задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 26 декабря

Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305), и мученицы Лукии девы (304). Преподобного Аркадия Вяземского, Новоторжского (XI). Преподобного Германа Аляскинского (1837).

Мученицы Киприаны. Преподобных Арисы и Анастасии подвижницы; Никодима Румынского; Арсения Латрийского (VIII-IX). Преподобного Мардария, затворника Печерского, нестяжателя, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Священномученика Гавриила, архиепископа Сербского (1659). Священномученика Александра (Юзефовича) пресвитера и мученика Иоанна (Менькова) (1920); священномучеников Владимира (Лозина-Лозинского), Александра, Иакова пресвитеров (1937); Николая (Амассийского) пресвитера (1938); Емилиана пресвитера (1941).

 

МУЧЕНИКИ ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ И ОРЕСТ СЕВАСТИЙСКИЕ

Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284 — 305) в Севастии, в Армении. В числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородный военачальник святой Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание веры, за что был подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем. После этих жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили. Увидев их мученическую смерть, святой Мардарий, который был из простого народа, также исповедал свою веру и был повешен вниз головой. Перед кончиной он произнес молитву: «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю…», которая читается в конце 3-го часа и на полунощнице. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом. Молодой воин святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом. Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел укрепляемый молитвой святого Евстратия. Предсмертная молитва святого Евстратия («Величая, величаю Тя, Господи…») читается на субботней полунощнице. Мученик Евстратий скончался 13 декабря.

 

МУЧЕНИЦА ЛУКИЯ СИРАКУЗСКАЯ

Ро­дом из Си­ра­ку­зы. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние ма­те­ри при гро­бе св. му­че­ни­цы Ап­фии (па­мять 5/18 фев­ра­ля) в Ка­та­нах она раз­да­ла все свое име­ние бед­ным и да­ла Гос­по­ду обет дев­ства. Узнав об этом, же­них ее до­нес на Лу­кию, что она хри­сти­ан­ка.

Свя­тую осу­ди­ли на по­ру­га­ние, но Гос­подь при­дал та­кую тя­жесть ее те­лу, что мно­же­ство лю­дей не мог­ло ее сдви­нуть с ме­ста. То­гда, дева св. Лу­кию об­ло­жи­ли хво­ро­стом и за­жгли боль­шой ко­стер, но пла­мя ни­сколь­ко не вре­ди­ло ей. Прон­зен­ная в гор­тань ме­чом, св. му­че­ни­ца Лу­кия окон­чи­ла свой по­двиг, по­стра­дав за Хри­ста в 304 г.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ ЛАТРИЙСКИЙ

Преподобный Арсений, сын богатых, знатных и благочестивых родителей, был родом из Константинополя. Император отличил его и сделал военачальником и патрицием Киверриотским. Однажды, когда он плыл с войском по морю, началась буря. Корабли потонули. Из всех воинов спасся лишь святой Арсений. После этого он принял монашество и изнурял плоть постом, бдением и веригами. После таких подвигов на одном месте он пришел на гору Латр, находящуюся в Малой Азии. Там он умертвил молитвой и крестным знамением вредоносного аспида, потом переселился в ближний Келливорский монастырь на северной стороне горы, где был выбран игуменом. Из монастыря преподобный Арсений удалился в пещеру, откуда молитвой прогнал зверей. К нему собралась братия. Обыкновенно он целую неделю сидел в тесной келлии, а в воскресенье принимал пищу и поучал братию. Наконец, преподобный Арсений достиг такого совершенства, что питаем был Ангелом, своим жезлом превратил горькие воды в сладкие и, сотворив много других чудес, мирно скончался среди братии.

Время жизни преподобного Арсения полагают между VIII и Х веками.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АРКАДИЙ ВЯЗЕМСКИЙ И НОВОТОРЖСКИЙ

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется, — в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник, преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (память 28 января), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховья реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (+ 1015; первое перенесение святых мощей — 1072; общая память 2 мая).

Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу — преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу. В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584 — 1587 годах. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спудом, в каменном гробу, служившем ранее местом упокоения преподобному Ефрему. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощен преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ МАРДАРИЙ, ЗАТВОРНИК ПЕЧЕРСКИЙ

Преподобный Мардарий, затворник Печерский, подвизался в Дальних пещерах в XIII веке. По рукописным святцам, в тропаре и кондаке он называется «нестяжательным», а по надписи у мощей — «бескелейным». Имя его вспоминается в 7-й песни Службы Собора отцов Дальних пещер (28 августа) вместе с преподобным Аммоном (память 4 октября), где он называется «рачителем нищеты». Погребен в Дальних пещерах. Память его совершается также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ

Преподобный Герман происходил из купеческой семьи, мирское его имя неизвестно. Уже в шестнадцать лет он принял послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, на берегу Финского залива. Через пять лет, желая большего уединения, преподобный Герман отправился на остров Валаам, где после различных послушаний устроился на постоянное жительство в лесной пустыни в полуторе верстах от обители. Там, на Валааме, духовным руководителем и наставником будущего миссионера стал игумен Назарий, саровский старец, установивший на Валааме устав Саровской пустыни.

Через пятнадцать лет жительства на острове Валаам, в 1793 году, преподобный Герман, среди других иноков монастыря, вошёл в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди «диких» языческих народов Аляски и прилегающих островов. Преподобный Герман стойко нёс послушание в тяжёлых условиях миссии, и в 1807 году был назначен её главой. «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька», – говорил преп. Герман Аляскинский.

Через некоторое время Герман Аляскинский переселяется на ближайший к миссии остров Еловый, который назвал Новым Валаамом. После многих трудов именно здесь он и обрёл успокоение, предсказав время своей кончины, 13 декабря 1837 года.

Преподобный Герман Аляскинский весьма распространил православную веру в Русской Америке, крестив десятки тысяч местных жителей. Он вёл жизнь полную самоотречения, пренебрегая всеми удобствами. Современники вспоминали о его поразительном уме и ясности мысли, быстроте и отчётливости суждений. В частности, с благоговением о беседах со старцем вспоминал правитель Русско-американской компании Семён Иванович Яновский, обращённый преподобным Германом в православие из деистических идей того времени.

Могила Германа Аляскинского на острове Еловый быстро сделалась местом почитания и паломничества. Закрепляя многолетнюю традицию, в марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке причислил его к лику святых. Вслед за этим Священный Синод Русской Православной Церкви своим определением от 1 декабря 1970 года внёс в месяцеслов Русской Церкви имя преподобного Германа Аляскинского, «всея Америки чудотворца».