задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 20 июня

Священномученика Феодота Анкирского (303).

Святителя Аналекта, Папы Римского (91). Священномученика Маркеллина, Папы Римского, и мучеников Клавдия, Кирина и Антонина (304). Священномученика Маркелла, Папы Римского, мучеников Сисиния и Кириака диаконов, Апрониана комментарисия, Папия и Мавра воинов, Смарагда, Ларгия, Сатурнина и Крискентиана, святых жен Прискиллы, Лукианы и мученицы Артемии царевны (304, 305, 306, 310). Мучеников Тарасия и Иоанна; Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (IV); Зинаиды чудотворицы. Преподобных Анфима пресвитера; Стефана пресвитера; Севастианы чудотворицы; Антония Кенского, Кожеезерского (1592). Священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского, Александра, Алексия, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Льва, Михаила, Николая, Павла, Александра, Николая пресвитеров, Григория диакона и мучеников Афанасия и Александра (1918); священномучеников Николая и Петра пресвитеров (1919). Собор Ивановских святых.

 

МУЧЕНИК ФЕОДОТ

Святой мученик Феодот жил в Анкире Галатийской в III веке. Он отличался особенной добротой и отзывчивостью. В разгар гонения при Диоклетиане (284–305) он снабжал христиан всем необходимым и предоставлял им убежище в своем доме, где тайно совершались богослужения. Святой Феодот посещал христиан-узников в темницах, выкупал их, с благоговением погребал тела мучеников, брошенные на съедение зверям. Однажды он вытащил из воды и похоронил тела семи святых мучениц, утопленных в море (память 18 мая). Об этом донесли правителю. Отказавшись принести жертву идолам и обличив языческие заблуждения, святой Феодот исповедал истинную веру во Христа, за это его подвергли жестоким мучениям и усекли мечом (+ 303). Тело святого мученика хотели сжечь, но поднявшаяся буря помешала это исполнить, и его предали христианскому погребению.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МАРКЕЛЛИН, ПАПА РИМСКИЙ, И С НИМ СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ КЛАВДИЙ, КИРИН И АНТОНИН

Святой Маркеллин был папой Римским в разгар гонения на христиан при Диоклетиане и Максимиане (284 — 305), когда в течение только одного месяца было замучено 17000 человек. В то время был схвачен и папа Маркеллин. Устрашившись жестоких мук, он воскурил фимиам и принес жертву идолам. Император назвал его своим другом и облек в роскошные одежды. Терзаемый угрызениями совести, он горько плакал о том, что, побудив многих к принятию мук за Христа, сам подал своей пастве пример малодушия.

В то время в городе Синуессе (в Кампании) заседал Собор из 180 епископов и пресвитеров. Папа Маркеллин явился на заседание Собора во власянице, с посыпанной пеплом главой и просил судить его за отречение. Отцы Собора сказали: «Осуди себя сам своими устами. Из твоих уст вышел грех, пусть твоими же устами будет произнесено и осуждение. Мы знаем, что и святой Петр из страха отвергся Христа, но горько оплакал свой грех и снова получил благоволение у Господа».

Тогда Маркеллин произнес себе приговор: «Я признаю себя лишенным священного сана, которого я недостоин. Пусть после смерти тело мое не предают погребению, а бросят на съедение псам; да будет проклят тот, кто осмелится похоронить его».

По возвращении в Рим Маркеллин отправился к императору, бросил ему под ноги подаренную им дорогую одежду и сказал, что он горько раскаивается в своем отречении от Христа. Разгневанный император приказал мучить его и приговорил к смерти.

Усердно помолившись Господу Иисусу Христу, милостиво принимающему кающихся грешников, мученик с готовностью подставил свою главу под меч. С ним были обезглавлены и святые мученики Клавдий, Кирин и Антонин (+ 304).

Тело святого Маркеллина 36 дней валялось при дороге. Явившись новопоставленному папе святому Маркеллу, святой апостол Петр сказал: «Почему ты до сего времени не предашь погребению тело Маркеллиново?» «Я страшусь его клятвы», – отвечал святой Маркелл. «Разве ты не помнишь, – сказал апостол, – написанного: «Смиряяй себя вознесется». Пойди и с честью похорони тело его».

Исполняя повеление апостола, святой Маркелл похоронил тело святого папы Маркеллина в гробнице, устроенной для погребения тел мучеников знатной римлянкой Прискиллой, около Самарской дороги.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МАРКЕЛЛ, ПАПА РИМСКИЙ, И МУЧЕНИКИ СИСИНИЙ И КИРИАК ДИАКОНЫ, СМАРАГД, ЛАРГИЙ, АПРОНИАН, САТУРНИН, ПАПИЙ И МАВР ВОИНЫ, КРИСКЕНТИАН И СВЯТЫЕ МУЧЕНИЦЫ ПРИСКИЛЛА, ЛУКИНА И ЦАРЕВНА АРТЕМИЯ

Священномученик Маркелл, папа Римский, и святые мученики Сисиний и Кириак диаконы, Смарагд, Ларгий, Апрониан, Сатурнин, Папий и Мавр воины, Крискентиан и святые мученицы Прискилла, Лукина и царевна Артемия пострадали в Риме во время гонений Диоклетиана и Максимиана (284–305) и их преемников — Галерия (305–311) и Максентия (305–312). Император Максимиан, управлявший западной частью Римской империи, лишил всех христиан воинских званий и послал на каторжные работы. Один богатый христианин, Фрасон, стал посылать узникам через христиан Сисиния, Кириака, Смарагда и Ларгия пищу и одежду. Святой папа Маркелл благодарил Фрасона за благотворение, а Сисиния и Кириака посвятил во диаконы. Вскоре при оказании помощи узникам Сисиний и Кириак были схвачены и посланы на работы. Они выполняли не только свою норму, но работали и за престарелого узника Сатурнина, за что Максимиан предал Сисиния на мучения правителю области Лаодикию. Святого заключили в тюрьму. Начальник тюрьмы Апрониан вызвал святого Сисиния для допроса, но, увидев, что его лицо сияет Небесным светом, уверовал во Христа и крестился, а затем вместе с Сисинием, придя к святому папе Маркеллу, принял Миропомазание. Совершив литургию, святой Маркелл причастил их Святых Тайн. В тот же день, 7 июня, святые Сисиний и Сатурнин в сопровождении Апрониана предстали перед Лаодикием. Святой Апрониан исповедал.. что он христианин, и был обезглавлен, а святые Сисиний и Сатурнин брошены в тюрьму. Затем Лаодикий приказал привести их в языческий храм и принести жертвы. Святой Сатурнин сказал: «Да обратит Господь в прах идолов языческих!» В то же мгновение треножники, на которых курился фимиам перед идолами, расплавились. При виде этого чуда воины Папий и Мавр исповедали Христа. После продолжительных истязаний Сисиний и Сатурнин были обезглавлены, а Папий и Мавр заключены в темницу, где молились о просвещении их святым Крещением. Господь помог им осуществить это спасительное желание. Выйдя незамеченными из. тюрьмы, они приняли от святого Маркелла Крещение и вернулись в темницу.

На суде они вновь исповедали себя христианами и скончались от ужасных пыток. Их честные тела были погребены пресвитером Иоанном и Фрасоном.

Святых Кириака, Смарагда, Ларгия и других узников-христиан продолжали изнурять на работах.

Царевна Артемия, младшая дочь Диоклетиана, страдала беснованием. Узнав о том, что святой узник Кириак исцеляет недуги и изгоняет бесов, император призвал его к больной. Изгнав беса, святой Кириак окрестил царевну. В награду за излечение дочери император освободил Кириака, Смарагда и Ларгия. Вскоре император отправил святого Кириака в Персию, чтобы он исцелил дочь персидского царя. По возвращении в Рим святой Кириак был схвачен по приказанию императора Галерия, зятя отрекшегося от власти Диоклетиана. Галерий был очень рассержен на своего предшественника за обращение в христианство царевны Артемии. Он приказал на позор и посмешище толпы водить за своей колесницей обнаженного, закованного в цепи святого Кириака.

Папа Маркелл всенародно обличил императора в жестокости против неповинных христиан. Император приказал бить святого папу палками и сделать святителя Христова скотником. Святые Кириак, Смарагд и Ларгий и еще один узник, Крискентиан, скончались от истязаний. В то же время были казнены и находившиеся в темнице со святым Кириаком царевна Артемия и еще 21 узник.

Святой папа Маркелл был тайно освобожден римскими клириками. Выкопав тела святых мучеников Кириака, Смарагда и Ларгия, он похоронил их в имении двух христианок Прискиллы и Лукины в окрестностях Рима, превратив дом Лукины в церковь.

Занявший престол императора Максентий приказал разорить церковь и превратить в скотный двор, а святого папу приговорил пожизненно ходить за скотом. Измученный голодом и холодом, изнуренный зловонием, святой папа Маркелл заболел и скончался в 310 году.

Святые жены Прискилла и Лукина с бесчестием были изгнаны из Рима, а их имения разграблены.

 

ПРА­ВЕД­НЫЙ ПА­ВЕЛ ТА­ГАН­РОГ­СКИЙ

Пра­вед­ный Па­вел Та­ган­рог­ский ро­дил­ся 8 но­яб­ря 1792 го­да в се­мье дво­ря­ни­на Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии Кроле­вец­ко­го уез­да Пав­ла Стож­ко­ва. При кре­ще­нии на­зван в честь св. Пав­ла Ис­по­вед­ни­ка. Ро­ди­те­ли хо­те­ли обес­пе­чить сво­е­му сы­ну об­ра­зо­ва­ние и хо­ро­шее об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние, юно­ша же стре­мил­ся ко спа­се­нию и бо­го­угод­ной жиз­ни в мо­лит­ве и стран­ни­че­стве по свя­тым ме­стам. В 25 лет, сле­дуя сло­вам Гос­по­да: «…вся, ели­ка има­ши, про­даждь и раз­дай ни­щим: и име­ти има­ши со­кро­ви­ще на Небе­си» (Лк.18:22), бла­жен­ный Па­вел раз­дал до­став­шу­ю­ся ему часть име­ния, от­пу­стил на во­лю кре­стьян и, взяв бла­го­сло­ве­ние от­ца, от­пра­вил­ся в за­вет­ное стран­ство­ва­ние по свя­тым оби­те­лям, дабы под их кро­вом най­ти упо­ко­е­ние сво­ей ду­ше.

Око­ло де­ся­ти лет про­дли­лась его стран­ни­че­ская жизнь, а за­тем он по­се­лил­ся в при­мор­ском го­ро­де Та­ган­ро­ге, где, за­быв свое дво­рян­ское про­ис­хож­де­ние, го­во­рил на про­сто­на­род­ном ма­ло­рос­сий­ском на­ре­чии, жил в зем­лян­ке. Тя­же­лы­ми ра­бо­та­ми в пор­ту и неустан­ной мо­лит­вой он очи­стил ду­шу и те­ло от все­го страст­но­го и гре­хов­но­го, на нем яв­но по­чи­ла бла­го­дать Бо­жия, и он мно­гим све­тил сво­ей пра­вед­ной жиз­нью, и неволь­но лю­ди, под впе­чат­ле­ни­ем его ре­чей и дел, глуб­же вду­мы­ва­лись в смысл жиз­ни и вспо­ми­на­ли о Небес­ном Оте­че­стве. Они ста­ли ид­ти к нему за со­ве­та­ми и уте­ше­ни­ем.

При­дя в пре­клон­ные ле­та, он оста­вил тя­же­лые тру­ды в пор­ту и по­се­лил­ся в ма­лень­ком до­ме, мо­лясь непре­стан­но Бо­гу и слу­жа лю­дям. Каж­дый день с пер­вым уда­ром цер­ков­но­го ко­ло­ко­ла он от­прав­лял­ся в со­бор, мо­лил­ся за Ли­тур­ги­ей, по­прав­лял лам­па­ды, для че­го но­сил с со­бою ма­лень­кую ска­ме­еч­ку, а на пле­чах бе­лое по­ло­тен­це, ко­то­рым вы­ти­рал свя­тые ико­ны. Из хра­ма бла­жен­ный Па­вел, по обык­но­ве­нию, шел по ба­за­ру. Уве­шан­ный дву­мя бе­лы­ми хол­що­вы­ми сум­ка­ми, с пал­кой в ру­ках, он об­хо­дил всех тор­гу­ю­щих с обыч­ны­ми сво­и­ми на­став­ле­ни­я­ми и уте­ше­ни­я­ми. Тор­гов­цы по­да­ва­ли ему ми­ло­сты­ню, но от неко­то­рых он не при­ни­мал ни­ка­ких по­да­я­ний и да­же от­го­нял та­ких от се­бя пал­кою. Но­чи же, как и преж­де, про­во­дил в усерд­ной, с ко­ле­но­пре­кло­не­ни­ем, мо­лит­ве. Иису­со­ва мо­лит­ва ни­ко­гда не схо­ди­ла с его уст; учил он и всех при­хо­дя­щих к нему тво­рить эту мо­лит­ву и без нее ни­ко­гда ни­ко­го не впус­кал к се­бе в ке­лью. Па­вел Пав­ло­вич лю­бил хра­мы и ча­сто жерт­во­вал на них ико­ны, лам­па­ды, све­чи, елей и про­чее. Он учил быть вер­ны­ми в ма­лом, при­ви­вал лю­бовь к свя­тыне цер­ков­ной и пе­ре­но­сил это бла­го­го­вей­ное от­но­ше­ние на пред­ме­ты, освя­ща­ю­щие жизнь че­ло­ве­ка в ми­ру: просфо­ры, ла­дан, све­чи.

Про­стой на­род на­шел в бла­жен­ном ве­ли­ко­го в доб­ро­де­те­лях свя­то­го стар­ца. Утвер­див­шись в непо­роч­ной жиз­ни, по за­ко­ну Гос­под­ню, бла­жен­ный Па­вел был как бы све­тиль­ни­ком на зем­ле, си­я­ю­щим доб­ры­ми де­ла­ми. Он по­лу­чил от Гос­по­да дар ис­це­ле­ния и про­зор­ли­во­сти. И лю­ди шли к нему со сво­и­ми скор­бя­ми, бе­да­ми и во­про­са­ми. Мно­гие при­хо­ди­ли к бла­жен­но­му и мо­ли­ли его доз­во­лить остать­ся у него, дабы ис­пол­ни­лись на них сло­ва псал­мо­пев­ца: «С пре­по­доб­ным пре­по­до­бен бу­де­ши, и с му­жем непо­вин­ным непо­ви­нен бу­де­ши: и со из­бран­ным из­бран бу­де­ши» (Пс.17:26-27). И неко­то­рых он остав­лял по­жить у се­бя как бы на по­слу­ша­нии.

При­не­ся в жерт­ву Бо­гу свои име­ния, бла­жен­ный Па­вел ча­сто жерт­во­вал ра­ди Хри­ста пло­да­ми дво­рян­ско­го вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ван­но­сти, и под ли­чи­ной на­пуск­ной гру­бо­сти ис­кус­но скры­вал воз­вы­шен­ную и бла­го­род­ную свою ду­шу. Слу­чит­ся прий­ти к бла­жен­но­му Пав­лу ка­ко­му-ни­будь по­се­ти­те­лю, име­ю­ще­му нерас­ка­ян­ные гре­хи, — бла­жен­ный, не сму­щая при­шед­ше­го гру­бым от­кро­ве­ни­ем его тайн, при­твор­но об­ру­ши­ва­ет­ся на ко­го-ни­будь из сво­их по­слуш­ни­ков: ру­га­ет, бра­нит, гро­зит пал­кой, при этом на­зы­вая гре­хи по­се­ти­те­ля, дабы по­двиг­нуть то­го к по­ка­я­нию. По­слуш­ник же крот­ко тер­пит и толь­ко по­вто­ря­ет: «Про­сти­те, ба­тюш­ка, ви­но­ват».

Си­лою бла­го­да­ти Бо­жи­ей бла­жен­ный яс­но ви­дел и ду­шу че­ло­ве­ка, и его бу­ду­щее. Сво­е­му ду­хов­ни­ку, иеро­мо­на­ху Да­ми­а­ну, он пред­ска­зал: «Ты бу­дешь ве­лы­кый че­ло­век, та­кий, шо бо­лы­ний буть не мо­же», – и про­ро­че­ские сло­ва эти дей­стви­тель­но ис­пол­ни­лись в жиз­ни от­ца Да­ми­а­на: в 1897 го­ду он по­став­лен был пат­ри­ар­хом Свя­то­го Гра­да Иеру­са­ли­ма.

При­бли­жа­ясь к кон­цу сво­ей зем­ной жиз­ни, бла­жен­ный все бо­лее осла­бе­вал те­лес­ны­ми си­ла­ми, но свя­тая ду­ша его по-­преж­не­му пла­ме­не­ла лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­ним. Как и дру­гим ве­ли­ким угод­ни­кам Бо­жи­им, Гос­подь от­крыл ему день и час его кон­чи­ны. На­ка­нуне он ве­лел на­пи­сать пись­мо сво­им близ­ким с прось­бой быть на его по­хо­ро­нах.

Скон­чал­ся 10 мар­та 1879 го­да. Ве­че­ром он сде­лал­ся крайне слаб и, при­об­щив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Тайн от сво­е­го ду­хов­ни­ка от­ца Да­ми­а­на, пре­дал свою пра­вед­ную ду­шу Бо­гу. В мо­мент кон­чи­ны все пред­сто­я­щие ви­де­ли, что ли­цо угод­ни­ка Бо­жия про­си­я­ло ве­ли­кой ра­до­стью, с бла­го­дат­ной го­ло­вы его по все­му те­лу до са­мых ног про­шла как бы жел­то­ва­тая тень, и по­сле это­го те­ло сде­ла­лось бе­лое, по­доб­но сне­гу. Все, ви­дев­шие это зна­ме­ние бла­го­да­ти Бо­жи­ей над бла­жен­ным Пав­лом, уми­ли­лись серд­цем и про­сла­ви­ли Бо­га за та­кую Его ми­лость.

Мест­ное про­слав­ле­ние свя­то­го со­вер­ши­лось в вос­кре­се­нье 20 июня 1999 го­да в го­ро­де Та­ган­ро­ге. Бо­лее де­ся­ти ты­сяч ве­ру­ю­щих Ро­стов­ской об­ла­сти и юга Рос­сии при­е­ха­ли по­кло­нить­ся бла­жен­но­му Пав­лу в день его ка­но­ни­за­ции. По­оче­ред­но несо­мый все­ми свя­щен­ни­ка­ми Ро­стов­ской епар­хии, ков­чег со свя­ты­ми мо­ща­ми был тор­же­ствен­но пе­ре­не­сён из Все­х­свят­ской церк­ви на ста­ром клад­би­ще в Свя­то-Ни­коль­ский храм г. Та­ган­ро­га, где ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским и Но­во­чер­кас­ским Пан­те­ле­и­мо­ном бы­ло за­чи­та­но ар­хи­ерей­ское опре­де­ле­ние о ка­но­ни­за­ции свя­то­го бла­жен­но­го Пав­ла Та­ган­рог­ско­го и со­вер­ше­на Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия, по­сле ко­то­рой мно­же­ство ве­ру­ю­щих при­ло­жи­лись к мо­щам свя­то­го. Про­слав­ле­ние озна­ме­но­ва­лось многочис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. Тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние мо­щей бы­ло пред­ска­за­но пре­по­доб­ным неза­дол­го до от­ше­ствия ко Гос­по­ду, ко­гда ста­рец на­пе­вал: «По­нес­ли Пав­ла на мо­ги­лу, а с мо­ги­лы – да в со­бор» (в те го­ды Свя­то-Ни­коль­ский храм имел ста­тус со­бо­ра).

Опре­де­ле­ни­ем Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2-3 фев­ра­ля 2016 го­да имя пра­вед­но­го Пав­ла Та­ган­рог­ско­го бы­ло вклю­че­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния. 14 фев­ра­ля то­го же го­да мит­ро­по­лит Ро­стов­ский Мер­ку­рий со­вер­шил чин ве­ли­ко­го освя­ще­ния пер­во­го в Рос­сии при­ход­ско­го хра­ма во имя пра­вед­но­го Пав­ла Та­ган­рог­ско­го в по­сёл­ке Ма­те­е­вом Кур­гане.