Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 23 января

Попразднство Богоявления. Святителя Григория, епископа Нисского (после 395). Преподобного Маркиана пресвитера (V). Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского (601). Преподобного Павла Комельского (Обнорского), чудотворца, ученика преп. Сергия Радонежского (1429). Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894).

Блаженной Феозвы диакониссы, сестры святителя Григория Нисского (385). Преподобного Аммония (Скитского). Преподобного Макария Писемского (XIV). Преподобного Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Священномученика Зиновия пресвитера (1920); священномученика Петра пресвитера (1930); священномученика Анатолия, митрополита Одесского (1938); преподобномученицы Арсении (Добронравовой) игумении, Ивановской (1939).

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК, ВЫШЕНСКИЙ

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

 

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ, ЕПИСКОП НИССКИЙ

Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам.

В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова.

В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь». Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ДОМЕТИАН, ЕПИСКОП МЕЛИТИНСКИЙ

Преподобный Дометиан, епископ Мелитинский, родился и жил в VI веке, при императоре Иустине Младшем. Был женат, но вскоре овдовел, принял монашество и проводил строгую и святую жизнь. В тридцатилетнем возрасте был избран во епископа города Мелитины (Великая Армения). Мудрый и ревностный в вопросах веры, сильный в слове и деле, святой Дометиан скоро стяжал славу доброго и ревностного пастыря. Он не раз выполнял государственные поручения в Персии для устранения столкновений с греками. Любимый всеми, преподобный Дометиан часто получал богатые дары, которые раздавал на содержание неимущих. Еще при жизни и после смерти, последовавшей в 601 году, святитель Дометиан был прославлен от Бога чудесами.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ МАРКИАН ПРЕСВИТЕР

Преподобный Маркиан, пресвитер и эконом Великой церкви (в Константинополе), родился в Риме и в юности получил начальное образование в Константинополе. После смерти родителей преподобный Маркиан употребил богатое наследство на строение, обновление и украшение храмов. Так, он построил церковь во имя святой мученицы Анастасии, богато украсив ее, и перенес в нее святые мощи мученицы. Построил также церковь святой мученицы Ирины. Нравственная чистота, строгая подвижническая жизнь обратили на него внимание патриарха, который рукоположил преподобного Маркиана во пресвитера и поставил экономом Великой (патриаршей) церкви в Константинополе.

Преподобный Маркиан раздавал из своего имения щедрую милостыню, а сам отличался нестяжательностью, отказывая себе во всем. Согласно заповеди Спасителя, он не имел двух одежд, так что нечем было заменить промокшую от непогоды одежду.

Получив дар чудотворения, преподобный Маркиан исцелял больных, изгонял бесов. Скончался святой Маркиан в 472 — 474 гг. и был погребен в монастыре святого Иоанна Предтечи в Константинополе.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ КОМЕЛЬСКИЙ, ИЛИ ОБНОРСКИЙ

Преподобный Павел Комельский, славный ученик Преподобного Сергия Радонежского, родился в Москве в 1317 году. С юных лет он отличался благочестием и милосердием к бедным и страждущим. Богатые родители готовили его к мирской жизни, но сын в двадцать два года тайно покинул родительский дом и принял постриг в Рождественском монастыре на Волге (в Ярославской епархии). Оттуда Павел перешел в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет провел у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству святого старца. С благословения преподобного Сергия он поселился вдали от обители в отшельнической келлии, где пробыл пятнадцать лет в затворе. Испросив у преподобного Сергия благословение уйти в пустыню для безмолвной и уединенной жизни, он долго странствовал, отыскивая себе место для уединения. Он обошел много пустыней, был у преподобного Авраамия Чухломского (память 20 июля) и, наконец, остановился в Комельском лесу. Над речкой Грязовицей, в дупле старой липы преподобный устроил себе маленькую келлию и прожил там три года в полном безмолвии, «не дая покоя телу, за еже получити будущий покой». Затем он перешел на реку Нурму, где построил себе хижину и выкопал колодец. Дни его проходили в бдении и молитве. Пять дней в неделю он пребывал без пищи и только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Широко распространилась молва об отшельнике, и к нему стали приходить желавшие его духовного руководства. Несмотря на любовь к уединенной жизни, преподобный никогда и никому не отказывал в духовном утешении и наставлении. Здесь его посетил преподобный Сергий Нуромский, который, также ища уединения, по благословению своего наставника Преподобного Сергия, проводил свою подвижническую жизнь в тех местах.

По благословению Преподобного Сергия и с согласия митрополита Фотия, в 1414 году преподобный Павел построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого вырос монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Написав для братии строгий устав монастырской жизни, преподобный поручил управление новой обителью своему ученику Алексию, а сам по-прежнему продолжал жить в уединенной келлии на горе, оставаясь при этом чутким и добрым наставником для всех, кто нуждался в его целительной помощи. Преставился преподобный Павел 112 лет от роду. Последние слова его были: «Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития».

Житие святого написано около 1546 года, а прославление совершилось в 1547 году.

БЛАЖЕННАЯ ФЕОЗВА ДИАКОНИСА

Блаженная Феозва диакониса была родной сестрой святых Василия Великого, Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского. Она была девственницей и служила Святой Церкви диаконисой, ухаживала за больными, раздавала пищу странникам, воспитывала сирот и готовила женщин ко святому Крещению. Когда брат ее, святой Григорий Нисский, был в изгнании три года, святая Феозва находилась при нем и разделяла все невзгоды скитальческой жизни. Скончалась святая Феозва в 385 году, святитель Григорий Богослов почтил память ее похвальным словом.