Православный календарь 14 октября
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Апостола от 70-ти Анании (I). Преподобного Романа Сладкопевца (ок. 556). Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461).
Мучеников Домнина Солунского (ок. 284-305); Приска, Крискента, Евагрия, Денеготии, Фавстиана, Марциала, Ианнуария, Александра, Евпроба, Дигны, Готии, Сатурницы, Веры, Каста, Прима, Доната, Пассика, Пропа (Препа) и Дигны (320). Равноапостольного царя Иверского Мириана (342), благоверной царицы Иверской Наны (IV) и святых Сидония и Авиафара (IV). Святителя Петра епископа. Святого Кирьюка иерея. Преподобномученика Михаила, игумена обители Зовийской (близ Севастии Армянской), и с ним 36 преподобномучеников (ок. 780-790). Преподобных Иоанна Кукузеля (XII) и Григория доместика (ок. 1360), Афонских. Священномучеников Михаила (Вологодского) пресвитера, Красноярского (1920); Александра (Агафонникова), Георгия (Архангельского), Николая пресвитеров, мученика Иоанна (1937); преподобномученика Феодора (1940).
Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Икон Божией Матери Люблинской (IX); именуемой «Кукузелиса» (XII); Псково-Покровской (1581); Браиловской (1635); Мятинской (1766); Касперовской (1840); Гербовецкой (1859); Дудичской; Барской.
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» — это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Святой апостол Анания, епископ города Дамаска, был из числа семидесяти апостолов. По повелению Божию, он крестил обратившегося гонителя христиан Савла, будущего великого апостола и проповедника Павла (Деян. 9, 10 — 19). Святой Анания, несмотря на опасности, смело и открыто проповедовал христианство иудеям и язычникам. Из Дамаска он отправился с Благовестием в Елевферополь, где исцелил много недужных. Правитель города Лукиан пытался склонить святого апостола принести жертву идолам, но, видя его непреклонность и твердое исповедание Христа, повелел мучить святого. Страшные пытки не поколебали свидетеля Истины. Тогда мучители вывели его за город и побили камнями. В молитве за своих убийц святой отошел ко Господу (+ в 1 веке). Впоследствии его мощи перенесли в Константинополь.
Преподобный Роман Сладкопевец родился в V веке в сирийском городе Емесе. Переехав в Константинополь, он стал пономарем в храме Святой Софии. Ночами преподобный уединялся на молитву в поле или в загородный Влахернский храм.
Святой Роман не имел дара чтения и пения. Однажды, в навечерие Рождества Христова, он читал кафизмы, но так плохо, что его сменил другой чтец, а клирики осмеяли Романа. Опечаленный юноша долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью в сонном видении Матерь Божия явилась святому и, подав свиток (по гречески «Кондакион»), повелела съесть. Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. Это было в день Рождества Христова. За всенощной святой Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». От того свитка («кондака») и все песнопения преподобного стали называться кондаками. Святой Роман первый написал и икосы — песнопения, которые сложил он при ночных бдениях в своих покоях (по-гречески «икосах»).
За усердное служение святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. До самой кончины, последовавшей около 556 года, преподобным диаконом Романом Сладкопевцем было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа.
Преподобный Савва Вишерский был сыном боярина Ивана Борозды из Кашина. Преподобный с детства отличался благочестием. Первоначально он подвизался в Тверской Саввиной пустыни, где братия избрала его игуменом. Избегая почестей, преподобный Савва удалился на Афон, где трудился над списыванием Богослужебных книг. По возвращении с Афона на Русь он избрал для своих подвигов уединенное место в 7 верстах от Новгорода на берегу реки Вишеры. Здесь, по благословению Новгородского архиепископа Симона, преподобный в 1418 году устроил небольшой монастырь в честь Вознесения Господня. Вблизи обители преподобный Савва устроил столп и на нем подвизался. Скончался преподобный в 1461 году в глубокой старости, 80 лет от роду. Преемником своим он назначил своего ученика Андрея, известного строгой, подвижнической жизнью.
Местное празднование было установлено при Новгородском архиепископе Ионе (+ 1470) в связи с исцелением игумена Савво-Вишерского монастыря. Архиепископ Иона повелел тогда написать икону преподобного и составить канон. Общецерковное прославление преподобного Саввы состоялось на Московском Соборе 1549 года. Служба ему составлена иеромонахом Пахомием Сербом.
Пречистый Люблинский образ Богоматери находится в городе Люблине, в городском Спасо-Преображенском соборе. Эта икона была пожертвована сюда ревнителями Православия на Волыни – князьями Острожскими Константином и Иваном.
Предание возводит историю этого образа ко временам жизни первоучителей славянских святых Кирилла и Мефодия, утверждая, что святые братья принесли эту икону с собою в Моравию в IX веке, а отсюда уже ученики их, спасавшиеся от преследования немецких католических миссионеров, перенесли Люблинскую икону Божией Матери в Россию.
Этот образ пользуется великим почитанием среди всего западного православного населения. О нем сложены целые песнопения, содержащиеся в так называемых богогласниках, т. е. сборниках песней религиозно-нравственного содержания, очень распространенных на западе России.
Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря. Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Доротею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Доротею в предстоянии русских святых – равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасоелеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря.
Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского монастыря. Святые со слезами умоляли Пречистую Деву пощадить согрешивших псковичей и спасти город «от належащия беды». Пресвятая Богородица, обещав городу Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерский образ. Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но, заступлением Богоматери и святых угодников, они так и не смогли ворваться в город. После избавления от врагов благодарные жители Пскова поставили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для храма Покрова Пресвятой Богородицы в углу на проломе был написан Псково-Покровский образ Богоматери, получивший также название «Явление Божией Матери старцу Доротею». Явление Пресвятой Богородицы произошло 7 сентября, а празднование Псково-Покровской иконы установлено 1 октября. Празднику Пресвятой Богородицы составлена особая служба.
В Подольской губернии большим почитанием среди православного и католического населения пользуется Браиловский образ Богоматери. Находится он в храме Браиловского монастыря, в местечке Браилове (Винницкая область, Украина). Время появления этой святыни теряется в далеком прошлом: считается, что иконе не менее 400 лет, в XVI столетии она уже была известна. По преданию, икона эта принесена в дар обители основателем Благовещенского монастыря в г. Виннице Михаилом Кропивницким в 1635 году и с тех пор остается невредимой при всех постигавших ее тяжких невзгодах.
Богоматерь изображена на этой иконе в строго византийском стиле; изображение сделано на холсте, наклеенном на кипарисную доску. Живопись от времени потемнела. Изображение Богородицы поясное, правая рука приподнята. Одежда полностью покрывает главу, спускаясь на плечи и руки. Предвечный Младенец с левой стороны поддерживается рукою Пречистой Его Матери. Персты правой руки Спасителя сложены для крестного знамения, в левой руке Он держит Евангелие. Главы Богоматери и Спасителя увенчаны коронами. Лики на иконах, отличающиеся величавостью выражения, по временам видны отчетливо и ясно, а иногда бывают настолько туманны, что их трудно бывает рассмотреть. Помещается этот образ в иконостасе, над царскими вратами.
В том же соборном храме находится и другая местночтимая икона Богоматери, отличающаяся от вышеуказанной по своему изображению, но носящая то же наименование Браиловской. Она принесена в Браиловский монастырь в XIX столетии из Почаевской лавры и помещается в левой стороне церкви, у амвона.
Особенное стечение богомольцев в Браилове бывает в дни так называемых «отпустов»: на Вознесение, Пятидесятницу, в неделю Всех Святых, 29 июня и в праздники Успения и Покрова Пресвятой Богородицы.
Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами.
Вид этой небольшой иконы, написанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы, в правой Он держит свиток.
Согласно преданию, икона эта была в конце XVI века привезена в Россию из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям, в 1809 году святой образ стал собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты Божией Матери и Спасителя.
В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели, и икона чудесным образом обновилась.
От святого образа Пресвятой Богородицы, находившейся в доме помещицы, впоследствии произошло множество чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. К ней стало постоянно стекаться много паломников, и в 1844 году Касперова, считая невозможным удерживать чудотворный образ в своем доме, отнесла икону в местный Никольский храм.
В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня крестным ходом приносить к ним чудотворную икону. А с 1853 года и жители г. Николаева получили возможность с 1 июля по 1 августа поклоняться Касперовской иконе Божией Матери в своих храмах.
В Севастопольскую войну 1853-1855 гг. Одесса, осажденная неприятельским флотом, переживала тяжелые времена. В августе 1854 года святой чудотворный образ крестным ходом был торжественно перенесен в городской кафедральный собор, где пребывал до 20 мая 1856 года.
В 1855 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после того, как одесский архиепископ Иннокентий при большом стечении верующих отслужил молебен перед Касперовской иконой, враг отступил, город остался невредим. По общему верованию Одесса была спасена благодатью чудотворного образа. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим».
Главным местопребыванием чудотворной иконы продолжает считаться село Касперовка, но образ находится там недолго. Ежегодно к 1 октября он приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, в праздник Вознесения переносится в Херсон, где пребывает до 29 июня, а затем до 1 августа ей поклоняются жители Николаева. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.
Гербовецкая икона Пресвятой Богородицы признана чудотворной в 1859 году, но и до того времени она особо почиталась верующими Кишиневской епархии. По преданию, в Гербовецкий монастырь этот образ был принесен в 1790 году при следующих обстоятельствах.
Некий полковник Н. А. Албадуев, приехавший в Рождественский пост в Гербовецкий монастырь для исповеди и причащения Святых Христовых Таин, возвращался уже домой, но, будучи сброшенным на землю необъезженной лошадью, был смертельно ранен и скончался. Тело почившего было погребено в старой церкви у иконы Николая Чудотворца, о чем свидетельствует надгробная дубовая доска.
После смерти Албадуева одна из его родственниц принесла в монастырь икону Божией Матери – семейную реликвию, передававшуюся из рода в род с древних времен. Вскоре стали замечать, что многие страждущие и болящие, прибегавшие к образу Богоматери с горячей верой и молитвой, стали получать перед святой иконой исцеление и облегчение страданий, что вызвало безграничное народное почитание этого образа. По месту своего нахождения икона Пресвятой Богородицы стала именоваться Гербовецкой.
Стараниями благочестивых и благодарных верующих святая икона была украшена серебряной ризой, впоследствии вызолоченной и украшенной драгоценными камнями. Сам же образ был помещен в великолепный киот.
Божия Матерь через Свою икону неоднократно являла свое покровительство Гербовецкой обители во время многочисленных бедствий, выпавших на долю жителей Бессарабии. Монастырское предание повествует о неоднократном разорении турецкими войсками обители, но святая икона каждый раз оставалась неповрежденной среди выжженного пепелища. Хотя на образе можно было увидеть следы огня, однако лик и руки Богоматери и Спасителя ничуть не пострадали и были совершенно чисты.
Около семидесяти лет пребывала в Гербовецком монастыре святая икона. Пресвятая Богородица множество раз являла через нее Свою милость верующим в Ее предстательство перед Господом. Затем население города Кишинева, многие граждане которого на себе испытали чудотворную силу иконы, исходатайствовало решение о ежегодном перенесении святыни на зимнее время в Бессарабскую столицу. Постановление Святейшего Синода об этом было утверждено 17 января 1859 года. С того времени при огромном стечении народа чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери каждый год 1 октября крестным ходом переносилась в Крестовую церковь г. Кишинева и возвращалась назад в обитель 23 апреля.
Барская икона Пресвятой Богородицы – чтимый образ из Барского в честь Покрова Божией Матери женского монастыря, расположенного в г. Баре Подольской епархии в Белорусском Полесье (современная Винницкая обл., Украина). Город этот испытал все бедствия владычества католической Польши в западной Руси. Окончательное присоединение его к России произошло в 1793 году.
С давних времен в Баре существовал мужской монастырь, принадлежавший некоторое время униатским монахам-базилианам.
В описании Барского монастыря за 1723 год говорится, что в главном алтаре в высоком углублении есть образ Богоматери, держащей на левой руке Богомладенца Иисуса. Икона под серебряной темно-позолоченной ризой с двумя позолоченными венцами. Она называется образом Святой Покровы. Вокруг нее красный балдахин с изображениями двух ангелов, поддерживающих корону. Благодатные знамения от святой иконы были известны всему юго-западному краю, и в честь Ее составлена «Песнь Пресвятой Деве Богородице, чудотворной Ея иконе в Баре-граде».
В 1837 году Барский монастырь был возвращен из унии в лоно Православной Церкви. Монастырь еще назывался Покровской обителью в честь находящегося там чудотворного образа Богоматери, имевшего в то время очень широкое почитание и празднование которому 1 октября было установлено в 1887 году, когда исполнилось полвека со дня возвращения Барского монастыря православным.
В конце XVII – начале XVII в. с Барской иконы был сделан список Подольской иконы Пресвятой Богородицы. О том, какое значение имел этот образ Богоматери в судьбах православия в Подольском крае, красноречиво говорит следующее молитвенное обращение к Пречистой Богоматери:
«Приидите, людие российстии, преславно и православно ублажим Преблагословенную и Пречистую Марию Деву, в Баре граде благодать Свою издревле выну явившую, православные люди Подольския земли от агарян и сарацын свободившую, православную веру в пленении латинстем сохранившую. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице! Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице! Не имамы бо иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Небесная Царице, Дево Пречистая, лествица к небеси, святое вместилище Слова Божия, прибежище верным и избавление, достоянию Твоему помощь и защищение, скорбящим подательнице вечного радования, иноков богомудрых возведение к горнему царствию. Ты бо, яко имущая державу непобедимую, злую дерзость латинскую отмстила еси, верою имя Твое всехвальное призвавших отцев наших спасла еси и покрыла их святым омофором. Не отврати и ныне рабы Твоя тщи. Тя бо едину надежду имамы; избави люди Твоя присно и град и обитель, юже избрала еси Себе местом проявления благодати Твоея, и Подольскую землю, и вся православныя христианы от искушений, от пагубных, душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя, и от всякого лютого обстояния, и наветов врагов церкви Твоея православныя, и до ныне тайно и неустанно сеющих скверныя плевелы на доброй, от века православной ниве Подольской; аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы избавил веру отцев наших от толиких бед, кто бы и нас сохранил до ныне свободных? Мы же преблагому Твоему заступлению о нас радующеся, благодарственно да восписуем Ти и да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная».
Барская чудотворная икона привлекала к себе многочисленные толпы богомольцев – и православных, и иноверных. Икона находилась в запрестольной нише, на ней был серебряный оклад со следами позолоты и черни. Образ очень древний, византийский, хорошо сохранившейся живописи.
В начале XX века Барская икона находилась в алтаре монастырского храма, в настоящее время она находится в Одесской области (Украина). Под строительство часовни для чудотворного образа выделен земельный участок.