Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 24 марта

Мученика Епимаха (перенесение мощей) (ок. 250). Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (ок. 644). Святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца (1458). Святителя Софрония, епископа Вратчанского (1813) (Болг.).

Священномученика Пиония, пресвитера Смирнского и прочих с ним (250). Преподобных Георгия Синаита (VI); Иоанна Мосха (662); Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII); Феодоры Артской (XIII). Преподобного Патрикия (Петрова) иеромонаха, исповедника (1933).

 

СВЯТИТЕЛЬ СОФРОНИЙ, ПАТРИАРХ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, родился в Дамаске. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам. Особенно он преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он прибыл в Иерусалим, в обитель святого Феодосия, и там сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом. Он стал его духовным сыном и отдался ему в послушание. Праведники вместе путешествовали по монастырям, записывали жития и поучения подвизавшихся в них. Из этих записей позже составилась их знаменитая книга «Лимонарь» или «Луг духовный», которую высоко оценил Седьмой Вселенский Собор.

Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха. После выздоровления святого Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой Патриарх Иоанн Милостивый (память 12 ноября), которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов. В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну (память 31 января) и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников.

Когда варвары стали угрожать Александрии, святой Патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме преподобный Иоанн скончался (+ 622). Тело его было перевезено святым Софронием в Иерусалим и похоронено в обители святого Феодосия.

В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский Патриарх Захария (609 — 633). После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест (633 — 634; память 18 декабря), а по кончине святителя Модеста Патриархом был избран святой Софроний. Святитель Софроний много потрудился на благо Иерусалимской Церкви как ее Предстоятель (634 — 644).

В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнуренные голодом христиане согласились наконец открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святой Патриарх Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.

До нас дошли сочинения патриарха Софрония по догматике, а также «Объяснение на Литургию», Житие преподобной Марии Египетской (память 1 апреля), около 950 тропарей, стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил «Устав» монастыря преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря). «Трипеснцы» святителя на Святую Четыредесятницу входят и в состав современной Триоди.

СВЯТИТЕЛЬ ЕВФИМИЙ, АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ

Святитель Евфимий, в Крещении Иоанн, родился по горячим молитвам пресвитера Михея и его супруги Анны. Долгие годы у них не было детей, и они дали обет: если родится ребенок, посвятить его Богу. Чтение священных книг, частое посещение богослужений, за которыми мальчик прислуживал своему отцу – священнику небольшого новгородского храма во имя святого Феодора, – освятили душу юного Иоанна. В возрасте пятнадцати лет, в 1411 году, Иоанн ушел из родительского дома в монастырь.

В двенадцати верстах от Новгорода, в пустынном месте, именуемом Вяжище, среди лесов и болот поселились три инока – Евфросин, Игнатий и Галактион. Вскоре к ним присоединился священник Пимен, который принял постриг с именем Пахомий. Здесь подвизались они в полном уединении при построенной ими деревянной часовне во имя святителя Николая в непрестанной молитве и в тяжелой борьбе с суровой северной природой.

К этим подвижникам и пришел искавший спасения юноша Иоанн. Игумен Пахомий принял его с любовью и вскоре постриг в монашество с именем Евфимий. Пострижение в столь раннем возрасте указывает на выдающиеся духовные качества юного подвижника, увиденные прозорливым Пахомием. В то время Новгородскую архиерейскую кафедру занимал архиепископ Симеон, поставленный на архиерейство из простых иноков. Архиепископу стало известно о добродетельной жизни инока Евфимия. Святой Евфимий был вызван в Новгород и после продолжительной беседы с Владыкой назначен архиерейским экономом. Новгородские архиепископы занимали в то время совершенно особое положение: независимые от княжеской власти, они избирались непосредственно вечем и принимали большое участие в светских делах; в частности, на них лежало управление огромными вотчинами. И архиерейский эконом в этих условиях должен был сочетать административный талант с полнейшим бескорыстием и глубоким христианским смирением. Усердно просил архипастыря святой Евфимий отпустить его снова на Вяжище, но потом покорился Святителю.

В новой должности святой Евфимий вызывал всеобщее изумление и уважение тем, что, занимая столь высокое положение, будучи в центре деловой жизни огромного торгового города, он нес иноческие подвиги так же усердно, как и в дремучих лесах. В 1421 году скончался архиепископ Симеон. При новом архиерее Евфимии I святой Евфимий снова удалился в свою обитель. Вскоре иноки обители на Лисичьей горе избрали святого своим игуменом. По преставлении архиепископа Новгородского Евфимия I в 1429 году игумен Евфимий был избран архиепископом своего родного города и 29 ноября вступил в храм Святой Софии. В течение четырех лет святитель управлял Новгородской епархией, оставаясь нареченным архиепископом, и только 24 мая 1434 года был посвящен в Смоленске. Архиерейскую хиротонию возглавлял митрополит Герасим. В течение 29 лет мудро правил своей епархией святой Евфимий, ревностно исполняя свой архипастырский долг. Много потрудился святой Евфимий для построения и возобновления храмов, особенно после опустошительных пожаров 1431 и 1442 гг. Богато был украшен святителем Софийский собор, а в Новгородском Кремле построено несколько новых храмов. «Если хочешь, – пишет Пахомий Логофет, – видеть немногое из числа великих дел его, иди к храму Святой Софии. Там увидишь созданные им храмы святых, стоящие подобно горам. Не голосом, а делом открывают они разнообразную красоту свою. Это даровал мне архиепископ Евфимий, — говорит одна церковь; другая говорит – таким благолепием он украсил меня; третья поведает – меня воздвиг он с основания. Храм великого Иоанна Златоустого, высокий и красивый, рукою Златоустого благословляет его и от его лица говорит: «Поелику ты воздвиг мне храм, и я умолю Творца приготовить тебе храмину на Небе». Соборный храм Премудрости Божией, обветшавший от времени и возобновленный им, вещает: «Он возвратил мне прежнее благолепие мое, украсил меня святыми иконами, он – хвала и красота моя»». Святитель Евфимий построил церковь в честь своего Ангела Хранителя, в 1438 году в Вяжицкой обители – каменный храм в честь Святителя Николая, а в следующем году – каменный храм в честь святого Иоанна Богослова с трапезою и службами. Ревностный к славе Божией святитель Евфимий заботился об умножении духовных книг. До сих пор целы многие богослужебные книги, переписанные «по велениям господина архиепископа Владыки Евфимия». Несмотря на обилие дел святитель всегда неукоснительно выполнял иноческое правило: то, что он не успевал сделать днем, – довершал ночью. За час до утрени вставал святитель на келейную молитву. Часто всю ночь проводил он без сна; носил вериги, но о них никто не знал до самой кончины его. Первую неделю Великого поста проводил святитель в Вяжицкой обители в безмолвной молитве, ничего не вкушая. В 1446 году великокняжеский престол был захвачен Шемякой, который вступил в сношения с Новгородом. Политическая ситуация в Новгороде резко обострилась. Святитель Иона (память 31 марта) в 1451 году в особом послании убеждал новгородцев прекратить беспорядки и слушаться своего архипастыря – «будьте во всем послушны нашему сыну и брату, а вашему отцу и учителю, Боголюбивому архиепископу Евфимию». В глубокой старости святитель Евфимий, беспокоясь в душе, что деятельность Шемяки могла бросить тень на его отношение к Первосвятителю, которого он глубоко чтил, посылает святому Ионе письмо. Предчувствуя близость кончины, святитель Евфимий испрашивал себе молитв и прощения. Святой Иона в ответном письме – прощальной грамоте писал: «Напоминаем тебе, сын мой, что ты стал было поступать слишком просто: того, кто отлучен был нашим смирением за преступления, вы принимали у себя, того удостоивали своего благословения. И ты, сын мой, принеси покаяние в том пред Богом». При этом святитель Иона повелел: если прощальная грамота прибудет после блаженной кончины новгородского архипастыря, прочитать ее над его гробом. Святитель Евфимий преставился 10 марта 1458 года. Посланный святителем Ионой с прощальной грамотой духовник Евмений прибыл в Новгород спустя 16 дней после кончины святого Евфимия, гроб которого, по его завещанию, стоял в храме Вяжицкой обители. Когда гроб открыли, чтобы прочитать прощальную грамоту, то увидели, что тление не коснулось тела святого. Святитель Евфимий лежал, как спящий, персты его были сложены для благословения. «Еще хранит Бог Новгород, за него молится святитель Евфимий», — громко сказал Евмений и, прочтя грамоту святого Ионы, положил ее в руку почившего святителя.

Вскоре после кончины святителя Господь прославил его благодатными дарованиями тем, кто прибегал к его молитвенной помощи. Высоко почитая святителя, благодарные иноки Вяжицкой обители воздвигли церковь в честь святого Евфимия, которая отмечена в переписи 1500 года. Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года. Житие святого Евфимия написано по поручению святителя Ионы, архиепископа Новгородского (+ 1470; память 5 ноября) Пахомием Логофетом.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ ПИОНИЙ И ЛИН, ПРЕСВИТЕРЫ СМИРНСКИЕ, СВЯТЫЕ МУЧЕНИЦЫ САВИНА И МАКЕДОНИЯ И СВЯТОЙ МУЧЕНИК АСКЛИПИАД

Священномученики Пионий и Лин, пресвитеры Смирнские, святые мученицы Савина и Македония и святой мученик Асклипиад пострадали во время гонения на христиан в царствование Декия (249–251) в Смирне, знаменитом в древности торговом городе, расположенном на восточном берегу Эгейского моря. Смирнская Церковь была основана святым апостолом Иоанном Богословом (память 8 мая и 26 сентября) и прославилась стойкостью исповедников веры Христовой.

Приуготовляя себя к страданиям, уже узнав о начале гонения, святой Пионий с Савиной и Асклипиадом пребывали в строгом посте и сугубой молитве. Святой Пионий взял три сплетенные вериги и возложил их на себя и своих товарищей.

Святые мученики были схвачены гонителями 23 февраля, в день памяти святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (+ 167) – праздничный для всех смирнских христиан. После краткого допроса святых исповедников отвели в тюрьму. В темнице святой Пионий с товарищами встретили пресвитера соборной церкви Смирны Лина и женщину по имени Македония из села Карины, также заключенных в узы за исповедание Имени Господа. Многие верующие посещали святых исповедников в темнице, принося им кто что мог, но святые раздавали все тюремным сторожам. Приходили к святому Пионию и те, кто прежде были христианами, но из-за страха перед мучениями согласились принести жертвы идолам, и просили молитв. Горько плакал святой Пионий о малодушных и увещевал их: «Не отчаивайтесь, братья, хотя вы и сделали тяжелый грех, но покайтесь истинно и обратитесь опять всем сердцем ко Христу». После многих истязаний 11 марта 250 года святого мученика распяли на кресте. Крест обложили дровами и зажгли. Когда костер догорел, все увидели тело святого совершенно невредимым; даже волосы на его голове не сгорели. Лицо его было светло, сияло Божественной благодатью.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ СОФРОНИЙ, ЗАТВОРНИК ПЕЧЕРСКИЙ

Преподобный Софроний, затворник Печерский, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах в XIII веке. Святой подвижник носил власяницу и тяжелый железный пояс. Ежедневно преподобный прочитывал всю Псалтирь.

 

СВЯТИТЕЛЬ СОФРОНИЙ, ЕПИСКОП ВРАТЧАНСКИЙ

Святитель Софроний (1739 — 1813), епископ Врачанский, был одним из выдающихся деятелей болгарского возрождения. В миру Стойко Владиславов, родился в городе Котел (Казан), Болгария, в Османской империи, в православном семействе зажиточного торговца скотом. Учился в монастырской школе родного города по славянским и греческим церковным книгам.

Работал портным, но проявлял склонность к духовным занятиям.

В 1762 году был выбран чорбаджиями города и принял рукоположение во священника. Стал учителем и книжником Котла.

В 1765 году встретился со святым Паисием Хилендарским, который показал ему свою «Историю славяноболгарскую», с которой Софроний снял первый список – «Софрониеву перепись». Софроний, став учеником Паисия, в 1770–1775 годах предпринял путешествие на Святую Гору Афон.

В 1792 году покинул Котел. Служил приходским настоятелем в городе Карнобат.

В 1794 году отбыл в монастырь в селе Арбанаси и 17 сентября того года был рукоположен во епископа во Враце с именем Софроний. Там развил широкую общественную деятельность и по некоторым сведениям инициировал отправку посольства в Москву от имени врачанцев. Поддерживал связи с фанариотами. Посещал находившийся в его епархии Седмипрестольный монастырь в Старой планине. Усердно проходил свое епископское служение.

В это время глава восстания кирджалиев, Осман Пасван-Оглу, утвердился независимым пашой в Видине, и Софроний очутился между двух огней. В его крае хозяйничали и кирджалии, и турецкие войска; епископу приходилось спасаться от тех и других. Вслед за волнениями во Враце с участием войск видинского паши Османа Пазвантоглу в 1797 году, покинул свой кафедральный город и скитался на северо-западе Болгарии. Три года он провел пленником в Видине. Эта пора была важным временем его самоопределения как писателя.

Только в 1803 году получил возможность бежать и отбыл в Бухарест, где также служил клириком. По своему настоянию был освобожден от епископского сана, но продолжал подписываться как «Софроний Врачанский». В свой бухарестский период св. Софроний посвятил себя книжной деятельности и составил свои лучшие творения.

В 1804 г. он написал свои «Записки», изданные Радовским в «Дунавском Лебеде» 1861 г. и в «Период. Списанiи на Българско-то Книжовно Дружество» того же года. «Записки» — книга страданий болгарского народа за время жизни святителя — производят сильное впечатление. В 1806 г. св. Софроний издал собрание поучений, переведенных со старославянского и греческого, под названием «Кириакодромион» (Рымник, 1806; Новый Сад, 1856; Бухарест, 1865). Это была первая печатная книга на новоболгарском языке.

С 1806 по 1812 год стал одним из виднейших представителей болгарского народа в отношениях с русским командованием в течении очередной Русско-турецкой войны, призывая болгар содействовать русским.

В последние годы жизни удалился в монастырь на окраине Бухареста. Последний известный подписанный им документ датируется 2 августа 1813 года. К концу жизни он стал виднейшим представителем болгарской литературы своего времени.

Святитель Софроний скончался 22 или 23 сентября 1813 года. Канонизирован Болгарской Православной Церковью 31 декабря 1964 года.

 

СВЯТОЙ МУЧЕНИК ЕПИМАХ

Святой мученик Епимах был родом из Египта. Долгое время он жил отшельником на горе Пелусийской. Во время гонений на христиан в Александрии (около 250 года) святой Ефимах, пылая ревностью к истинной вере, пришел в город, разрушил языческих идолов и безбоязненно исповедал Христово учение. За это святой был предан мучениям. Среди людей, видевших его муки, стояла женщина с больным глазом; капля крови мученика исцелила болящую. После жестоких мучений святой был усечен мечом.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСИЙ ГОЛОСЕЕВСКИЙ, КИЕВСКИЙ, ИЕРОМОНАХ

Пре­по­доб­ный Алек­сий Го­ло­се­ев­ский ро­дил­ся 14 ап­ре­ля 1840 го­да, в пер­вый день Пас­хи, в мно­го­дет­ной дво­рян­ской се­мье. Маль­чик ро­дил­ся немым.

Се­мье Ше­пеле­вых по­кро­ви­тель­ство­вал Ки­ев­ский мит­ро­по­лит Фила­рет (Ам­фи­те­ат­ров). На Пас­ху 1853 го­да он бла­го­сло­вил ма­те­ри прий­ти с сы­ном на ве­чер­нюю служ­бу в его до­мо­вую цер­ковь. На тре­тье при­вет­ствие вла­ды­ки «Хри­стос Вос­кре­се!» ре­бе­нок от­ве­тил: «Во­ис­ти­ну Вос­кре­се!».

По­сле ис­це­ле­ния маль­чик был от­дан на вос­пи­та­ние в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. К это­му вре­ме­ни он остал­ся си­ро­той. Все за­бо­ты о его вос­пи­та­нии вла­ды­ка Фила­рет взял на се­бя. По­слуш­ник по­лу­чил пре­крас­ное ду­хов­ное и свет­ское об­ра­зо­ва­ние. Его ду­хов­ник – пре­по­доб­ный Пар­фе­ний Ки­ев­ский – учил от­ро­ка мо­лит­ве и при­учал к нес­тя­жа­тель­но­сти.

В 1872 го­ду Вла­ди­ми­ра по­стриг­ли в мо­на­ше­ство с име­нем Алек­сий.

В Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре отец Алек­сий про­жил бо­лее 38 лет, но вы­нуж­ден был ее по­ки­нуть.

В Го­ло­се­е­вой пу­сты­ни пре­по­доб­ный Алек­сий про­жил в уеди­не­нии бо­лее 20 лет, неся по­слу­ша­ние ду­хов­ни­ка и риз­ни­че­го. В пу­сты­ни на­сту­пил рас­цвет его стар­че­ской де­я­тель­но­сти. Гос­подь удо­сто­ил его да­ра про­зор­ли­во­сти. Сре­ди ду­хов­ных чад стар­ца бы­ли Ки­ев­ские мит­ро­по­ли­ты и на­мест­ни­ки мо­на­сты­рей, мо­на­ше­ству­ю­щие и ми­ряне, дво­ряне и ин­тел­ли­ген­ты, сту­ден­ты и кре­стьяне.

В 1896 го­ду со­сто­я­лось от­кры­тие мо­щей и про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия Чер­ни­гов­ско­го. Го­ло­се­ев­ский ду­хов­ник был при­гла­шен для уча­стия в тор­же­ствах как че­ло­век, опыт­ный в об­ра­ще­нии с мо­ща­ми. При пе­ре­об­ла­че­нии мо­щей свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия ба­тюш­ка Алек­сий удо­сто­ил­ся ви­де­ния угод­ни­ка Бо­жия, ко­то­рый за­по­ве­дал ему по­ми­нать сво­их ро­ди­те­лей. Ко­гда же ста­рец воз­ра­зил: «Свя­ти­тель! Ты же сам про­слав­лен!», свя­той Фе­о­до­сий от­ве­тил: «По­ми­най на про­ско­ми­дии, она вы­ше мо­ей мо­лит­вы!»

Пре­по­доб­ный Алек­сий со­вер­шал про­ско­ми­дию несколь­ко ча­сов, чтобы иметь воз­мож­ность вы­нуть ча­стич­ки за всех сво­их ду­хов­ных чад, бла­го­де­те­лей и за тех лю­дей, ко­то­рые про­си­ли его свя­тых мо­литв.

Ке­лей­ни­ка не бы­ло, ста­рец сам но­сил дро­ва, и то­пил печь, и ста­вил са­мо­вар, и под­ме­тал ком­на­ты. Лишь за несколь­ко лет до смер­ти, ко­гда отец Алек­сий на­чал осла­бе­вать, ему стал при­слу­жи­вать мо­нах, бу­ду­щий ста­рец-ду­хов­ник и но­во­му­че­ник Аза­рия.

Пре­по­доб­ный Алек­сий при­ни­мал лю­дей да­же бу­дучи боль­ным. Он го­во­рил: «Я бы мог уй­ти от этой су­е­ты в бо­га­дель­ню и там со­вер­шен­но успо­ко­ить­ся, но не мо­гу я бро­сить страж­ду­щих, при­хо­дя­щих ко мне за по­мо­щью».

В на­ча­ле 1916 го­да ба­тюш­ка Алек­сий стал се­рьез­но бо­леть: пло­хо ра­бо­та­ло серд­це, рас­пух­ли но­ги. Его осво­бо­ди­ли от оче­ред­но­го бо­го­слу­же­ния, ко­то­рое он нес до то­го вре­ме­ни в те­че­ние 43 лет. Ду­хов­ные ча­да ста­ра­лись, как мог­ли, чтобы об­лег­чить его стра­да­ния, но ба­тюш­ка ма­ло по­ла­гал­ся на ме­ди­цин­ские сред­ства и че­ло­ве­че­скую по­мощь, а бо­лее упо­вал на по­мощь Бо­жию.

За во­семь дней до кон­чи­ны ба­тюш­ка ис­по­ве­дал­ся у сво­е­го ду­хов­ни­ка иеро­мо­на­ха Ки­та­ев­ской пу­сты­ни Ири­нея. За день до кон­чи­ны и в день смер­ти ста­рец раз­дал ду­хов­ным де­тям – мо­на­ше­ству­ю­щим и ми­ря­нам – свое скуд­ное иму­ще­ство. Ве­че­ром 11/24 мар­та 1917 го­да ба­тюш­ка под­го­то­вил­ся к свя­щен­но­слу­же­нию и со­би­рал­ся слу­жить, но крайне из­не­мог. Из церк­ви его вы­нес­ли на ру­ках и от­нес­ли в кел­лию, где ти­хо и мир­но он пре­дал дух свой в ру­ки Бо­жии. Это был де­вя­тый день по­сле от­ре­че­ния от пре­сто­ла ца­ря Ни­ко­лая Вто­ро­го.

Ба­тюш­ку сра­зу об­ла­чи­ли и по­сле со­вер­ше­ния пер­вой па­ни­хи­ды, пе­ре­нес­ли его те­ло из кел­лии в По­кров­скую цер­ковь. Ски­то­на­чаль­ник игу­мен Ген­на­дий (управ­лял пу­сты­нью с 1913 по 1917 го­ды) от­пра­вил в Лав­ру со­об­ще­ние о кон­чине стар­ца, про­ся рас­по­ря­же­ния о по­гре­бе­нии.

От­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние со­сто­я­лось 13/26 мар­та. Цер­ковь бы­ла пол­на мо­ля­щи­ми­ся. Пла­ка­ли все: свя­щен­но­слу­жи­те­ли, мо­на­хи, ми­ряне, взрос­лые, де­ти. От­пе­ва­ние со­вер­шал ду­хов­ный сын пре­по­доб­но­го – ар­хи­манд­рит Ан­фим, ски­то­на­чаль­ник Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской пу­сты­ни, впо­след­ствии каз­на­чей Лав­ры. Его пер­вые сло­ва: «По­те­ря­ли мы, бра­тия и сест­ры, до­ро­го­го сво­е­го на­став­ни­ка и неза­ме­ни­мо­го ру­ко­во­ди­те­ля в жиз­ни от­ца Алек­сия» вы­зва­ли в хра­ме без­утеш­ные ры­да­ния. Так, со сле­за­ми и со­вер­ши­лось от­пе­ва­ние Го­ло­се­ев­ско­го стар­ца.

Алек­сий Го­ло­се­ев­ский был про­слав­лен в 1994 г. как мест­но­чти­мый свя­той, со­сто­я­лось об­ре­те­ние его мо­щей, ко­то­рые от­кры­ты для по­кло­не­ния в Го­ло­се­ев­ском мо­на­сты­ре.

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии пре­по­доб­но­го Алек­сия Го­ло­се­ев­ско­го с уста­нов­ле­ни­ем да­ты па­мя­ти 24 мар­та.