Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 2 мая

Преподобного Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блаженной Матроны Московской (1952).

Мучеников Феоны, Христофора и Антонина (303). Священномученика Пафнутия, епископа Иерусалимского. Святителей Георгия исповедника, епископа Антиохии Писидийской (813-820); Трифона, патриарха Константинопольского (933). Преподобных Никифора игумена; Симеона Босого, Афонского. Преподобномученика Агафангела Есфигменского (1819). Святителя Виктора (Островидова) исповедника, епископа Глазовского (1934). Священномученика Димитрия (Власенкова) пресвитера, Алма-Атинского (1942).

 

БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА МОСКОВСКАЯ

Блаженная Матрона Московская (Никонова)

Матрона Дмитриевна Никонова (1881-1952) родилась в Тульской губернии в богобоязненной крестьянской семье. Будучи слепой от рождения, она с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения, проникновения в тайны Промысла Божия. Благодать, почившая на ней, проявилась в дарах молитвы, духовного рассуждения, ведения, прозорливости. К ней рано стали обращаться за советом – сначала местные жители, а затем и приезжие из других краев.

В 1925 году Матрона уезжает в Москву, ставшую местом ее подвижнического служения и праведной кончины. Преследуемая безбожниками, Матрона была вынуждена постоянно менять место жительства, находя приют в домах верующих. Нескончаемым потоком шли к Матронушке люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. По ее молитвам совершались исцеления немощных, расслабленных, страждущих от болезней душевных и телесных. Ее пророчества и предсказания многим людям помогли избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях.

После праведной кончины, последовавшей в 1952 году, к могиле праведной Матроны на Даниловском кладбище приходило множество людей, почитание почившей росло, совершались чудеса и исцеления.

Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия Матроны Дмитриевны Никоновой, не нашла препятствий к прославлению ее в лике местночтимых святых.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ВЕТХОПЕЩЕРНИК

Преподобный Иоанн Ветхопещерник назван так потому, что подвизался в VIII веке в Лавре преподобного Харитона († ок.450, память 28 сентября), которая называлась Ветхой, то есть древней, как старшая из палестинских обителей. Лавра эта находилась недалеко от Вифлеема, близ Мертвого моря. Святой Иоанн в молодых годах оставил мир, пошел поклониться святым местам Иерусалима и поселился в Лавре, где достиг высокого духовного совершенства. Он был рукоположен в сан пресвитера и прославился подвижнической жизнью.

 

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ХРИСТОФОР, ФЕОНА И АНТОНИН

Святые мученики Христофор, Феона и Антонин были воинами-копьеносцами императора Диоклитиана (284-305). Они присутствовали при страданиях святого великомученика Георгия (память 23 апреля), видели чудеса, совершаемые силой Божией, веру и непоколебимое мужество святого Георгия. Воины уверовали в Спасителя, сбросили золотые воинские пояса и пред императором объявили себя христианами. Их тут же бросили в темницу. На другой день император стал уговаривать бывших воинов отречься от Христа, но они твердо исповедовали свою веру и прославляли Спасителя как Истинного Бога. Император приказал бить мучеников железными прутьями и строгать тела крючьями. Святые мужественно терпели все истязания и оставались непреклонными. Тогда Диоклитиан приказал их сжечь. Мученическая кончина святых Христофора, Феоны и Антонина совершилась в 303 году.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИФОР

Преподобный Никифор родился в Константинополе в богатой и знатной семье. Его родители, Андрей и Феодора, воспитали сына в христианской вере. После их смерти юный Никифор раздал все свое имение нищим и отправился в Халкидон. Строгая жизнь иноков обители святого Андрея полюбилась преподобному Никифору, и он остался в числе братии монастыря.

С самого начала инок проявлял необыкновенное усердие в молитве и в труде. Он показал такую силу терпения в подвижничестве, что вскоре игумен направил святого на Финикийский остров проповедником веры Христовой и поставил игуменом монастыря в честь Пресвятой Богородицы.

Преподобный Никифор пробыл на острове тридцать три года и привел ко Христу многих язычников. Вместо языческих капищ на острове были построены храмы Божии.

Почувствовав приближение смерти, преподобный игумен велел отнести его на корабль и сказал корабельщику: «Будьте спокойны, так как я отхожу ко Господу, а тело мое отвезите в Халкидон, в обитель святого Андрея». С этими словами он скончался. Корабль благополучно приплыл в Халкидон, и братия обители святого Андрея с честью погребли тело святого подвижника.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН БОСОЙ

Преподобный Симеон Босой

Преподобный Симеон Босой был сыном священника и с 15-ти лет находился под духовным оформлением епископа Димитриады (Ларисская епархия) Пахомия, который постриг его в монашество и рукоположил во иеродиакона. Чтобы научиться строгой иноческой жизни, святой Симеон ушел вскоре в монастырь близ горы Олимп, а оттуда удалился на Святую Афонскую Гору, в Лавру святого Афанасия. Там своим смирением и ревностным послушанием он снискал уважение братии и был рукоположен во иеромонаха. Когда преподобный перешел в Филофеевскую обитель, он умножил свои Богоугодные труды, стал примером для братии, заслужил всеобщую любовь и был единодушно избран настоятелем этого монастыря. Впоследствии, по коварным ухищрениям ненавистника добра, святому Симеону пришлось претерпеть несправедливое недовольство со стороны слабых душой иноков. Предоставив Воле Божией рассудить виновных, святой Симеон безропотно покинул обитель и ушел на гору Фламурию. Там, в уединении и безмолвии, без крова и огня, в ветхой одежде, почти без пищи, в постоянном молитвенном стоянии и коленопреклонениях, вел внутреннюю брань святой отшельник. Через три года его нашли Боголюбивые люди и, проникнувшись благоговением к его жизни, упросили принять их в сожитие.

За семь лет заботами и усердием святого Симеона постепенно составился целый монастырь. Была построена церковь во Имя Пресвятой Троицы, где преподобный совершал ежедневно Божественную литургию. Когда жизнь братии в пустынной обители наладилась, мудрый служитель оставил монастырь и стал проповедовать Слово Божие в Эпире, Фессалии и Афинах. Своими поучениями и наставлениями святой утверждал колеблющихся в вере, заблудших наставлял на путь спасения, твердых в вере подкреплял, учил всех любить друг друга, чтить воскресные и праздничные дни посещением храмов Божиих.

Дерзновение святого исповедника вызвало завистливую злобу противников христианской веры. В городе Еврипе преподобного Симеона оклеветали перед градоначальником Аяном, обвинив в том, что он заставляет турок принимать христианство. Святой был схвачен и приговорен к публичному сожжению. Но Промысл Божий не позволил восторжествовать несправедливости. На допросе, куда привели приговоренного в оковах, босого и в ветхой рясе, святой Симеон, наставляемый Духом Святым, так мудро отвечал правителю, что Аян не смог вынести ему смертный приговор. Святой получил свободу и продолжил свой подвиг, подтверждая проповедь христианства исцелениями и чудесами. Многие шли за преподобным Симеоном и вверяли себя в полное послушание ему. Он всех принимал, благословлял на иночество и посылал в свою обитель. Служение святого Симеона закончилось в Константинополе. Он мирно отошел ко Господу и был погребен с честью самим Патриархом в Халках, в храме в честь Пресвятой Богородицы. Через 2 года, когда иноки Фламурийской обители решили перенести святые мощи своего настоятеля в монастырь и открыли гроб с его телом, разлилось благоухание и тут же стали совершаться исцеления.

Житие и служба преподобному Симеону были изданы в Смирне в 1646 году.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПАФНУТИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Священномученик Пафнутий Иерусалимский был епископом. Он претерпел много страданий от язычников и был мучен огнем, зверями, а затем усечен мечом.

Предполагают, что священномученик Пафнутий был египетским епископом и пострадал вместе со многими египтянами, сосланными в палестинские рудники в гонение Диоклитиана (284-305).

Мироточивые мощи священномученика прославились чудесами. Канон ему написан во времена иконоборчества (до 842 г.). В последней песне канона содержится просьба о содействии священномученика к прекращению ересей, смущавших Церковь.

 

СВЯТИТЕЛЬ ГЕОРГИЙ ИСПОВЕДНИК

Святитель Георгий Исповедник, епископ Антиохии Писидийской, жил во времена иконоборчества. В молодые годы он принял иночество, прославился святостью жизни и был поставлен епископом Антиохии Писидийской.

Во время гонения на святые иконы при императоре Льве Армянине (813-820) святитель Георгий прибыл в Константинополь и на Соборе епископов обличал иконоборческую ересь, убеждая императора отказаться от нее. Когда святой Георгий отказался удалить из храма иконы по приказу императора, он был сослан в заточение († ок. 813-820).

 

СВЯТИТЕЛЬ ТРИФОН, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Святитель Трифон, Патриарх Константинопольский, с юношеских лет был иноком и отличался кротостью, незлобием, полной покорностью воле Божией, твердой верой и любовью к Церкви. В то время в Византии правил император Роман (919-944), который хотел возвести на патриарший престол своего младшего сына Феофилакта. Когда скончался Патриарх Стефан (925-928), Феофилакту было всего лишь 16 лет. Император предложил преподобному иноку Трифону стать местоблюстителем патриаршего престола до возмужания Феофилакта.

Преподобный Трифон кротко принял на себя тяготы патриаршего служения и в течение трех лет мудро управлял Церковью. Когда Феофилакту исполнилось двадцать лет (931), император предложил преподобному Трифону отказаться от патриаршего престола. Преподобный Трифон не считал возможным передать престол неопытному юноше и отказался исполнить это. Император не находил предлога к устранению преподобного Трифона, так как жизнь его была безупречна. Тогда Роман воспользовался коварным советом епископа Кесарийского Феофила.

Этот епископ отправился к преподобному Трифону и лицемерно стал уговаривать его не соглашаться с императором и не уходить с патриаршего престола. Он стал советовать преподобному Трифону заранее принять меры предосторожности и опровергнуть мнение императора о его неграмотности. Для этого епископ Феофил коварно предложил преподобному Трифону написать на чистом листе свой полный титул и передать императору. Не подозревая обмана, бесхитростный святитель на Соборе епископов взял чистый лист и поставил на нем свою подпись «Трифон, милостью Божию архиепископ Константинополя, Нового Рима Вселенский Патриарх». Когда эту бумагу передали императору, он приказал выше подписи святителя написать: «Я уступаю патриаршее место не по другой какой-либо причине, а лишь потому, что считаю себя недостойным этого сана». Когда этот подлог был прочитан в присутствии императорских сановников, слуги вывели святителя Трифона из патриаршего дворца. Преподобный Трифон терпеливо перенес совершенный над ним обман и вернулся в свой монастырь. Он прожил в нем скромным иноком два с лишним года до самой кончины († 933). Тело его было перенесено в Константинополь и погребено в гробнице Патриархов.

 

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АГАФАНГЕЛ

 Преподобномученик Агафангел

Преподобномученик Агафангел, в миру Афанасий, родом из города Эны, Фракийской области, был воспитан в строго православной семье. После кончины родителей он поступил на морскую службу. Турки решили обратить умного и умелого юношу в ислам. Они знали, что он не отречется от Христа по доброй воле, и в городе Смирне напали на святого, нанесли ему рану и, угрожая смертью, заставляли принять ислам. Юноша растерялся и пообещал назваться мусульманином в надежде скоро избавиться от насильников и отречься от этого обещания. Но ему это долго не удавалось, он мучился угрызениями совести и наконец изыскал возможность покинуть город и отправился искать пристанища на Святой Афонской Горе. В Есфигменской обители игумен Евфимий исповедал его и благословил на послушание, которое святой Афанасий проходил с величайшим усердием.

Но и самые трудные подвиги святой Афанасий считал недостаточными, чтобы покаяться в грехе отречения. Он чувствовал, что ему необходимо отдать жизнь за веру во Христа, и стал усердно молиться об этом.

В четвертое воскресение Великого поста девятнадцатилетний юноша был пострижен в монашество с именем Агафангел.

Святитель Николай Чудотворец явился новопостриженному иноку во сне и обещал свою помощь. Игумен обители увидел в том особое знамение и благословил святого Агафангела исповедать в Смирне веру Христову перед теми, кто заставил его от нее отречься.

В Оттоманском судилище исповедник рассказал, как его насильственно заставили принять чуждую веру, публично отрекся от ислама и исповедал себя христианином. Святого Агафангела стали уговаривать и увещевать. Он отвечал: «Гнушаюсь я и увещаниями, и обещаниями вашими, и вами самими. Христа только люблю, Христа моего ищу, Христом моим наслаждаться желаю». Судья стал угрожать ему мучительной смертью. «Готов я за Христа моего вытерпеть все! Все роды мучений принимаю с величайшей радостью! Прошу только не медлить привести в исполнение слова твои», – ответил святой.

Святого Агафангела связали, сковали тяжелой цепью, ноги забили в деревянные колодки и бросили в темницу. Вместе с ним там находились еще два невинно осужденных христианина. Один из них, Николай, после смерти преподобномученика засвидетельствовал его мучения.

На следующий день святой Агафангел в оковах снова предстал перед судом. Мужественно претерпев все истязания, которые приготовили ему турки, он вновь был отправлен в темницу. Николай сообщил ему, что один влиятельный человек ходатайствует перед судом об его освобождении, но святой Агафангел в письме к тому человеку просил не добиваться для него свободы, а молиться Богу об укреплении его в мученическом подвиге.

Святой готовился к последнему испытанию. В полночь ему в видении было открыто, что его казнят не позднее пяти часов, и он с радостью стал ожидать назначенного часа. Около четырех часов за ним пришла стража. Не видя никакой возможности отвратить стойкого исповедника от веры Христовой, судьи решили казнить его. Сосредоточившись в молитве, мученик не замечал ни приготовлений к казни, ни большого стечения народа. Он был обезглавлен около пяти часов утра, 19 апреля 1819 года. Христиане выкупили святые мощи мученика и погребли их в городе Смирне, в храме великомученика Георгия.

В 1844 году часть святых останков преподобномученика Агафангела была перенесена на Святую Афонскую Гору в Есфигменскую обитель.