Православный календарь 27 декабря
Мучеников Фирса, Левкия и Каллиника (ок. 249-251). Мучеников Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха с 3-мя протекторами (ок. 286-287).
Святителя Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского (1707). Святых Ипатия; Зосимы. Священномученика Николая (Ковалева) пресвитера, Алма-Атинского (1937). Святителя Вассиана (Пятницкого) исповедника, архиепископа Тамбовского (1940).
Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник пострадали за Христа при императоре Декии (249 — 251) в Кесарии Вифинской. Святой Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний был усечен мечом. Святой Фирс, приговоренный к жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их невредимо и Божиим изволением мирно скончался. Языческий жрец Каллиник, видя мужество и чудеса святого Фирса, уверовал во Христа и смело исповедал истинную веру, за что и был усечён мечом.
Святые мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих пострадали за веру в Египте, в г. Антиное, при императоре Диоклетиане (284–305). Святой Ариан до своего обращения в Христову веру был гонителем христиан, в том числе мучеников Аполлония и Филимона. Сначала мученик Аполлоний, убоявшись предстоящих страданий, упросил музыканта-язычника Филимона переодеться в его одежды и принести за него жертву идолам. Но неожиданно святой Филимон исповедал себя перед язычниками христианином. Святой Аполлоний раскаялся и также исповедал Христа. После истязаний оба мученика были казнены. Их мучитель Ариан, исцелив свой раненый глаз прахом, взятым от могилы Филимона, раскаялся, обратился в христианскую веру и крестился со всем домом и телохранителями. За любовь ко Христу они добровольно пошли на мучения и были преданы смерти. Среди телохранителей старшим был мученик Феотих, поминаемый вместе с другими святыми. Мученики Филимон и Аполлоний скончались 16 марта 286 г., а мученики Ариан и Феотих – 4 марта 287 года.
Святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (в миру Иоанн), родился 13 ноября 1631 г. в семье нижегородского священника Знании. Отец его, славившийся благочестием и большой начитанностью, был одним из трех кандидатов на патриарший престол, избиравшихся вместе с будущим Патриархом Никоном (1652-1658). Иоанн был пострижен в монашество в 1653 г. В 1655 г. он стал основателем и строителем Флорищевой пустыни недалеко от г. Гороховца.
В подвигах иночества святой испытал тяжелую борьбу с плотскими страстями. Когда он в изнеможении упал перед Владимирской иконой Божией Матери и со слезами умолял Ее о помощи, Божия Матерь осенила его благодатной силой и умиротворила его дух. Однажды, когда святой Иларион совершал вместе с иеродиаконом вечернее пение, в церковь вошли разбойники. Они убили иеродиакона и стали жечь святого Илариона на огне, выпытывая у него, где монастырские сокровища. Они не верили, что в обители не было золота. Превозмогая боль, святой Иларион обратился к чудотворной иконе и сказал: «О Пречистая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа! Если они повредят меня огнем, у меня недостанет уже сил всегда прославлять Сына Твоего и Тебя». Вдруг разбойникам послышались крики людей, искавших их, и они в страхе разбежались.
Однажды святой Иларион, проходя мимо церкви, услышал голос: «Я прославлю тебя по всей земле». Он затрепетал и, пройдя в преддверие, не нашел там никого из людей; в притворе была только Владимирская икона Божией Матери. Подвижник со слезами пал перед образом на колени и исповедал свое недостоинство. Когда святой начал воздвигать в обители каменную церковь, он сильно скорбел, что заботы о постройке и неприятности между рабочими отвлекают его от молитвы. Совершая с братией правило в церкви, он предался этим мыслям и стал раскаиваться в начатом деле. Он со слезами просил Божию Матерь не оставить его и избавить от хлопот. По окончании молитвы святой Иларион остался один в церкви и стал опять размышлять о строительстве. Так он заснул. Во сне ему явилась Божия Матерь и сказала: «Перенеси Мой образ, называемый Владимирским, из теплой церкви и поставь его в новосозидаемой каменной, и Я буду тебе там Помощницей». Святой Иларион проснулся и приказал звонить в большой колокол. Тотчас собрались иноки. Все отправились в теплую церковь и, помолившись перед иконой, торжественно перенесли ее из притвора в храм. После совершения всенощной, Божественной литургии и молебна, святой рассказал братии о своем видении. Тогда с крестным ходом икону перенесли в строившуюся церковь, где поставили среди лесов. С тех пор строительство пошло успешно и вскоре окончилось. Святой хотел сделать икону местной и освятить в ее честь храм. Но ему было видение, по которому он понял, что храм должен быть освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В пустыни он утверждал строжайший общежительный устав. В 1694 году святитель отправил во Флорищеву пустынь наказную грамоту о монастырском управлении, в которой вспоминал о своем управлении этой пустынью: «При мне, грешном, никто своего не имел, но все полагали общим. И сейчас у вас многое осталось на память о том прежнем общежительстве. Помнят же и то, что я предавал огню имущество тех, которые при мне, грешном, хотели то общежительство разрушать». 11 декабря 1681 г. святой был посвящен в сан архиепископа Суздальского и Юрьевского, а в 1682 возведен в сан митрополита и правил на Суздальской кафедре до февраля 1705 года.
Скончался святитель на покое 14 декабря 1707 г. и был погребен в Суздальском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель прославился неусыпными заботами о бедных. После смерти у него нашли всего три полушки денег.