Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 25 марта

Святителя Григория Двоеслова, папы Римского (604). Вседневная службаПреподобного Феофана исповедника, Сигрианского (818). Преподобного Симеона Нового Богослова (1021). Преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, краля Сербского (XIV).
Праведного Финееса (ок. 1500 г. до Р. Х.). Благоверного царя Димитрия Самопожертвователя, Грузинского (1289). Мучеников 9-ти в огне; мучеников, погубленных воинами. Святого Александра исповедника, пресвитера (1933); священномученика Иоанна (Плеханова) пресвитера и преподобномученика Владимира (Волкова), Ярославских (1938); священномученика Сергия пресвитера (1943).

Иконы Божией Матери Лиддской (Римской) — нерукотворной (на столпе) (I).

Преподобный Феофан Исповедник родился в Константинополе в благочестивой и знатной семье. Отец Феофана был в родстве с византийским императором Львом Исавром (717-741). Через три года после рождения Феофана отец его умер оставив свою семью на попечение самого императора. Феофан вырос при дворе и стал сановником императора Льва Хазара (775-780). Положение обязывало его вступить в брак. По согласию с невестой Феофан сохранил целомудрие ибо в душе его зрело желание принять иноческий образ. Посетив однажды с супругой монастыри в Сигрианской области (Малая Азия)  Феофан встретил прозорливого старца Григория Стратигия  который предсказал супруге Феофана  что ее муж будет удостоен мученического венца. Через некоторое время супруга Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии  а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория. По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келлии  занимаясь переписыванием книг. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства. Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области  в месте  называемом «Великое Село»  и стал его игуменом. Преподобный сам принимал участие во всех монастырских работах и для всех был примером трудолюбия и подвига. Он был удостоен от Господа дара чудотворения: исцелял болезни  изгонял бесов. В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор  который осудил ересь иконоборчества. На Собор был вызван и преподобный Феофан. Он прибыл в заплатанном рубище  но просиял Богодухновенной мудростью в утверждении догматов истинного Православия.  В возрасте 50 лет Преподобный тяжело заболел и до самой кончины жестоко страдал. Находясь на смертном одре  преподобный непрестанно трудился: он писал «Хронографию» – историю Христианской Церкви с 285 по 813 год. Этот труд до сих пор является ценным источником по истории Церкви.  По воцарении императора Льва Армянина (813-820)  когда святой был уже глубоким старцем  возобновилось иконоборчество. Святого Феофана принуждали принять ересь  но он твердо воспротивился этому и был заключен в темницу. Его обитель «Великое Село» была сожжена. Пробыв в темнице 23 дня  Преподобный исповедник скончался († 818). После смерти нечестивого императора Льва Армянина обитель «Великое Село» была восстановлена  и туда перенесены были святые мощи исповедника.

Святой праведный Финеес внук первосвященника Аарона и сын первосвященника Елеазара  тоже был священником и ревностно исполнял свое служение.  Когда израильтяне  выведенные из Египта святым пророком Моисеем (память 4 сентября)  были уже близки к Земле обетованной  их соседи  моавитяне и мадианитяне  исполнились зависти и страха. Не надеясь на свою силу  они решили прибегнуть к чародейству и пригласили волхва Валаама  чтобы он навел проклятие на израильтян. Но Господь в откровении Валааму возвестил Свою волю  и он  исполнившись Духа  трижды благословил народ Божий. Тогда моавитяне через блудодейство вовлекли израильтян в идолопоклонство Ваал-Фегору. Бог наказал иудеев за отступничество  и они тысячами умирали от моровой язвы. Многие  видя гнев Божий  вразумились и обратились к покаянию. В то время некий Зимри  начальник колена Симеонова  «привел к братьям своим мадианитянку в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых  когда они плакали у входа скинии собрания». Финеес  исполнившись гнева на соблазнителя народа  вошел в его шатер и поразил копьем его и мадианитянку. «И сказал Господь Моисею: Финеес… отвратил ярость Мою от сынов Израилевых  возревновав по Мне среди их; посему скажи: вот  Я даю ему Мой завет мира  и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного  за то  что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» (Чис. 25  6; 10-13). После этого праведный Финеес  по повелению Божиему  во главе израильского войска ходил на моавитян и наказал их за нечестие и коварство. После смерти первосвященника Елеазара святой Финеес был единодушно избран первосвященником. Первосвященство  по обетованию Божиему  продолжалось и в его потомстве. Святой Финеес скончался в глубокой старости († ок. 1500 до Р. Х.).

Святитель Григорий Двоеслов папа Римский  родился в Риме около 540 года. Дедом его был Папа Феликс  его мать Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана также причислены Римской Церковью к лику святых. Получив блестящее светское образование  он достиг высоких государственных должностей. Ведя Богоугодную жизнь  он всей душой стремился к монашеству. После смерти отца святой Григорий истратил все свое состояние на устройство шести монастырей. В Риме он основал монастырь во имя святого апостола Андрея Первозванного и  променяв свои палаты на тесную келлию  принял там иноческий постриг. Затем по поручению Папы Пелагия II святой Григорий долго жил в Византии. Там он написал «Толкование на Книгу Иова». После смерти Папы Пелагея на Римскую кафедру был избран святой Григорий. Считая себя недостойным  святой в течение семи месяцев не решался принять столь ответственное служение  и лишь уступая мольбам клира и паствы  принял посвящение.  Мудро управляя Церковью  святитель Григорий неустанно насаждал Слово Божие. Святой Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров  которая до него была известна лишь в устном предании. Утвержденный Шестым Вселенским Собором  этот чин был принят всей Православной Церковью.  Он ревностно боролся с ересью донатистов; обратил к истинной вере жителей Британии – язычников и готов  приверженных к арианской ереси.  Святитель Григорий оставил после себя многочисленные творения. После появления его книги «Беседы  или диалоги  о жизни и чудесах италийских отцов» Святителя стали называть «Двоесловом»  то есть «ведущим диалог  собеседником». Особенной известностью пользуется его «Правило пастырское» (или «О пастырском служении»). В этом творении святитель Григорий всесторонне описывает образ истинного пастыря. До нас также дошли его письма (848)  содержащие нравственные наставления.  Святитель Григорий возглавлял Церковь в течение 13 лет  заботясь обо всех нуждах своей паствы. Он отличался необыкновенным нищелюбием  за которое сподобился зреть Самого Господа.  Скончался Святитель в 604 году  мощи его почивают в соборе святого апостола Петра в Ватикане.

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет  он почувствовал влечение к иноческой жизни  бежал из дома и удалился в Студийский монастырь  где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи  помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения  даже на литургии стоял отдельно от братии  часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти  проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности  что особенно обнаруживалось  когда он служил Литургию.  Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.  Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так  например  когда его любимый ученик Арсений перебил ворон  которые поклевали размоченный хлеб  игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку  надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима  нечаянно убивший юного племянника  и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.  Строгая монашеская дисциплина  которую все время насаждал преподобный  привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям  преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.  Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению  а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои Богословские труды  отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения – сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани  способам духовного совершенствования  борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов  «Деятельные Богословские главы»  «Слово о трех образах молитвы»  «Слово о вере». Кроме того  преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» – около 70 поэм  полных глубоких молитвенных размышлений.  Учение преподобного Симеона о новом человеке  об «обожении плоти»  которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом)  принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством  и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.  Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них – чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником преподобным Никитой Стифатом.

Лиддская нерукотворная (на столпе) икона Божией Матери. Когда святые апостолы Петр (память 29 июня и 16 января) и Иоанн Богослов (память 8 мая и 26 сентября) проповедовали Господа Иисуса Христа в городе Лидде (впоследствии Диосполе)  недалеко от Иерусалима  там был сооружен для новообращенных храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим  апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием осветить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром  там и Я с вами буду». Придя в храм  они увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.  Во время правления императора Юлиана Отступника (361-363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако  как ни старались они стесать священное изображение  оно не исчезало  а лишь углублялось более и более внутрь столба. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру. С него была сделана копия  которая была увезена в Рим и также получила чудотворную силу (празднование 26 июня).  Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме  созданном в Лидде Энеем  исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9  32-35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники  то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня  чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли  то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией    Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский  Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912-959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.  В этот день также отмечается память 9 мучеников  в огне пострадавших  и мучеников  погубленных воинами. Время и место их подвига неизвестны.