задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 17 апреля

 

 

  •  Преподобного Иосифа Песнописца (883).
  •  Преподобного Георгия, иже в Малее (IХ).
  •  Преподобного Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (ХIV).
  •  Преподобного Иакова Галичского (ХV-ХVI).
  •  Преподобного Зосимы Ворбозомского (ок. 1550).
  •  Мученицы Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (ок. 341-343).
  •  Мученика Каллиника.
  •  Преподобного Зосимы Палестинского (ок. 560).
  •  Святителя Феоны, митрополита Солунского (ХVI).
  •  Священномученика Никиты Славянина (1808) (Афон.).
  •  Иконы Божией Матери, именуемой «Геронтисса».

 


 

Преподобный Иосиф Песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес. В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит (память 20 ноября) посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Льва Армянина (813-820) – время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и Патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и Папа Лев III, неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к Папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит. Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.

Шесть лет провел преподобный Иосиф в темнице. В Рождественскую ночь 820 года он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-борца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: «Прими этот свиток и съешь его». В свитке было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй». Преподобный прочитал свиток, съел его и сказал: Коль сладка гортани моему словеса сия (Пс. 118, 103). Святитель Николай велел ему пропеть эти слова. После этого оковы сами спали с преподобного, двери темницы отворились, и он свободно вышел из нее и был восхищен на воздух и поставлен близ Константинополя на большой дороге, ведущей в город. В Константинополе преподобный Иосиф уже не застал в живых преподобного Григория Декаполита, а встретился лишь с его учеником блаженным Иоанном (память 18 апреля), тоже вскоре скончавшимся. Преподобный Иосиф построил церковь во имя святителя Николая и перенес туда мощи преподобных Григория и Иоанна. При церкви был основан монастырь.

Преподобный Иосиф получил также от одного добродетельного мужа часть мощей апостола Варфоломея. Он построил церковь во имя святого апостола и хотел торжественно почтить его память, но сокрушался, что не было хвалебных песнопений, прославлявших память святого апостола, сам же он не дерзал их составить. Сорок дней со слезами молился преподобный Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре ему явился апостол Варфоломей, возложил ему на грудь святое Евангелие и благословил писать церковные песнопения со словами: «Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да прольются на язык твой воды Небесной Премудрости, сердце твое да будет храмом Духа Святаго и песнопения твои да усладят вселенную». После этого чудесного явления преподобный Иосиф написал канон апостолу Варфоломею и с тех пор стал слагать церковные песнопения в честь Божией Матери, святых угодников и в их сонме – в честь святителя Николая, освободившего его из темницы.

Во время возобновления иконоборческой ереси при императоре Феофиле (829-842) преподобный Иосиф вторично пострадал от еретиков. 11 лет он был в изгнании в Херсоне. В 842 году при святой царице Феодоре (память 11 февраля), восстановившей православное почитание святых икон, преподобный Иосиф был поставлен сосудохранителем в Софийском соборе в Константинополе. Но за смелое обличение брата царицы Варды в незаконном сожительстве он снова был отправлен в изгнание и возвращен лишь после смерти Варды, в 867 году.

Патриарх Фотий (857-867, 877-886) восстановил его в прежней должности и назначил духовником всего константинопольского клира.

Достигнув глубокой старости, преподобный Иосиф заболел. Перед самой Пасхой, в Великую Пятницу, Господь известил его в сновидении о приближении кончины. Преподобный сделал опись церковного имущества Софийского собора, которое по должности было на его попечении, и отослал ее патриарху Фотию. Несколько дней он горячо молился, готовясь к смерти. В своих молитвах преподобный просил Церкви мира, а своей душе – милосердия Божия. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Иосиф благословил всех, бывших при нем, и с радостью преставился к Богу († 883). Лики Ангелов и святых, которых преподобный Иосиф прославил своими песнопениями, с торжеством проводили душу его в Горний мир.

О духе и силе песнопений преподобного его жизнеописатель, диакон Константинопольской Церкви Иоанн, так писал около 890 года: «Когда он стал писать стихи, то и слух поражал чудной приятностью звука, и поражал сердце силой мыслей… Чудное отдохновение находят здесь те, которые стремятся к жизни совершенной… Писатели, оставив другие стихотворения, из одной этой сокровищницы – из писаний святого Иосифа – стали черпать сокровища для своих песней, или лучше сказать, ежедневно их черпают. Наконец, все народы переводят их на свой язык, чтобы просвещать песнями тьму ночи и, прогоняя сон, продолжать бдения до восхода солнечных лучей… Если кто прочтет жизнь святого, празднуемого в какой-либо день Церковью, тот сам увидит достоинство песней святого Иосифа и узнает жизнь прославляемого. Подлинно, тогда как жизнь и дела почти каждого святого украшены хвалами, не достоин ли бессмертной славы тот, кто так достойно и прекрасно умел прославить их! Пусть славят иные святые кротость его, другие – мудрость, третьи – дела его, и все вместе да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и безмерно обогатила его своими дарами».

 


 

Преподобный Георгий жил в IХ веке. Он был иноком и подвизался в обители на горе Малее в Пелопоннесе, где и скончался. В службе преподобный Георгий ублажается как земной Ангел и чудотворец.

Преподобный Иосиф Многоболезненный жил в ХIV веке. В тяжелой болезни он обратился с молитвой к Богу и дал обет: если Господь дарует ему здоровье, то он будет служить братии Киево-Печерского монастыря до конца своей жизни. Молитва многоболезненного страдальца была услышана. После выздоровления он поступил в Киево-Печерский монастырь, принял иноческий постриг и стал усердно трудиться в подвигах поста и молитвы и с любовью служить братии. После кончины преподобный Иосиф был погребен в Дальних пещерах. (Память его также празднуется с Собором преподобных Дальних пещер 28 августа.)

Преподобный Иаков Галичский подвизался в ХV-ХVI веках в Староторжском монастыре города Галича Костромской области близ урочища Столбище, или Старое городище. Предполагают, что Староторжский монастырь был основан преподобным Иаковом Железноборовским (память 11 апреля). Преподобный Иаков скончался схимником и был погребен под алтарем монастырской церкви в честь святых Бориса и Глеба. Образ его писался подобно образу преподобного Зосимы Соловецкого (память 17 апреля).

Преподобный Зосима Ворбозомский был основателем монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Ворбозомского озера, находившегося в 23 верстах к югу от Белозерска. Основан монастырь был еще в ХV веке, так как известно, что в 1501 году настоятелем монастыря был игумен Иона, ученик преподобного Зосимы. Монастырь входил в число тех многочисленных пустыней (небольших монастырей), которые, образуя собой так называемое иноческое «Заволжье», располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря. Скончался преподобный Зосима в первой половине ХVI века. Известно, что преподобный написал поучение и послание своей духовной дочери Анастасии.

Святая мученица Фервуфа с ее сестрой и рабыней приняли мученическую смерть за Христа между 341 и 343 годами. Святая Фервуфа и ее сестра, имя которой осталось неизвестным, были родными сестрами епископа Селевкийского Симеона, пострадавшего за Христа при персидском царе Сапоре около 341-344 годов. Обе сестры и их служанка были взяты царицей во дворец для услужения. Святая Фервуфа отличалась необыкновенной красотой, и царица предложила ей вступить в брак и тем достичь высокого положения. Святая отказалась, так как дала обет девства для всецелого служения Богу. Вскоре царица заболела. Волхвы, которые пришли лечить царицу, увидели святую Фервуфу и были поражены ее необычайной красотой. Один из них обратился к ней с предложением, чтобы она стала его женой. Святая ответила ему, что она – христианка и дала обет остаться Христовой невестой.

Озлобленный волхв донес царю, что причиной болезни царицы является отрава, данная ей служанками. По повелению царя святая Фервуфа, ее сестра и рабыня были преданы суду.

На суде святые мученицы бесстрашно объявили, что они христианки и не совершали злодеяния, в котором их обвиняют, но готовы принять смерть за Христа.

Главный судья, волхв Мавптис, пленился красотой святой девы Фервуфы и тайно прислал к ней в темницу своего слугу с предложением освободить ее и ее сподвижниц, если только девушка согласится стать его женой. Такое же предложение сделали святой деве и двое других судей, тайно один от другого.

Все эти предложения святая Фервуфа решительно отвергла, сказав, что она – невеста Христова и на земной брак никогда не согласится.

После этого мученицы как христианки и волшебницы были признаны виновными в отравлении царицы и приговорены к мучительной казни. Каждую из них привязали к двум столбам и перепилили на две части. Тела святых мучениц были брошены в ров, откуда их тайно взяли христиане и предали погребению.

Святой мученик Каллиник был растерзан зверями.

Преподобный Зосима Палестинский. Сведения о нем в житии преподобной Марии Египетской (память 1 апреля).

Святитель Феона подвизался в ХVI веке на Афоне сначала в обители Пантократор, а потом в Шерском скиту Честнаго Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь его руководителем был преподобный Иаков Иверский. После мученической кончины наставника святой Феона был настоятелем в монастыре святой великомученицы Анастасии в пределах селения Галатисты. Он был хиротонисан во епископа и возведен в Солуни на митрополичью кафедру. Последние годы жизни он провел в уединенных подвигах близ монастыря святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, в котором ныне хранятся его святые мощи вместе с главой и десницей великомученицы Анастасии и главами трех пострадавших от турок преподобномучеников – Иакова, Иакова и Арсения.

Священномученик Никита, славянин родом из Албании, подвизался в конце ХVIII века на Афоне в русском Пантелеимоновом монастыре, где принял постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. Он стремился к уединению и перешел в скит святой Анны. Святой горел желанием послужить Господу Иисусу Христу подвигом исповедничества. Чтобы обличить противников христианства, святой Никита пришел в город Серрес. Некоторое время он пробыл в местной обители, где готовился к предстоявшему подвигу. Затем святой Никита бесстрашно пришел к местному начальнику-магометанину и просил, чтобы мусульмане доказали правильность своей веры. На словесном состязании с учеными муллами святой обличил их заблуждения и привел их к молчанию. Его стали угрозами понуждать к принятию магометанства, но святой с твердостью исповедал веру во Христа. Тогда его предали жестоким истязаниям: голову стягивали винтами, забивали иглы под ногти, повешенного вниз головой палили огнем. Святой все переносил с великим терпением и не переставал славить Христа. Наконец, святой Никита был приговорен к удавлению. Скончался священномученик Никита 4 апреля 1808 года в вечер Великой субботы. Христиане выкупили его тело и предали погребению. О подвиге мученика 19 февраля 1809 года написали в Руссик (Русский монастырь великомученика Пантелеимона на Афоне) иеромонах Серресского монастыря Констанций и местный врач Николай.

 


 

Икона Божией Матери, именуемая Геронтисса (Старица – Настоятельница)

Гора Афон знакома многим верующим людям. Одна из причин такой известности – чудотворная Геронтисса — икона Божией Матери, что хранится в местном монастыре Пантократор. Иначе этот образ Богородицы называют «Настоятельницей» или «Старицей».

История появления

 

О точном происхождении образа никому не известно, но предполагается, что он являлся даром монастырю от императора Византии Алексея I Комнина. По мнению ряда учёных икона является списком почитаемого мозаичного изображения Богоматери «Скоропослушница», что также находится в Пантократоре.

Местонахождение

 

Несомненно, что каждый верующий с искренней молитвой в сердце может ожидать помощи от иконы Божьей Матери «Геронтисса». Списки с оригинала этого изображения находятся во многих греческих храмах, а сам он до сих пор остаётся в пределах Пантократора, где ему отведена колонна, поддерживающая северо-восточный угол здания. Там его могут видеть все приходящие в храм паломники.

В России один из списков со Старицы был помещён в Почаевскую Успенскую лавру. Его заказал Модест (Стрельбицкий), архиепископ Волынский и Житомирский (1889 – 1902). После того, как икона оказалась в Житомире, была произведена торжественная передача её в Почаев. Когда 30 мая 1891-го года завершилась литургия, посвящённая празднованию Вознесения Господня, образ поместили в алтарь, справа от престола. С того момента, монахи Успенского собора всегда обращались за благословением к иконе Божьей Матери «Геронтисса» прежде, чем начать службу.

Другой известный список с Настоятельницы был направлен Ново-Тихвинскому женскому монастырю (Екатеринбург). Писали икону в Пантократоре, а украшающая её риза имеет греческое происхождение.

Значение и облик

 

Оригинал иконы обрамлён ризой из серебра. Существует предание, что Геронтиссу украсили по указанию самой Богоматери, а чтобы сделать это мастера воспользовались пожертвованиями одной богатой и знатной женщины из Константинополя.

На изображении Богородица стоит в полный рост, и младенца Иисуса с ней нет. Её ладони протянуты в молитвенном жесте. Весь облик Благодатной излучает спокойную радость, утешая молящихся и даря им надежду.

Рядом со стопами Геронтиссы стоит переполненный елеем кувшин, и это не случайно. Появление сосуда объясняет одна из связанных с иконой историй.

 

В 17-м веке в Афонском монастыре случился голод. Страдания братии были так сильны, что некоторые из иноков отчаялись и покинули Пантократор. Но игумен не терял веры и лишь молился усерднее, чем раньше. Он просил тех, кто остался, чтобы они следовали его примеру и просили участия у Пресвятой Богородицы.

Одним утром Богоматерь вняла молитвам игумена. Это стало ясно потому, что ранее пустой кувшин был наполнен елеем. Более того, масло даже лилось через края сосуда. С тех пор икона Геронтиссы всегда дополняется изображением кувшина, переполненного елеем. Это служит напоминанием о том, как Богородица радеет за всех, кто просит её помощи.

О чудесах…

 

Древние монастырские предания гласят, что свою чудотворную силу Настоятельница проявила, когда Пантократор ещё только начинал строиться. Первоначально выбранное для монастыря место располагалось на 0,5 километра в сторону от нынешнего месторасположения. В одну из ночей Геронтисса вместе со всеми инструментами исчезла, а после была обнаружена там, где сейчас находится монастырь. Подобное повторилось ещё несколько раз, прежде чем строители уверились в том, что на это место указывает сама Богородица.

Когда на Балканах владычествовали турки, сарацины напали на монастырь. Один из мусульман хотел превратить икону Божьей Матери «Геронтисса» в щепу, которую собирался использовать для раскуривания своей трубки. За это его поразила слепота. Его сотоварищи скинули образ в колодец, который находился рядом с обителью. Старица находилась там на протяжении 80-ти лет, прежде, чем вернулась на своё законное место.

О том, где находится икона, монахам рассказали родственники лишившегося зрения мусульманина, который прежде, чем умереть, покаялся в содеянном и завещал близким рассказать обо всём служителям монастыря. Просьба умершего была исполнена и святыню смогли найти, а её возвращение в Пантократор сопровождалось торжественным крестным ходом.

Нужно сказать, что образ был наречён «Геронтисса» по причине ещё одного чудесного события. Одно время за монастырём смотрел игумен, отличавшийся благочестием и находившийся в весьма преклонном возрасте. Он чувствовал, что вскоре придёт его время умирать. Потому игумен обратился с просьбой к иеромонаху, совершавшему литургию, чтобы тот скорее окончил службу и дал ему возможность в последний раз причаститься перед смертью. Однако священник не прислушался к просьбе и вёл литургию, как и всегда.

В это время раздался грозный глас, источником которого был лик Пресвятой Богородицы. Он велел исполнить прошение, находящегося при смерти игумена. Испугавшись, иеромонах поступил по велению Богоматери: завершил богослужение и причастил игумена, после чего тот смог почить с миром. С того времени икона Пресвятой Богородицы стала называться «Геронтисса», поскольку она является покровительницей старцев («герондас» — в переводе с греческого «старец»).