задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 15 апреля

 

  •  Преподобных Тита чудотворца (IХ).
  •  Мучеников Амфиана и Едесия (306).
  •  Мученика Поликарпа (IV).
  •  Святителя Саввы, архиепископа Сурожского (ХII).

 


 

Преподобный Тит чудотворец. Св. Тит, еще в раннем детстве обещанный Богу, с юных лет посвятил себя иноческой жизни, в ранних летах оставил мир и поступил в монастырь. Преподобный Тит был преисполнен великой любви к своим ближним. Сохраняя себя чистым и душевно, и телесно с самого юного возраста, святой Тит являлся как бы Ангелом Божиим на земле. Он принял постриг в Студийском монастыре недалеко от Константинополя, вероятно, во времена иконоборческих гонений в VIII‒IX вв. В период иконоборчества, особенно после 765 года, монастырь сильно пострадал, так как его братия являлась защитниками иконопочитания. Обитель пришла в совершенное запустение. После восстановления иконопочитания императрица Ирина пригласила в столицу преподобного Феодора Студита, ставшего главой монашеской общины монастыря. Вместе с ним в 798 году туда переселилась братия Олимпийского монастыря Саккудион (αδελφότητα των Σακκουδιτών). В эту пору монастырь достиг наибольшего своего расцвета. В VIII‒IX веках в обители собрался целый сонм преподобных ‒ кроме святого Феодора, это были святые настоятели Навкратий, Николай и Климент Песнописец, а также святые Еварест, Платон, Фаддей, Тит Чудотворец, Иаков Катанский и Иосиф Солунский. Блаженный отец наш Тит, с юных лет возлюбивший Христа и возненавидевший мир, подвизался в общежитии. Приняв на себя образ иноческий, он с великим терпением проходил здесь скорбный и тернистой путь жития иноческого. Сиянием великих добродетелей, полным послушанием и нелицемерным смирением преподобный Тит вскоре превзошел не только всех братий своего монастыря, но и всех монахов своего времени. Постническими подвигами, чистотой жизни и кротким нравом преподобный Тит заслужил общую любовь братии и по их просьбе был рукоположен во пресвитера. он был возведен в сан пресвитера. Впоследствии Тит стал игуменом и пас словесных овец Христовых с большой мягкостью и искренним, сердечным благожелательством, сообщая монахам своей обители радость и любовь к Богу, которые пылали в нем самом. Ангельская чистота жизни сделала его достойным совершить множество чудес. Дар чудотворения он приобрел добродетельной жизнью, благодаря чудесам и прозван Чудотворцем. Сияя добродетелями иноческого жития, святой Тит был в тоже время непоколебимым столпом православия, так как ревностно защищал святую Церковь от нападков на нее еретиков-иконоборцев. Горячая вера побудила преподобного мужественно отстаивать православное почитание икон во время иконоборческих гонений. Пожив достаточно, достойно завершив земной путь, указав своим последователям достойный подражания образец жития постнического и оставив ученикам в наследствопример своей святой жизни, преподобный Тит с миром отошел ко Господу. Святой упокоился в мире в глубокой старости.

 


 

Святые мученики Амфиан и Едесий были родными братьями. Они жили в городе Патаре (Ликийская провинция) в семье городского правителя-язычника. Для обучения языческим наукам их отправили в город Вирит.

Там братья уверовали во Христа и стали пламенными Его последователями.

Святые братья покинули своих родителей-язычников и ушли в Кесарию Александрийскую, где нашли себе наставника, пресвитера Памфила (сведения о нем помещены 16 февраля), и под его руководством стали совершенствоваться в духовной жизни, пребывая в молитве и изучении священных книг.

В то время по указу императора Максимина (305-313), – ревностного язычника и жестокого гонителя христиан, – все жители города Кесарии должны были совершать общественные жертвоприношения.

Спасаясь от идолослужения, многие христиане вынуждены были скрываться в потаенных местах. Скрывались и святые Амфиан с Едесием.

Когда правитель города Кесарии должен был принести жертву идолам, святой Амфиан безбоязненно вошел в храм, взял за руку правителя, стоявшего у языческого жертвенника, и стал убеждать его оставить заблуждения и уверовать во Христа.

По приказу правителя воины схватили святого Амфиана, жестоко избили его и бросили в темницу. Два дня выводили мученика на суд, где били железными прутьями и жгли на теле пучки льна, облитые маслом. Мужественного юношу, твердо исповедовавшего веру Христову, бросили с камнем на шее в море. Внезапно поднялась сильная буря, тело мученика было вынесено волнами на берег, и христиане совершили его погребение. Брата мученика Амфиана святого Едесия также подвергли мучениям, а потом отправили на медные рудники.

Через несколько лет святого Едесия освободили и отправили в Александрию. Там он узнал о безмерной жестокости к христианам правителя Иероклия и смело обличил его. Святого Едесия стали мучить и, подобно брату, утопили († 306).

 


 

Святой мученик Поликарп пострадал за смелое обличение императора Максимина (305-313) в пролитии невинной христианской крови в городе Александрии.

Он открыто исповедал себя христианином и пошел на добровольные мучения. После тяжелых страданий мученик был обезглавлен.

Святитель Савва, архиепископ Сурожский (ныне г. Судак) жил в Крыму (ранее ХII века). Известие о нем сохранилось в записи на полях греческой Минеи ХII века. В 5 верстах от бывшего города Сурожа существует гора, называемая Ай-Савва (святой Савва), где сохранились остатки храма и пещера, в которой, по-видимому, скончался и был погребен святитель. В 1872 году найдена была икона святителя Саввы Сурожского.