задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 16 декабря

Пророка Софонии (ок. 635-605 гг. до Р. Х.). Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1406). Мученика Ангелиса (1813).

Преподобных Феодула Цареградского, епарха (ок. 440); Иоанна молчальника, бывшего епископа Колонийского (558). Священномученика Феодора, архиепископа Александрийского (606). Преподобного Феодула Кипрского (755); Неофита; Ефрема. Священномученика Гавриила, епископа Ганского и Хорского (1659). Мучеников Агапия, Селевка, Маманта и дружины их (40 мучеников в Софианах); Варисия и Меланы; Гликерии. Священномучеников Андрея (Косовского) протоиерея, Крымского (1920); Николая (Ершова) пресвитера, Ярославского (1937). Святого Георгия (Седова) исповедника (1960).

Пахромской иконы Божией Матери (1472).

 

ПРОРОК СОФОНИЯ

Пророк Софония был современником пророка Иеремии и пророчицы Олдамы. Происходил он из знатного рода. Пророк жил в царском дворце, проповедовал покаяние и помогал царю Иосии истреблять идолопоклонство.

Пророчествовал о бедствиях, грядущих на жителей Иудеи и соседних пределов: Газы, Аскалона, Крита, на моавитян, аммонитян, ниневитян.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников.

Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным». Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, по благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он «добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему». Предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи», новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келлию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келлию для безмолвного жития.

В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 года.

Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва «есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе». В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.

Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в XVI в., в конце XV века (1480–1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: «Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе». На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: «Я Савва, начальник сего места». Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК

Преподобный Иоанн Молчальник (затворник) родился около 454 года в городе Никополе Армянском в семье военачальника Енкратия и супруги его Евфимии. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву.

На доставшуюся ему после смерти родителей часть имения юноша Иоанн построил церковь во Имя Пресвятой Богородицы. С 18 лет Иоанн вместе с десятью иноками жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии, митрополит Севастийский рукоположил 28-летнего Иоанна в епископа Колонийской Церкви. Приняв церковное правление, преподобный не изменил строго аскетического образа жизни. Под влиянием святителя жили по-христиански и его близкие – брат Пергамий (приближенный императоров Зенона и Анастасия) и племянник Феодор (приближенный императора Юстиниана).

На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник, муж сестры святителя – Марии. Новый правитель стал властно вмешиваться в духовные и церковные дела. В Церкви начались нестроения. Тогда святой Иоанн отправился в Константинополь и через архиепископа Евфимия просил императора Зенона защитить Армянскую Церковь от грубых посягательств.

Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Со слезами молил он Бога указать место, где ему жить и спастись. Явилась яркая звезда, которая привела Иоанна в Лавру преподобного Саввы. Иоанн, скрывший свое епископское достоинство, был принят в число братии простым послушником. По поручению святого игумена Саввы (память 5 декабря) преподобный Иоанн более 4-х лет выполнял самые тяжелые работы на строительстве странноприимного дома и монастыря для новоначальных монахов. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счел его достойным рукоположения во пресвитера. Святителю пришлось открыть тайну Патриарху Иерусалимскому Илии (494–517). По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве. Четыре года провел преподобный Иоанн в келлии, никого не принимая и не выходя даже в церковь.

Желая еще большего уединения и сугубого воздержания, преподобный Иоанн покинул Лавру и удалился в пустыню, где провел более девяти лет, питаясь травами. Здесь он пережил опустошительный набег сарацинов и не погиб только потому, что Господь послал ему защитника – свирепого льва, при виде которого враги не раз хотевшие убить преподобного, в страхе разбегались. Предание рассказывает о многих чудесах, явленных по молитве святого Иоанна во время его жизни в пустыне.

Когда святой игумен Савва, надолго уходивший в Скифополь вернулся, он уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным образом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн – епископ.

Когда преподобному Иоанну было семьдесят лет, скончался святой и Богоносный отец, игумен Савва. Святитель глубоко скорбел об усопшем. Святой Савва явился ему в видении и, утешив, предсказал, что Иоанну предстоит много потрудиться в борьбе с ересью. И, действительно, Иоанн должен был покинуть свою келлию, чтобы укрепить братию в борьбе с ересью оригенитов.

Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. Неустанным иноческим подвигом, неусыпной молитвой, смиренномудрием стяжал Иоанн благодать Святого Духа: по его молитве совершались многие чудеса; тайные мысли людей были для святителя явными; он исцелял больных и бесноватых; еще при жизни своей спасал от неминуемой гибели призывавших его имя; из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды.

В возрасте 104 лет преподобный Иоанн Молчальник с миром отошел ко Господу.

 

ФЕОДУЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ЕФЕССКИЙ, ЕПАРХ, ПРП., СТОЛПНИК

Был пат­ри­ци­ем в прав­ле­ние Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (378–395), из­ве­стен был муд­ро­стью, бла­го­че­сти­ем и скром­но­стью. Был на­зна­чен епар­хом ца­ря Фе­о­до­сия, но по­ки­нул свой пост, не же­лая ми­рить­ся с неспра­вед­ли­во­стью.

Его су­пру­га умер­ла по­сле двух лет бра­ка, по­сле че­го Фе­о­дул раз­дал свое бо­гат­ство бед­ным и в воз­расте 42-х лет уда­лил­ся в го­род Едес­су и там под­ви­зал­ся на стол­пе 40 лет.

По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов мир­но скон­чал­ся око­ло 440 го­да.

 

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, АРХИЕПИСКОП

Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор, епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, ро­дил­ся в Егип­те, в Алек­сан­дрии. Этот го­род про­сла­вил­ся в Церк­ви Все­лен­ской мно­ги­ми му­че­ни­ка­ми и ис­по­вед­ни­ка­ми: от свя­то­го еван­ге­ли­ста Мар­ка, пер­во­му­че­ни­ка Алек­сан­дрий­ско­го († 63, па­мять 25 ап­ре­ля) до свя­то­го Афа­на­сия Ве­ли­ко­го (па­мять 18 ян­ва­ря и 2 мая), стол­па и ис­по­вед­ни­ка пра­во­сла­вия († 373). К со­жа­ле­нию, ис­то­ри­че­ские за­пи­си не до­нес­ли до нас точ­ных дан­ных о вре­ме­ни жиз­ни и по­дви­гах свя­то­го епи­ско­па Фе­о­до­ра, но Цер­ковь Хри­сто­ва во все вре­ме­на хра­ни­ла имя свя­щен­но­му­че­ни­ка в сво­их ди­пти­хах.

Пла­мен­ный про­по­вед­ник, силь­ный в сло­ве и де­ла­нии цер­ков­ном, епи­скоп Фе­о­дор вы­зы­вал ярост­ную нена­висть буй­ных алек­сан­дрий­ских языч­ни­ков, не тер­пев­ших бла­го­ве­стия. Во вре­мя од­ной его про­по­ве­ди языч­ни­ки окру­жи­ли и за­хва­ти­ли свя­ти­те­ля. Он не со­про­тив­лял­ся. Его из­би­ва­ли и из­де­ва­лись над ним: воз­ло­жи­ли на гла­ву его тер­но­вый ве­нец и со сме­хом во­ди­ли по го­ро­ду. За­тем при­ве­ли его к бе­ре­гу и бро­си­ли со ска­лы в мо­ре. Но под­нял­ся ве­тер – и вол­ны вы­нес­ли его невре­ди­мым на су­шу. По­ра­жен­ные языч­ни­ки от­ве­ли свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра к пра­ви­те­лю го­ро­да, ко­то­рый при­ка­зал под­верг­нуть его же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям. Но ни сло­ва, кро­ме мо­лит­вы к Гос­по­ду, не услы­ша­ли му­чи­те­ли от му­же­ствен­но­го ис­по­вед­ни­ка. То­гда свя­той му­че­ник был пре­дан рим­ским во­и­нам и каз­нен, как апо­стол Па­вел, – через усек­но­ве­ние ме­чом.

 

ПАХРОМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1472)

Пахромская святая икона явилась 3 декабря 1472 года на реке Пахре около Москвы. Богоматерь изображена на ней в полурост, объемлющею Своею правою рукою стоящего Богомладенца, левая рука Которого простерта к Ее лику, а правая опущена вниз к Ее правой руке. Древняя летопись свидетельствует, что из иконы истекала кровь.

Древняя летопись свидетельствует, что «от нее кровь шла чудно вельми». В то же время, существует икона конца XVIII века, являющаяся, по всей видимости, списком с Муромской, но подписанная как Пахромская.