Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 15 декабря

Пророка Аввакума (VII в. до Р. Х.). Великомученицы Миропии (ок. 251). Преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (ок. 1176). Святого Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Преподобного Иоанникия Девиченского, Сербского (1430).

Преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Святителей Соломона, архиепископа Ефесского; Исе (Иессея), епископа Цилканского (VI). Преподобных Кирилла Фиолета (1060); Онисифора; Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Святого Моисея исповедника. Священномучеников Иоанна пресвитера (1919); Матфея (Александрова) пресвитера, Крымского (1921); Николая (Виноградского) протоиерея; Константина (Некрасова), Сергия (Фелицина), Владимира (Проферансова), Иоанна (Державина), Феодора, Николая, Иоанна, Николая, Павла пресвитеров; преподобномученика Данакта (Калашникова) иеромонаха (1937); преподобномучениц Маргариты (Закачуриной), Февронии (Ишиной), Тамары (Проворкиной) монахинь и мучениц Марии (Дмитриевской) и Матроны (1937); преподобномученицы Марии (1938); мученика Бориса (1942).

 

ПРОРОК АВВАКУМ

Святой пророк Аввакум, один из 12 малых пророков, происходил из колена Симеонова, пророчествовал около 650 года до Р. X.

Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. Во время войны с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло следующее чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился Ангел Господень и мгновенно перенес его силою своего духа в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. Так, пищей, предназначавшейся для жнецов, утолил голод гонимый пророк. После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество и умер в глубокой старости. При святом Константинопольском царе Феодосии Младшем (408 — 450) были обретены его мощи.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ, ЗАТВОРНИК ПЕЧЕРСКИЙ, В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ

Преподобный Афанасий, затворник Печерский, в Ближних пещерах, современник архимандрита Киево-Печерского монастыря преподобного Поликарпа (+ 1182; память 24 июля).

Преподобный Афанасий долго и тяжело болел. Когда он скончался, братия приготовила его к погребению. На третий день игумен с братией пришли хоронить его. Но они увидели, что умерший ожил, сидит и плачет. На все вопросы он отвечал только так: «Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить добре жизнь свою здесь. Более не спрашивайте».

После этого он 12 лет жил в затворе в пещере и во все это время не сказал ни с кем ни слова, плакал день и ночь, лишь через день вкушал немного хлеба и воды. И только перед кончиной, собрав братию, он повторил ранее сказанные им слова и мирно отошел ко Господу (ок. 1176).

Инок Вавила, много лет страдавший болями и слабостью в ногах, исцелился при его мощах. «Однажды лежал я, — рассказал он братии, — и кричал от сильной боли. Внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: приди ко мне, и я исцелю тебя. Я хотел спросить его, как и когда пришел он. Но он стал невидим. Однако я поверил явившемуся и попросил, чтобы принесли меня к его мощам. И вот, я исцелился».

Преподобный Афанасий был погребен в Антониевой пещере. Память его совершается также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ, ЗАТВОРНИК ПЕЧЕРСКИЙ, В ДАЛЬНИХ ПЕЩЕРАХ

Преподобный Афанасий, затворник Печерский, в Дальних пещерах. Имя его упоминается в 4-й песни общего канона преподобным Дальних пещер. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» говорится, что преподобному Афанасию не нужна была свечка в пещере: ему светила Небесная светлость. Всем, кто приходит к нему с верой, он подает исцеление. Память преподобного совершается также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

 

МУЧЕНИЦА МИРОПИЯ ХИОССКАЯ

Святая мученица Миропия родилась в г. Ефесе в начале III в. Она рано лишилась отца, и мать воспитала ее в христианской вере.

Святая Миропия, посещая гроб мученицы Ермионии (память 4 сентября), дочери апостола Филиппа, брала миро от ее мощей и лечила больных. Во время гонения Декия (249 — 251) Миропия удалилась с матерью на остров Хиос, где проводила время в посте и молитве.

Однажды по повелению жестокого правителя острова был замучен воин Исидор (память 14 мая), человек глубокой веры и большого благочестия. Святая Миропия тайно взяла и погребла тело мученика. Воины, которым приказали не допускать христиан к телу Исидора, были приговорены к смерти. Святая сжалилась над осужденными и сама рассказала воинам, а затем и правителю о своем поступке. На суде она исповедала себя христианкой. За это ее жестоко пытали и затем бросили в темницу. В полночь в темнице воссиял свет. Это явился святой Исидор в окружении Ангелов, и они приняли душу Миропии (1 ок. 251). Темница тотчас наполнилась благоуханием. Сторож-язычник, потрясенный виденным, рассказал об этом священнику, принял Крещение и мученически скончался за исповедание Христа.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСЕ, ЕПИСКОП ЦИЛКАНСКИЙ

Преподобный Исе (Иессей), епископ Цилканский, родился в Антиохии Сирийской в благочестивой христианской семье. Еще отроком он почувствовал влечение к духовной жизни, а по достижении совершеннолетия, с благословения родителей, отправился в одну из антиохийских обителей, где подвизался тогда преподобный Иоанн Зедазнийский

В числе 13 святых сирийских (каппадокийских) отцов (общая память 7 мая), избранных по жребию преподобным Иоанном Зедазнийским (так повелела Пресвятая Богородица), преподобный Исе пришел в Грузию. Здесь он вместе с другими святыми отцами учил народ и наставлял людей в благочестивой жизни, являя пример святости и исцеляя больных.

Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что Католикос-Архиепископ Грузии Евлавий (533 — 544) предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. Таким образом стали епископами иеромонах Авив и иеродиакон Исе, назначенный на Цилканскую кафедру. Прибыв в свою епархию, святитель Исе был поражен обилием языческих обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя и часто совершая Богослужения. Труды его дали всходы — в Цилканской епархии утверждалось Православное благочестие, а с ним утвердилась и Церковь Христова. Продолжая свои аскетические подвиги, святитель Исе стяжал великие дары молитвы и чудотворения. По его молитве, Именем Господа Иисуса Христа из реки Ксани отделилась струя воды, которая, следуя движению святительского жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Пресвятой Богородицы (близ Цилкани). Благоустроив свою епархию, святитель Исе отправился с проповедью Слова Божия к осетинам и другим горским народностям Главного Кавказского хребта. Он обходил ущелья и скалы с Евангелием и крестом в руках, повсюду утверждая Богооткровенное учение.

О близости кончины святитель Исе узнал по откровению свыше. Собрав свою паству и клир, он преподал духовное наставление, приобщился Святых Тайн и с воздетыми к небу руками предал свою душу Господу. Это произошло в конце VI века. (Точно известен день кончины святителя — 18 августа.) Честные мощи святого Исе, прославленные исцелением уже во время погребения его, были преданы земле в храме Пресвятой Богородицы в Цилкани, между алтарем и жертвенником. Церковь причислила святителя Исе к лику святых и установила его память 2 декабря.

 

СВЯТОЙ СТЕФАН УРОШ, ЦАРЬ СЕРБИИ

Святой Стефан Урош, царь Сербии, сын царя Душана Немани, родился в 1337 году. В 1346 году он был венчан на королевство. Душан просил для сына руку дочери французского короля, но папа Римский настоял на том, чтобы принцесса не изменяла латинскому исповеданию. Душан не хотел видеть в семье католичку, и поэтому святой Урош вступил в брак с дочерью Влада, князя Валахии.

По смерти отца (+1355) святой Стефан Урош стал независимым и деятельным правителем Сербии. Он был верен Господу, отечески покоил вдов и сирот, усмирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обиженных.

В интересах мира в Сербии и для сохранения своей жизни святой Стефан вынужден был удалиться к родственнику, князю Лазарю. Тотчас же престолом овладел Вулкашин, дядя святого Стефана, но боязнь соперничества не давала ему покоя. Через свою сестру, мать святого Стефана, он вызвал племянника к себе в г. Скопле, как бы для примирения. Встретив его с почестями, как царя, он пригласил его на охоту. Когда, утомленный охотой, святой Стефан сошел с коня у колодца и нагнулся, чтобы почерпнуть воды, Вулкашин нанес ему смертельный удар булавой но голове (+ 1367).

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ ГЕРОНТИССА

Икона Божией Матери, именуемая Геронтисса (Старица — Настоятельница), прославилась в Афонском монастыре Пантократор (Вседержитель).

Благочестивый игумен-старец той обители получил откровение о своей близкой кончине. Перед смертью он хотел причаститься Святых Христовых Тайн и попросил служащего священника поторопиться совершить Божественную литургию, но тот не внял его просьбе. Тогда от чудотворной иконы Геронтиссы, стоявшей в алтаре, был услышан грозный глас, повелевший священнику поторопиться исполнить желание своего игумена.

Другое чудо от иконы совершилось, когда по молитве настоятеля обители в пустых монастырских сосудах умножился елей.

На иконе Матерь Божия изображается в полный рост без Богомладенца. Перед Нею сосуд, из которого изливается через края елей.

Известна икона Божией Матери Геронтиссы в алтаре соборного храма Успенской Почаевской Лавры. По благословению архиепископа Волынского и Житомирского Модеста священнослужители перед началом богослужения испрашивали перед иконою Матери Божией благословение на начало службы.