Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 21 февраля

Попразднство Сретения Господня. Пророка Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.). Великомученика Феодора Стратилата (319). Святителя Саввы II, архиепископа Сербского (1271).

Святителя Макария, епископа Пафского. Мучеников Никифора и Стефана, Филадельфа и Поликарпа. Святого Пергета. Священномучеников Симеона (Кульговца), Московского, Андрея (Добрынина), Ярославского, и Сергия пресвитеров (1938); священномученика Александра (Абиссова) пресвитера, Ярославского (1942).

 

ПРОРОК ЗАХАРИЯ СЕРПОВИДЕЦ

Пророк Захария Серповидец из 12-ти малых пророков происходил из колена Левиина, в книге Неемии назван главою священнического рода.
Он был с юношеского возраста призван к пророческому служению и стал, по дивному слову церковного песнопения, «зрителем премирных видений». Именно в книге пророка Захарии содержатся вдохновенные подробности о пришествии Мессии, о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле, о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника, о прободении ребра Спасителя, о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада, о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя.

«Весь вышний зарями просвещен», пророк Захария «будущая видел яко сущая». Согласно преданию, этот «истиннейший богоглагольник» дожил до глубокой старости и был похоронен недалеко от Иерусалима, рядом со своим знаменитым современником и сподвижником пророком Аггеем.
Своим прозванием «Серповидец» Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа.

 

ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово.

За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной «лжи безбожия». Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.

В это время император Ликиний (307–324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия.

Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей».

Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь.

Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, «яко день светозарен», для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души «светлыми своего страдания лучами».

Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов.

По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: «Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах». Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав «аминь», он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

 

СВЯТИТЕЛЬ САВВА II СЕРБСКИЙ, АРХИЕПИСКОП

Пре­ди­слав, бу­ду­щий ар­хи­епи­скоп Сав­ва II, ро­дил­ся око­ло 1200 го­да и был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го серб­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го. В то вре­мя как его стар­шие бра­тья Ра­до­слав, Вла­ди­слав и Урош по оче­ре­ди вла­де­ли Сер­би­ей, Пре­ди­слав, пре­не­бре­гая мир­ской вла­стью и ве­ли­чи­ем, от юно­сти по­сле­до­вал по сто­пам сво­е­го дя­ди – свя­ти­те­ля Сав­вы.

Как и его пред­ше­ствен­ни­ки на пер­во­свя­ти­тель­ском пре­сто­ле Серб­ской Церк­ви, он сна­ча­ла под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре Хи­лан­дар на Афоне, от­ку­да со­вер­шил па­лом­ни­че­ство на Свя­тую зем­лю. «В Иеру­са­лим бо ше­ство­вав по­кло­ни­ти­ся Гро­бу Гос­под­ню и ви­де­тель бы­ти всем страс­тем Его. Та­мо бо мно­го вре­ме пре­про­во­див и па­ки воз­вра­ти­ся», – го­во­рит­ся в его жи­тии.

Со вре­ме­нем хи­лан­дар­ский мо­нах Сав­ва был из­бран епи­ско­пом Холм­ским с ка­фед­рой в Стоне. От­сю­да он впо­след­ствии пе­ре­нес епи­скоп­скую ре­зи­ден­цию в цер­ковь свя­то­го Пет­ра на Ли­ме. Из­вест­но, что по­сле втор­же­ния бол­гар и ра­зо­ре­ния церк­ви свя­то­го Пет­ра со­сто­ял­ся со­бор, на ко­то­ром вме­сте с ко­ро­лем Уро­шем и ар­хи­епи­ско­пом Ар­се­ни­ем при­сут­ство­вал и Холм­ский епи­скоп Сав­ва. Точ­ная да­та это­го со­бо­ра неиз­вест­на, но упо­ми­на­ние о нем со­дер­жит­ся в Лим­ской гра­мо­те, от­но­ся­щей­ся к пе­ри­о­ду с 1254 по 1263 гг.

По­сле пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля Ар­се­ния (1233–1263) свя­той Сав­ва был из­бран тре­тьим по сче­ту Серб­ским ар­хи­епи­ско­пом и оста­вал­ся у цер­ков­но­го кор­ми­ла в те­че­ние се­ми лет до са­мой сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. По сло­вам сво­е­го био­гра­фа, Сав­ва II имел осо­бое по­пе­че­ние о со­блю­де­нии древ­них пра­вил «свя­тых апо­сто­лов и бо­го­нос­ных от­цов» и управ­лял Серб­ской Цер­ко­вью с ве­ли­кой пре­дан­но­стью и лю­бо­вью. Он ни­ко­гда не за­бы­вал о том, что обя­за­тель­но бу­дет нести от­вет за дан­ный ему та­лант и неослаб­но за­бо­тил­ся о Бо­гом да­ро­ван­ной ему пастве ста­да Хри­сто­ва.

Свя­ти­тель ото­шел ко Гос­по­ду 8 фев­ра­ля 1271 го­да в Пе­чи и был по­хо­ро­нен здесь же в хра­ме Свя­тых апо­сто­лов. Нетлен­ные мо­щи свя­то­го ис­то­ча­ли бла­го­уха­ние и по­да­ва­ли ис­це­ле­ния при­те­ка­ю­щим к ним.

Жи­тие свя­ти­те­ля Сав­вы II при­над­ле­жит пе­ру од­но­го из уче­ни­ков Да­ни­и­ла Стар­ше­го и бы­ло со­став­ле­но до 1330 го­да. В жи­тии го­во­рит­ся, что мо­щи свя­то­го по­чи­ва­ют в Пе­чи, «иде­же все­леп­но и еже­час­но по­ми­на­ет­ся до­ныне, и есть па­мять его пре­став­ле­ния ме­ся­ца фев­ра­ля в вось­мой день». В 1861 го­ду мит­ро­по­лит Серб­ский Ми­ха­ил (Йо­ва­но­вич) со­ста­вил и из­дал служ­бу это­му свя­то­му.

На фрес­ках в мо­на­сты­рях Сту­де­ни­ца, Ари­лье, Со­по­ча­ны и Ора­хо­ви­ца со­хра­ни­лись изо­бра­же­ния свя­ти­те­ля Сав­вы II, а в Печ­ском мо­на­сты­ре над его гроб­ни­цей на­хо­дит­ся изо­бра­же­ние его успе­ния. Лик это­го свя­то­го мы так­же на­хо­дим в ло­зе Нема­ни­чей в Гра­ча­ни­це, Пе­чи и Де­ча­нах. Па­мять свя­то­го празд­ну­ет­ся 8/21 фев­ра­ля.