Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 16 сентября

Священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Преподобного Феоктиста (467), спостника Евфимия Великого. Блаженного Иоанна Власатого Милостивого, Ростовского чудотворца (1580).

Святой Фивы диакониссы Кенхреиской (I). Мучеников Василиссы Никомидийской (309); Зинона; Харитона; Архонтиона; Виталиана; Дасьи. Священномученика Аристиона, епископа Александрии Сирской. Святого Константина Новаго царя (VII). Святителя Иоанникия, первого Патриарха Сербскаго (1349). Новомученика Полидора (1794). Священномучеников Пимена (Беликова), епископа Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, преподобномученика Милетия (1918); священномучеников Василия, Парфения пресвитеров (1919); Андрея, Феофана пресвитеров (1920); Владимира, Михаила пресвитеров (1921); Николая пресвитера (1923); Евфимия пресвитера и с ним четырех мучеников (1924); Романа пресвитера (1929); Алексия (Зиновьева), Илии пресвитеров (1937); Петра (Сорокина) диакона (1953).

Иконы Божией Матери Писидийской (Писийской) (VI).

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНФИМ, ЕПИСКОП НИКОМИДИЙСКИЙ, И С НИМ ФЕОФИЛ ДИАКОН, ДОРОФЕЙ, МАРДОНИЙ, МИГДОНИЙ, ПЕТР, ИНДИС, ГОРГОНИЙ, ЗИНОН, ДОМНА ДЕВА И ЕВФИМИЙ

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, и с ним другие мученики пострадали во время гонения на христиан при императорах Диоклитиане (284 — 305) и Максимиане (284 — 305). Преследования христиан особенно обострились после того, как в Никомидийском императорском дворце случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость. Так, в одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до двадцати тысяч молящихся. Однако эти бесчеловечные действия не устрашили христиан: они твердо исповедовали свою веру и принимали мученическую смерть за Христа. Так, страдальчески скончались в то время святые Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Одни из них были усечены мечом, другие — сожжены, засыпаны землей или утоплены в море. Зинон, воин, за смелые обличения императора Максимиана был побит камнями, а затем обезглавлен. Тогда же погибла от рук язычников бывшая жрица, святая дева Домна, и святой Евфимий, которые заботились о том, чтобы тела святых мучеников были погребены. Епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твердо держаться святой веры и не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима. Через некоторое время Максимиану все же удалось узнать, где находится святой Анфим, и он послал за ним отряд воинов. На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали святого, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать императору, что не нашли его. Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это. Воины уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Но при этом святитель все же заставил их исполнить приказание правителя. Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? — спросил святитель. — Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего». Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать (+ 302).

 

БЛАЖЕННЫЙ ИОАНН РОСТОВСКИЙ МИЛОСТИВЫЙ

Блаженный Иоанн Ростовский Милостивый (Власатый) подвизался в Ростове в подвиге юродства, терпя нужды и скорби. Он не имел постоянного пристанища и лишь изредка отдыхал в доме своего духовника, священника Всехсвятской церкви, или у одной престарелой вдовицы. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих людей, в том числе и преподобного Иринарха, затворника Ростовского (память 13 января). После долгих подвигов он скончался 3 сентября 1580 года и погребен, по завещанию, подле церкви святого Власия, за алтарем.

Он имел «власы на главе велики», почему и назывался «Власатым». Наименование «Милостивый» блаженный Иоанн получил за многие исцеления, совершившиеся при его гробнице, а также в память святого Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (VII в., память 12 ноября), имя которого он носил.

 

ПИСИДИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Писидийская икона Божией Матери прославилась чудесами в городе Созополе. Сведений о ее происхождении не имеется. В посланиях об иконопочитании Германа, Патриарха Константинопольского, прочитанных на VII Вселенском Соборе, «икона Пренепорочной Девы Богоматери, находящаяся в Созополе Писидийском и источающая миро из руки изображенной», называется «древней». Чудотворения, происходившие от иконы, относятся к VI веку. Одно из чудес передал пресвитер Евстафий, современник Патриарха Евтихия (память 6 апреля). В Амасии, рядом с Созополем, была одна супружеская чета, у которой дети рождались мертвыми. Они, скорбя о несчастье, обратились к Патриарху Евтихию за советом. Святой Евтихий помолился и со словами «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа» помазал их святым елеем от Креста Господня и от святой иконы Богородицы. «Назовите дитя Петром, и оно будет жить», — сказал он. Вскоре у супругов родился сын, которого они назвали Петром, затем родился и второй сын, которого назвали Иоанном. Жители города, узнав об этом чуде, прославили Бога. Около 600 года от Писидийской иконы Богоматери источалось миро, свидетелем чего был Елевсий (ученик преподобного Феодора Сикеота, память 22 апреля). Список с этой древней чудотворной иконы в России был сделан в 1608 году в Московском Новоспасском монастыре. Богоматерь изображена с Богомладенцем на левой руке, правой рукой Она благословляет.