Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 23 декабря

Мучеников Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Праведного Иоанна (1503) и родителей его праведных Стефана (1446) и Ангелины Бранковичей, правителей Сербских. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754).

Мучеников Гемелла Пафлагонянина многострадальца (ок. 361); Мариана (Марина) и Евгения, в Кесарии; Евлалии; Епифаны. Преподобного Фомы (ок. 886-912). Священномученика Феотекна. Священномучеников Иакова (Шестакова) и Александра (Шкляева) пресвитеров, Евграфа (Плетнева) пресвитера и сына его, Пермских (1918); Анатолия (Правдолюбова), Александра (Туберовского), Евгения (Харькова), Константина (Бажанова) протоиереев, Николая (Карасева) пресвитера, и с ними мучеников Петра (Гришина), Евсевия (Тряхова), Михаила (Якунькина), Дорофея (Климашева), Лаврентия (Когтева), Григория (Берденева) и мучениц Александры (Устюхиной) и Татианы (Егоровой), Рязанских, преподобномученика Сергия (1937); мученицы Евдокии (Мартишкиной) (после 1937); священномучеников Николая (Розова) и Алексия пресвитеров (1938); святых Анны (Ивашкиной) и Татианы (Бякиревой) исповедниц (1948); святой Феклы (Махушевой) исповедницы (1954); преподобной Анны исповедницы (1958).

МУЧЕНИКИ МИНА, ЕРМОГЕН И ЕВГРАФ АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ

Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при императоре Максимине (305 — 313).

Святой Мина был послан императором из Афин в Александрию для подавления смут, возникших между христианами и язычниками. Обладая даром красноречия, Мина открыто стал проповедовать христианскую веру и обратил ко Христу многих язычников. Узнав об этом, Максимин направил в Александрию епарха Ермогена для суда над святым, а также приказал очистить город от христиан. Ермоген, хотя и был язычником, но отличался благочестием. Пораженный долготерпением святого Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, он сам уверовал в Истинного Бога. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию. Но ни поразительная стойкость при истязаниях, которым были подвергнуты святые Мина и Ермоген, ни чудеса, явленные Богом в те дни в городе, не смягчили императора, но еще более ожесточили его. Император собственноручно изрубил святого Евграфа, секретаря святого Мины, а святым мученикам Мине и Ермогену приказал отрубить головы.

Мощи святых мучеников, брошенные в железном ящике в море, были впоследствии обретены (17 февраля) и перенесены в Константинополь. Император Юстиниан построил храм во имя святого мученика Мины Александрийского. Святой Иосиф Песнописец (память 4 апреля) составил канон в честь святых мучеников.

 

СВЯТИТЕЛЬ ИОАСАФ, ЕПИСКОП БЕЛГОРОДСКИЙ

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малоросийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иокима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Забороский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.

В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители Преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения И особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет дьяконом, сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось.

10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

 

МУЧЕНИК ГЕМЕЛЛ ПАФЛАГОНЯНИН

Мученик Гемелл Пафлагонянин за дерзновенное обличение императора Юлиана Отступника (361 — 363) в городе Анкире (Галатия) был предан жесточайшим мучениям. С него содрали кожу и пригвоздили ко кресту.

Святой Гемелл происходил из области Пафлагонской (древняя область Малой Азии, на южном берегу Чёрного моря). Услыхав, что император Юлиан Отступник (царствовал с 361 по 363 г; сделавшись императором, отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества, почему и известен под именем Отступника) находится в городе галатийском Анкире (главный город малоазийской области Галатии, ныне Ангора), он отправился туда и, представ пред царем, безбоязненно обличал его в вероотступничестве и вражде против святой христианской веры. Юлиан пришел в сильный гнев и подверг его жестоким мучением. На Гемелла возложен был железный обруч, до того раскаленный, что от него отлетали горящие искры, и из тела мученика лилась кровь. В таком виде он был отправлен в город Едес (город Киликии, юго-восточной области Малой Азии), куда прибыл и сам вероотступник. Когда святой мученик приведен был в этот город, ему растерзали раскаленными железными кольями плечи, в голову же его были вбиты железные гвозди; потом растянули его на земле и от ног до головы содрали с него кожу. Наконец он был распят, и ноги его были пригвождены ко кресту. Так скончался сей многострадалец, вознося благодарение Богу.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ФОМА ДЕФУРКИН

Преподобный Фома Дефуркин родился в Вифинии. С юных лет полюбил иноческое житие и ушел в один из окрестных монастырей. К тому времени, когда византийский сановник Галоликт основал на реке Сагарисе монастырь, преподобный Фома был уже опытным иноком, и братия избрала его настоятелем новой обители. Отсюда преподобный Фома удалился в пустыню, где долго подвизался в отшельничестве. Многие козни диавола претерпел преподобный в уединении. Господь прославил Своего угодника даром исцелений и прозорливости. Однажды император Лев VI Мудрый (886 — 911 гг.) прибыл в обитель к святому Фоме за советом. Не найдя преподобного в обители, император отправил к нему своего посла с письмом. Едва посланник приблизился к жилищу старца, тот уже вынес ему запечатанный ответ, разрешивший сомнения императора. Сведений о преставлении преподобного не сохранилось.

 

БЛАЖЕННЫЙ ИОАНН СЕРБСКИЙ И ЕГО РОДИТЕЛИ: БЛАЖЕННЫЙ СТЕФАН И БЛАЖЕННАЯ АНГЕЛИНА, ПРАВИТЕЛИ СЕРБСКИЕ

Жизнь Сербского правителя Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. После захвата Сербии турками в 1457 году средний сын тогдашнего правителя Сербии Стефан, отличавшийся кротким нравом и прекрасным знанием Священного Писания, отправился в столицу Турции вслед за сестрою, отданной султану Мурату в жены. Однако, узнав, что турки с фанатической жестокостью сожгли Милешевский монастырь, блаженный Стефан встал на защиту Сербии от завоевателей. Когда он женился на Ангелине, дочери Албанского князя, турки угрожали блаженному Стефану и его семье расправой. С женой и тремя детьми он вынужден был скрываться сначала в Албании, а потом в Италии, где блаженный Стефан и скончался.

Блаженная Ангелина перенесла нетленные останки супруга в Купиново. Правителем Сербии в конце XV века стал сын праведных Стефана и Ангелины, блаженный Иоанн. Нетленные мощи праведного Иоанна и его родителей впоследствии прославились многими знамениями.