Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 28 февраля

Апостола от 70-ти Онисима (ок. 109).

Мучеников Маиора (304); 2-х воинов во Фракии. Преподобномученика Арсения. Преподобных Евсевия, пустынника Сирийского (после 400); Пафнутия и дочери его Евфросинии (ок. 450); Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Священномученика Афанасия епископа. Священномучеников Михаила (Пятаева) и Иоанна (Куминова) пресвитеров (1930); священномучеников Николая (Морковина), Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона; преподобномученика Павла (Козлова), Петра и преподобномученицы Софии (Селивестровой) (1938).

Виленской (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.

 

АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ ОНИСИМ

Апостол от 70-ти Онисим в молодости был рабом Филимона, христианина знатного рода, жившего в городе Колоссах Фригийской области. Провинившись в чем-то перед своим господином и боясь наказания, святой Онисим бежал в Рим, но там, как беглый раб, попал в тюрьму. В тюрьме он встретился с апостолом Павлом, содержавшимся в узах, был просвещен им и принял святое Крещение. В тюрьме святой Онисим как сын служил апостолу Павлу. Апостол Павел, лично знавший святого Филимона, написал ему письмо, полное любви, прося простить беглого раба и принять его как брата; с этим письмом он отправил святого Онисима к его хозяину, лишив самого себя помощи, в которой очень нуждался.

Святой Филимон, получив письмо, не только простил Онисима, но и отпустил его на волю, послав обратно в Рим к первоверховному апостолу. Впоследствии святой Филимон был рукоположен во епископа города Газы (память его 4 января, 19 февраля и 22 ноября).

После смерти апостола Павла святой Онисим служил апостолам до их смерти и был поставлен ими во епископа. После кончины святых апостолов он проповедовал Евангелие во многих странах и городах: в Испании, Карпетании, в Колоссах, в Патрах. В глубокой старости святой Онисим занял епископский престол в Ефесе, после апостола Тимофея. Когда Игнатия Богоносца вели в Рим на казнь, к нему навстречу вышел епископ Онисим с некоторыми христианами, о чем упоминает святой Игнатий в своем письме к ефесянам.

В царствование императора Траяна святой Онисим был схвачен и приведен на суд к епарху Тертиллу. Он продержал святого 18 дней в темнице, а потом сослал на заточение в город Путиолы. Через некоторое время епарх вызвал узника и, убедившись, что святой Онисим всё так же твердо исповедует веру во Христа, подверг его жестокому избиению камнями, после чего святому усекли голову мечом. Тело мученика взяла одна знатная женщина и положила в серебряную раку. Это было около 109 года.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ И ДЩЕРЬ ЕГО ЕВФРОСИНИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ

Преподобный Па­ф­ну­тий был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим, бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­ни­ном. Его су­пру­га умер­ла ра­но, и Па­ф­ну­тий один вос­пи­ты­вал сво­е­го един­ствен­но­го ре­бен­ка – преподобную Ев­фро­си­нию.

Ко­гда Ев­фро­си­нии ис­пол­ни­лось 18 лет, преп. Па­ф­ну­тий хо­тел вы­дать дочь за­муж. Он на­пра­вил­ся в мо­на­стырь к сво­е­му на­став­ни­ку, чтобы по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние на пред­сто­я­щий брак до­че­ри. Игу­мен бе­се­до­вал с де­ви­цей и дал ей свое бла­го­сло­ве­ние, но свя­тая Ев­фро­си­ния стре­ми­лась к ино­че­ской жиз­ни.

При­няв тай­но по­стри­же­ние от ино­ка-стран­ни­ка, она по­ки­ну­ла от­чий дом и ре­ши­ла по­сту­пить в оби­тель, чтобы про­ве­сти жизнь в уеди­не­нии и мо­лит­ве. Опа­са­ясь, од­на­ко, что в жен­ском мо­на­сты­ре ее об­на­ру­жит отец, она, на­звав се­бя ев­ну­хом Из­ма­раг­дом, при­шла в тот са­мый муж­ской мо­на­стырь, ко­то­рый с дет­ства по­се­ща­ла вме­сте с от­цом. Ино­ки не узна­ли пе­ре­оде­тую в муж­ское пла­тье Ев­фро­си­нию и при­ня­ли в свою оби­тель. В уеди­нен­ной ке­ллии в тру­дах, по­сте и мо­лит­ве свя­тая Ев­фро­си­ния про­ве­ла 38 лет и до­стиг­ла вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Ее отец скор­бел о по­те­ре лю­би­мой до­че­ри и не раз, по со­ве­ту на­сто­я­те­ля, бе­се­до­вал с ино­ком Из­ма­раг­дом, от­кры­вая ему свою пе­чаль, и на­хо­дил у него ду­хов­ное уте­ше­ние.

Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния от­кры­ла скор­бев­ше­му от­цу свою тай­ну и про­си­ла, чтобы ни­кто, кро­ме него, не при­го­тов­лял к по­гре­бе­нию ее те­ла. По­хо­ро­нив дочь, преподобный Па­ф­ну­тий роз­дал все свое иму­ще­ство ни­щим и мо­на­сты­рю (а он был знат­ным и бо­га­тым) и при­нял мо­на­ше­ство. Де­сять лет, вплоть до сво­ей кон­чи­ны, он под­ви­зал­ся в кел­лии сво­ей до­че­ри.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВСЕВИЙ СИРИЙСКИЙ, ПУСТЫННИК

Преподобный Евсевий пустынник жил в IV веке и подвизался на горе близ селения Асиха в Сирии. Он проводил весьма суровую жизнь, находясь всегда под открытым небом и терпеливо перенося летний зной и зимний холод; одежду преподобный носил кожаную, питался моченым горохом и бобами. Будучи уже немощным старцем, во всю Великую Четыредесятницу ел всего 15 смокв. Когда к преподобному Евсевию стало стекаться много народа, он пришел в ближний монастырь, устроил у монастырской стены небольшую ограду и в ней пребывал до смерти. Преподобный Евсевий дожил до глубокой старости, скончавшись в возрасте 90 лет, после 400 года.

 

ПАФНУТИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, ЗАТВОРНИК

Па­мять 15 фев­ра­ля, в Со­бо­ре пре­по­доб­ных от­цев Ки­е­во-Пе­чер­ских Даль­них Пе­щер (28 ав­гу­ста) и в Со­бо­ре всех пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских. Непре­стан­но пла­кал и взды­хал всю свою жизнь о вре­ме­ни раз­лу­че­ния ду­ши с те­лом, как окру­жат че­ло­ве­ка Ан­ге­лы и ду­хи зло­бы, по­ка­жут все его де­ла – доб­рые и злые, на­пом­нят ему о всех его мыс­лях и же­ла­ни­ях, о том, что он за­был и че­го не счи­тал за грех.

Но бла­же­ни пла­чу­щие, яко тии уте­шат­ся (Мф.5:4). И пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий при кон­чине сво­ей уви­дел ли­ки Ан­гель­ские, ко­то­рые, при­няв его ду­шу, воз­нес­ли ее на небо. Мо­щи его по­ко­ят­ся в Фе­о­до­си­е­вых пе­ще­рах. Его имя вспо­ми­на­ет­ся в 8-й пес­ни ка­но­на: «Пла­чу­щих по­ми­ная бла­жен­ство, Па­ф­ну­тие, все­гда пла­кал еси, ныне же ра­дост­ная на­сле­див ме­ста, мо­ли­ся та­мо и нам в кров без­пла­чев­ный все­ли­ти­ся».

 

ВИЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III(1462 — 1505).

В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.

 

ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Далматская икона Успения Божией Матери — чудотворный образ, прославившийся в XVII веке. Принадлежала иноку преподобному Далмату, основателю Успенской обители в городе Далматове, в соборной церкви которой и хранился чудотворный образ.

В первой половине XVII столетия тобольский казак Дмитрий Иванович Мокринский, оставив жену и детей, удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Так как он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая этого высокого и ответственного поста, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Божией Матери. В 1644 году он прибыл в Пермскую губернию в Шадринский уезд и здесь поселился в пещере, во владениях татарина Илигея.

Когда Илигей узнал, что на его землях появился инок, намеревающийся даже построить здесь обитель, он вознегодовал и, собрав родственников, отправился к подвижнику, намереваясь изгнать его. На ночлег он остановился прямо напротив пещеры Далмата, за рекой Исетью, рассчитывая на рассвете неожиданно напасть. Людской помощи ему ждать было неоткуда, бежать он тоже не мог. Но угоднику Божию не нужна была человеческая защита. Ночью Илигею явилась Богородица, в венце, в багряном одеянии и с пламенным мечом в руке. Она строго запретила причинять иноку вред и приказала дать ему землю для построения обители. После этого страшного видения татарин со всей своей свитой смиренно пришел к Далмату и отвел ему землю для монастыря. В этом же 1646 году и был основан Далматов монастырь.

Но вскоре на новоучрежденную обитель напали калмыки. Они сожгли начатые монастырские постройки, часть монахов убили, часть пленили. Только старец Далмат чудесным образом спасся и сохранил принесенную им икону Успения Божией Матери. Когда калмыки ушли, он своими трудами стал восстанавливать обитель. Через несколько лет, благодаря его усердию, уже возвышалась деревянная церковь, а поблизости появились кельи.

В 1651 году монастырь подвергся нападению войск сибирского хана Девлет-Гирея, обитель полностью разграбили и сожгли. Чудотворная икона осталась невредимой, только на задней стороне ее обгорело то место, к которому прикоснулся один мусульманин. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона стала главной святыней монастыря.

В 1702 г. икона была поновлена тобольским иконописцем Иваном Никитиным, в 1707 году в монастыре был построен каменный Успенский собор, в которой и находился чудотворный образ. Во время правления императрица Екатерины II монастырь по молитвам перед Далматской иконой выдержал трехдневную осаду войска Е. Пугачёва.

Икона находилась в специальном киоте, декорированном резьбой. Образ прикрывала цветная шелковая завеса, которую раздвигали по мере необходимости. 19 апреля 1852 г. пожаром были уничтожены многие постройки монастыря, в т. ч. верхний храм; Далматская икона вновь не пострадала.

До 1917 г. верующие, чтобы торжественно почтить Далматскую икону, два раза в год, в дни празднования иконе (15 февраля) и Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), приходили в монастырь на поклонение. В начале 1920-х гг. после упразднения монастыря его насельники разошлись по другим обителям, унеся с собой Далматскую икону. В настоящее время сведений о местонахождении иконы не имеется.