задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 24 октября

Апостола от 70-ти, Филиппа, одного из семи диаконов (I). Преподобного Феофана Исповедника, творца канонов, епископа Никейского (ок. 850).

Мучениц Зинаиды и Филониллы (I), учениц апостола Павла. Святой Викторины. Святителей Нектария (381-397), Арсакия (404-405), Аттика (406-425) и Сисиния (426-427), Патриархов Константинопольских. Преподобных Феофана Постника в Ближних пещерах почивающего (XII); Льва Оптинского (1841). Собор преподобных Оптинских старцев: Льва (1841), Макария (1860), Амвросия (1891), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Анатолия (1894), Исаакия (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (1922), Нектария (1928), преподобного Никона исповедника (1931), преподобномученика Исаакия (1936). Священномучеников Филарета (Великанова) и Александра пресвитеров (1918); Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского (1937).

Воспоминание чуда, бывшего от иконы Господа нашего Иисуса Христа в Вирите (Бейруте). Иконы Божией Матери, именуемой «Вододательница».

 

АПОСТОЛ ФИЛИПП

Святой апостол Филипп, из числа 70-ти, родился в Кесарии Палестинской, был женат и имел детей.

После Сошествия Святого Духа двенадцать апостолов поставили его на диаконское служение в Иерусалимской Церкви и поручили, как и прочим шести диаконам, заведовать приношениями верующих и заботиться о вдовах, сиротах, убогих. Старшим среди семи перводиаконов был святой архидиакон Стефан. Когда начались гонения, и первомученика Стефана иудеи побили камнями, апостол Филипп покинул Иерусалим. Он переселился в Самарию, и там успешно проповедовал христианство. В числе обращенных апостолом был знаменитый волхв Симон, который, «крестившись, не отходил от Филиппа» (Деян. 8, 9 — 13).

По указанию Ангела Господня апостол отправился на дорогу, соединявшую Иерусалим с Газой, и там встретил сановника царицы Эфиопской, которого тоже обратил в христианство (Деян. 8, 26 — 39). Святой апостол Филипп неутомимо проповедовал Слово Божие во многих странах Ближнего Востока, расположенных рядом с Палестиной. В Иерусалиме апостолы рукоположили его в сан епископа и послали в Лидию, где он крестил многих. Скончался святой Филипп в глубокой старости.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК

Преподобный Феофан исповедник, творец канонов, епископ Никейский, был младшим братом преподобного Феодора Начертанного (память 27 декабря). Братья получили отличное образование, особенно увлекались философией. Стремясь к Богопознанию, они удалились в лавру святого Саввы. Здесь преподобный Феофан был пострижен, а через несколько лет стал пресвитером.

Святые братья прославились как поборники иконопочитания. Они отважно исполнили поручение Иерусалимского Патриарха отправиться в Константинополь для обличения императора-иконоборца Льва Армянина (813–820). Впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820 — 829) и Феофила (829–842).

Святым пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки. Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах стихи, оскорблявшие славных исповедников (поэтому их и именуют «Начертанными».) «Пиши, что хочешь, перед Страшным судом прочтешь свое писание», – говорили императору мужественные братья. Феодора посадили в темницу, где он и скончался (+ 833), а Феофана отправили в ссылку. С восстановлением иконопочитания преподобного Феофана вернули из ссылки и рукоположили во епископа Никейского. Святитель написал около 150 канонов, в том числе прекрасный канон в защиту святых икон. Скончался преподобный в мире около 850 года.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕВ, ОПТИНСКИЙ

Первый Оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.

В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни.

В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу.

В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.

Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел.

Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».

Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, — говорил преподобный Лев, — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины преподобного, 11/24 октября 1841 года, служили всенощную в честь памяти святых отцев семи Вселенских Соборов.

 

СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ, В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ ПРОСИЯВШИХ

Единая память просиявших в Оптиной пустыни преподобных, мучеников и исповедников установлена в день празднования Собора преподобных Оптинских старцев (11/24 октября) по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 27 октября 2016 года. Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 31 января 2018 года.

Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших: преподобных, мучеников и исповедников:

Авенир (Синицын), прмч.
Агапит (Таубе), исп.
Амвросий Оптинский, прп.
Анатолий I Оптинский (Зерцалов), прп.
Анатолий II Оптинский (Потапов), прп.
Антоний Оптинский, прп.
Борис Козлов, мч.
Варсонофий Оптинский, прп.
Викентий (Никольский), прмч.
Гурий (Самойлов), прмч.
Евтихий (Диденко), прмч.
Евфимий (Любовичев), прмч.
Игнатий (Даланов), прмч.
Иларион Оптинский, прп.
Иоанникий (Дмитриев), прмч.
Иосиф Оптинский, прп.
Исаакий I (Антимонов), Оптинский, прп.
Исаакий (Бобраков), Оптинский, прмч.
Лаврентий (Левченко), прмч.
Лев Оптинский, прп.
Макарий Оптинский, прп.
Марк (Махров), прмч.
Моисей Оптинский, прп.
Нектарий Оптинский, прп.
Никон (Беляев), Оптинский, исп.
Пантелеимон (Аржаных), прмч.
Пафнутий (Костин), прмч.
Рафаил (Тюпин), прмч.
Рафаил (Шейченко), исп.
Савва (Суслов), прмч.
Севастиан (Фомин), Карагандинский, исп.
Серафим (Гущин), прмч.

 

ВОСПОМИНАНИЕ ЧУДА, БЫВШЕГО ОТ ИКОНЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ВИРИТЕ (БЕЙРУТЕ)

На четвертом Деянии Седьмого Вселенского Собора (787 год) святитель Петр, епископ Никомидийский, в доказательство необходимости иконопочитания, предложил Слово святого Афанасия о чуде, которое произошло в городе Берите (ныне Бейрут).

В этом городе около иудейской синагоги жил христианин. Переселяясь в другое место, он оставил в доме икону Господа Иисуса Христа. Иудей, который занял этот дом, не обратил внимания на икону. Однажды его друг заметил на стене образ Иисуса Христа и, сказав хозяину: «Почему ты, иудей, держишь в доме икону?», пошел в синагогу и донес о нарушении иудейского закона.

Хозяина дома иудеи отлучили от синагоги, а икону сняли со стены и стали кощунствовать над нею: «Как некогда поругались над Ним отцы наши, так поругаемся над Ним и мы». Они плевали на лик Господа, бичевали икону, изрыгая ругательства, вонзили гвозди в руки и ноги Господни, изображенные на иконе, били Его тростью по голове, приложили к устам губку с уксусом.

Наконец, принесли копье, и один из иудеев ударил им в бок Спасителя. Вдруг из отверстия, пробитого копьем в иконе, потекли кровь и вода. Иудейские раввины, увидев чудо, порешили: «Последователи Иисуса Христа утверждают, будто Он исцелял больных. Отнесем в синагогу эту кровь с водой и помажем одержимых недугами, тогда увидим, правду ли про Него говорят».

Сосуд с кровью был поставлен в синагоге. Узнав о чуде, жители Берита стали приносить и приводить в синагогу страждущих от различных недугов, и все они исцелились, помазавшись кровью от иконы Господней. Все архиереи, священники и народ иудейский уверовали во Христа и взывали: «Слава Тебе, Христе, Которого распяли отцы наши, Которого распяли и мы, в виде иконы Твоей. Слава Тебе, Сыне Божий, сотворивший столько чудес! Мы веруем в Тебя, будь милостив к нам и приими нас!»

Иудеи пришли к епископу Берита и, показав ему чудотворную икону, кровь и воду, истекшие от нее, рассказали о своем преступлении. Епископ, видя их искреннее раскаяние, принял их, много дней оглашал и затем крестил, а синагогу освятил в церковь Спасителя нашего Иисуса Христа.

По просьбе евреев, он обратил и прочие синагоги в храмы, посвященные святым мученикам. И «бысть велия радость в этом городе, не только от того, что так много людей было исцелено и оживотворено, но и от того, что столько душ перешло из царства мертвых в вечную жизнь».

(Источкик: 24 октября Церковь чтит Воспоминание чуда от иконы Господа нашего Иисуса Христа в Бейруте)

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ВОДОДАТЕЛЬНИЦА»

Образ впервые упоминается среди Богородичных икон в России не позднее XVII века. Икона нередко воспроизводится в клеймах на больших образах Матери Божией — как, например, на иконе «Нечаянная Радость» со 120 чудотворными иконами Богородицы (Москва, середина XIX в., 121 x 94 см) из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве.

Именование иконы в разных источниках варьируется: встречаются названия «Вододательница», «Вотодательница», «Ватодательница». Впоследствии выдвигалось предположение что «Вотодательница» — это усечённое слово «Животодательница».

Относится к типу «Одигитрия». Богоматерь изображена склонившей Свой лик к главе сидящего на Её правой руке Богомладенца, Который левой рукой обнимает Её, а правой — благословляет. Иконография во многом совпадает с Германовской (Ерманской) иконой: главное их сходство определяют положение Христа на правой руке Богоматери и то, как Она придерживает Младенца спереди.