мученик еще жив, он вконец разъярился и, повергнув мученика на землю, разрезал ему горло.

    Так Мануил, как агнец Христов, был принесен в жертву. Кончина его случилась в 4-ый час понедельника, марта 15 дня, года 1792 от Рождества Христова. На следующий день главнокомандующий узнал, как радуются христиане, узнавшие о явлении им новаго заступника пред престолом Божиим, и о том, что совершается поклонение его честным мощам. Он приказал собрать мощи святого, привязать к камню и с насмеянием бросить в море.

    Причисленная к лику мучеников, св. душа Мануила была вознесена в Царство Небесное, где представ желанному Христу и получив от Него неувядаемый мученический венец, взыграла с радостью со всеми святыми, прославляя Отца, и Сына, и Святого Духа, Единаго в Троице Бога, Ему же слава, честь и поклонение подобаеть всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Перевод из книги: «New Martyrs of tge Turkish Yoke» St. Nectarios Press, 1985 рр.90-92
    «Православная Жизнь», №3, март 1992 г.

  • Святой Еварест был экономом церкви, находившейся в Иерусалиме.
  • Преподобный Никандр Городноезерский в начале ХVII века основал пустынь на берегу озера Городного (в 47 верстах от города Боровичи, в 4-х верстах от погоста Шероховичей). Ранее на этом месте был Воскресенский монастырь. Когда он был основан, неизвестно, но в 1581 году в монастырской описи говорилось, что в 10 келлиях жило лишь 3 старца. Преподобный Никандр был погребен в возобновленной им обители. В храме упраздненной в 1764 году обители был придел во имя преподобного Никандра Городноезерского.