задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 17 февраля

Собор всех преподобных отцев в подвиге просиявших.
Преподобного Исидора Пелусиота (ок. 436-440). Благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Преподобного Кирилла Новоезерского (1532).
Мученика Иадора (ок. 249-251). Святителя Иоанна, епископа Иринопольского (после 325). Священномученика Авраамия, епископа Арвильского (ок. 344-347). Преподобных Иасима чудотворца; Николая исповедника, игумена Студийского (868). Мученика Евагрия. Преподобного Шио Мгвимского, Грузинского. Преподобных Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мучеников Феоктиста, Фалалея, Иосифа Алеппского (1686). Священномученика Мефодия, епископа Петропавловского (1921). Священномучеников Александра (Соколова), Александра (Маневрина), Алексия (Шарова), Евстафия (Сокольского), Иоанна (Алешковского), Иоанна (Артобольского), Николая (Кандаурова), Сергия (Соловьева), Феодора (Бобкова), Аркадия, Бориса, Михаила, Николая, Алексия, Андрея, Димитрия, Иоанна, Петра пресвитеров; преподобномученика Серафима, преподобномучениц Рафаилы, Анны, Екатерины и мучеников Иоанна (Шувалова), Восилия, Димитрия и Феодора (1938); священномученика Николая (Поспелова) протоиерея (1938).

 

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСИДОР ПЕЛУСИОТ

Св. Исидор родился около 360 г. в благородной и знаменитой семье из Александрии. Он был связан родством с патриархом Феофилом и его племянником св. Кириллом. В этой столице античной премудрости он получил отличное духовное и светское образование. Исидор ревностно стремился следовать учению отцов — своих предшественников, в особенности св. Иоанна Златоуста, одним из главных последователей которого он считается.

Вначале он некоторое время преподавал риторику в городах восточной части дельты Нила. Но любовь к Богу вскоре заставила его отказаться от бесплодных удовольствий преходящей жизни, и он удалился в Нитрийскую пустыню. Через год подвижнической жизни Исидор, руководимый заботой о созидании Церкви, вернулся в Пелусий. Там епископ Аммоний рукоположил его в священника и поручил обучать верующих и оглашенных. Его ораторский талант и глубокое знание Священного Писания, которое он приобрел в безмолвии, прославили его как учителя на весь Египет. Многие иудеи и язычники обратились, слушая его проповеди.

Но когда в 413 г. епископом Пелусия был избран некий Евсевий, Церковь подверглась такому гонению, что Исидору пришлось бежать в пустыню. Он остановился в монастыре неподалеку от Афнея, где и провел остаток дней затворником. Он постоянно носил грубую власяницу и питался, подобно св. Иоанну Крестителю, травой и листьями.
Св. Исидор явил собой живой образец добродетели и учености, был подобен светильнику, поставленному на горе и разливающему повсюду свой свет. Не страшась преследований и ненависти людей, живущих по плоти, он многие годы учительствовал посредством многочисленных писем, емких и глубоких. До нас дошли более двух тысяч его посланий. Отвечая на обращения из разных краев, он с духовной прозорливостью разъяснял трудные места Священного Писания, опровергал ложные толкования иудеев, объяснял таинства Пресвятой Троицы и Воплощения Господа, посрамлял ариан, несториан, савеллиан и других еретиков. С лирической теплотой св. Исидор воспевал величие священства и порицал недостойных своего призвания священников, диаконов и монахов. Он упрекал магистратов, наместников и императора Восточной Римской империи Феодосия II (408-450), невзирая на их мирское могущество, напоминал правителям об их долге по отношению к народу Божию и к святой Церкви. Отовсюду он изгонял порок, внушал любовь к правосудию и добродетели, уверенно судил о делах мира, оставаясь всегда вне его.

Когда свт. Кирилл, ставший архиепископом Александрии, решил не поминать в диптихах за Божественной литургией имя свт. Иоанна Златоуста вслед за своим дядей, слишком пылким Феофилом, тогда св. Исидор отправил ему послание. В нем он напоминал, что Сам Бог учил нас не верить слухам и нашим предрассудкам, дабы выносить справедливое суждение. Прочитав письмо и укрепленный божественным видением, свт. Кирилл, смиренно изменив мнение, не только восстановил поминовение святого Константинопольского архиепископа, но и стал одним из ревнителей его почитания.

Через несколько лет (433), видя, что св. Кирилл слишком резко спорит с архиепископом Антиохийским Иоанном после осуждения Нестория на Ефесском Соборе, Исидор снова написал ему, прося пойти на разумный компромисс ради восстановления мира: «Как отец ваш, поскольку так вам угодно называть меня, но скорее как ваш сын, я заклинаю вас положить конец этой ссоре, дабы упрямство, связанное с нанесенным вам оскорблением, не отразилось на живой Церкви, вызвав в ней вечный раскол под предлогом благочестия».

Однако эту власть, подобную рвению древних пророков и признаваемую Божиими людьми, такими, как св. Кирилл, он приобрел ценой многих страданий. Св. Исидор оставался непоколебимым перед лицом неурядиц и великих трудностей, стоявших тогда перед Церковью, потому что был уверен, что через страдание и крест мы достигнем вечной жизни и что Церковь готовится к своей будущей славе. В этом убеждении он принял смерть как освободительницу, словно победный венец за свою долгую битву (+ между 435 и 440).

 

 

БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ ВЛАДИМИРСКИЙ

Святой благоверный князь Георгий (1189—1238) был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшого брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью. Им был основан Нижний Новгород. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын — Владимир — был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками — сыновьями Константина — на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами.

Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли — Владимир — пал и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью — ему была отсечена голова. Через некоторое время после битвы возвращался с Белоозера к своей пастве Ростовский епископ Кирилл II. Его путь лежал через поле брани. Среди павших воинов он по одеждам узнал обезглавленное тело великого князя. С благоговением он взял его и перенес в Ростов. Там, при великом плаче всего народа, похоронил его в соборном, храме.

Через некоторое время была найдена и честная глава великого князя, которая была приложена к телу. Через два года гроб с телом благоверного князя Георгия с большой торжественностью был перенесен во Владимирский Успенский собор.

В 1645 году тело святого князя было обретено нетленным, и состоялось церковное прославление святого. Мощи князя Георгия были переложены в серебряную раку, устроенную Святейшим Патриархом Иосифом.