Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 14 мая

Пророка Иеремии (VI в. до Р. Х.). Преподобного Пафнутия Боровского (1477). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816).

Мученика Саввы. Преподобномученика Ваты Персянина (после 364). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Священномучеников Мавра; Макария, митрополита Киевского (1497). Преподобного Герасима Болдинского (1554). Святителей Саввы, епископа Дафнусии; Панарета, архиепископа Пафского (1791). Мученицы Нины (Кузнецовой), Вологодской (1938).

Икон Божией Матери: Царевококшайской или Мироносицкой (1647), Греческой-Андрониковой (XIV) и именуемой «Нечаянная Радость».

 

ПРОРОК ИЕРЕМИЯ

Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа, близ Иерусалима, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни, когда Господь открыл ему, что прежде рождения Он определит его быть пророком. Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и неумение говорить, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его. Он коснулся уст избранника и сказал: «Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать» (Иер. 1, 9 — 10). С того времени двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить.

Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили пророка Иеремию в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер. По предстательству богобоязненного царедворца Авдемелеха, пророк был извлечен изо рва и не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор, избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (2 Мак. 2). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого.

Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе. Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию.

Пророк Иеремия написал книгу «Пророчеств», книгу «Плач» о разрушении Иерусалима и Послание. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств (23, 24, 25), во 2-й Книге Паралипоменон (36, 12) и во 2-й Книге Маккавеев (2). В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: «И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф. 27, 9 — 10).

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ

Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния, 20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келлия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.

Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.

За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Преподобный Пафнутий был последователем Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

 

МУЧЕНИК ВАТА ПЕРСИЯНИН

Мученик Вата, монах, жил в IV веке, происходил из Персии и подвизался там в одном из монастырей. Во время гонения на христиан, воздвигнутого персидским царем, святой мученик был убит в городе Низивии за исповедание веры Христовой.

 

СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ ЦАРИЦА ТАМАРА ВЕЛИКАЯ

Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась ок. 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда. святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. Скончалась мирно в 1213 году и была причислена к лику святых. Память ее празднуется дважды: 1 мая — день преставления, и вторично в Неделю жен-мироносиц (переходящее празднование).

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ

Священномученик Макарий, митрополит Киевский, был ранее архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря. В 1495 году, после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, был избран и рукоположен на его место собором святителей: Вассианом Владимирским, Лукою Полоцким, Вассианом Туровским и Ионою Луцким. Из Константинополя от патриарха Нифонта были присланы благословенные листы, утверждавшие избрание святителя Макария на митрополичью кафедру. 1 мая 1497 года вторгшиеся на Русскую землю татары убили митрополита Киевского и всея Руси Макария в селе Стриголове, на реке Вжище, где святитель совершал Богослужение. Вместе с ним были убиты и захвачены в плен многие из его паствы.

Святые мощи святителя Макария, прославленные от Бога нетлением и чудесами, покоятся ныне в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРАСИМ БОЛДИНСКИЙ

Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 году в Переславле-Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни преподобного Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе. Старец принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, и вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем. Земная слава тяготила подвижника и, после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила, святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись, передали Дорогобужскому наместнику, который приказал посадить его в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. В то время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился ему и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у святого и обещал ограждать его от нападений. С этих пор святой Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига и, испросив в Москве позволение на устройство обители, в 1530 году воздвиг храм во Имя Святой Троицы и построил келлии для собиравшейся братии. Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме, а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик преподобного Герасима — Петр Коростелев. Под духовным руководством преподобного Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, впоследствии святитель Вологодский, Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе и погребенный в Болдинском монастыре. Перед кончиной преподобный Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Этот устный рассказ святого был включен в житие, составленное по решению соборных старцев святителем Антонием. Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 года.

 

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ АФОНСКИЕ ЕВФИМИЙ (1814), ИГНАТИЙ (1814) И АКАКИЙ (1816)

Преподобномученик Евфимий родился в Пелопонессе (селение Димитциани) от благочестивых родителей Панагиота и Марии в конце XVIII столетия. Мать будущего святого тяжко страдала во время родов. Она молилась святому мученику Елевферию о помощи в благополучных родах. Молитва матери была услышана. В благодарность она назвала сына Елевферием.

Будущий подвижник получил хорошее образование. Он обучался сначала на своей родине, а затем в Константинополе. Прожив два года в родительском доме, юноша отправился на Афон для духовных подвигов. В Константинополе он познакомился с молодыми людьми, которые вовлекли его в развлечения и плотские удовольствия, для удовлетворения которых потребовались значительные средства. Один из турецких чиновников открыл юноше путь к приобретению материальных благ через принятие мусульманской веры. Неопытный юноша согласился на опасный шаг, но вскоре совесть стала жестоко обличать его. Сознавая глубину своего грехопадения, Елевферий каялся и горько плакал. Через некоторое время он бежал из турецкого окружения и уже вскоре достиг Святой Горы Афон.

С глубокой скорбью и слезами покаяния рассказал он о своем падении афонскому старцу Григорию, который прежде был Патриархом Константинопольским. Опытный старец направил Елевферия к духовнику старцу Мелетию для ежедневного покаяния и постоянных молитв. Через 40 дней Елевферий был помазан миром по православному чину и вновь обрел звание христианина. Затем он поступил в скит святой Анны под руководство мудрого старца Василия. Здесь инок подвизался в отшельнических трудах, а через некоторое время просил у старца благословения отправиться в Константинополь, чтобы пострадать за православную веру и искупить свой грех.

Старец Василий долго не соглашался, но наконец благословил на подвиг, с условием: если турки узнают его — должен пойти на страдания, если не узнают — не дерзать подвергать себя опасности. В Константинополе Елевферий многократно встречался с турками, которые ранее видели его, но не был узнан. Он был опечален и уже собирался отвергнуть заповедь старца, но, по Промыслу Божию, встретился с афонским монахом Панкратием и просил его совета. Благоразумный Панкратий убедил Елевферия вернуться на Афон и только после усердных иноческих трудов решаться на предполагаемый подвиг. Елевферий послушался и возвратился на Афон. Здесь он получал наставления от ряда опытных духовных отцов. В частности, иеромонах Никифор помог юноше победить чревонеистовство. Этот подвижник подверг Елевферия епитимий, которую тот воспринял с радостью. Постепенно Елевферий обретал духовную опытность. Со временем он был пострижен в монашество с именем Евфимий и только после длительного монашеского искуса ему было позволено возвратиться в Константинополь, где он и принял мученическую кончину.

Пред казнью преподобномученик горячо помолился Богу о себе и всем мире, перекрестился, поцеловал крест, который держал в правой руке, и преклонил главу под меч со словами: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Это произошло в Вербное воскресенье, 22 марта 1814 года.
Память его совершается 1 мая вместе со святыми преподобномучениками Игнатием и Акакием и отдельно — 22 марта.

Преподобномученик Игнатий (в Крещении Иоанн) родился в конце XVIII столетия в болгарском селении Эскизагра Тырновской епархии. Родители его были православными христианами. Уже в раннем возрасте на долю Иоанна выпали тяжелые испытания.

Его отец Георгий отличался особой силой и мужеством. Турки, овладевшие их родным селением, потребовали от Георгия, чтобы он вступил в турецкую армию, обещая поставить его тысячником. Георгий отказался: «Не могу идти против единоверных мне христиан». За это турки пронзили его мечом, а затем обезглавили. Мать и сестер Иоанна турки вынудили принять ислам. Иоанну удалось бежать из родного дома, он направился в удел Богоматери — на святой Афон. По дороге в Бухаресте Иоанн встретился с будущим преподобномучеником Евфимием и подружился с ним. Вскоре он продолжил путь к Афону, где вначале пребывал в скиту святой Анны, ревностно исполняя иноческие послушания. Однажды юному послушнику пришлось быть по монастырским делам в Солуни. Там он увидел преподобномученика Давида, повешенного на древе за исповедание Христовой веры. Подвиг этот воспламенил сердце Иоанна, и им овладело желание пострадать за Христа. Однако святогорский старец, оказавшийся в это время около Иоанна, отклонил юношу от немедленного исполнения его желания. Иоанн послушался и вернулся на Афон. Здесь он узнал о мученическом подвиге своего друга преподобномученика Евфимия. После блаженной кончины своего духовника Иоанн перешел в скит святого Иоанна Предтечи под руководство к духовнику старцу Никифору. Иоанн усердно выполнял все указания опытного старца и преуспевал в добродетелях.

Перед страдальческим подвигом старец Никифор постриг Иоанна в монашество с именем Игнатий, после чего афонский инок отправился в Константинополь, где принял мученическую кончину близ местечка Пармаккапи 8 октября 1814 года. Афонский инок Григорий, узнав о кончине святого Игнатия, поспешил на место казни и, взяв мощи преподобномученика Игнатия и пострадавшего ранее преподобномученика Евфимия возвратился на Афон. Мощи были положены в новосозданном храме, где стали источать исцеления. Память его совершается 1 мая вместе со святыми преподобномучениками Евфимием и Акакием и отдельно — 20 октября.

Преподобномученик Акакий (в Крещении Афанасий) — сын благочестивых и бедных родителей, проживавших в селении Неохори, в Македонии, близ Солуни. Родился он в конце XVIII столетия. Вследствие крайней бедности родители отдали девятилетнего Афанасия в учение к башмачнику. Этот жестокий человек так избивал мальчика, что он вынужден был бежать. По дороге мальчика встретили две турчанки, накормили его и убедили принять магометанство. Они передали мальчика хазнадару Юсеф-бею, который и усыновил его. Отрок прожил 9 лет в довольстве и роскоши. Однажды жена Юсеф-бея воспылала к Афанасию нечистой страстью, но когда была отвергнута благочестивым юношей, оболгала его пред своим мужем. Хозяин немедленно изгнал Афанасия из своего дома. Получив свободу, он пришел к своим родителям в Солунь, где они проживали в то время. Желая очиститься от своего греха — измены православной вере, Афанасий принял решение идти на Афон. «Помни,— говорила ему мать,— как ты самовольно отрекся от Христа, так с дерзновением должен и исповедать Его пред турками и за любовь Сладчайшего Иисуса принять мученическую кончину, омыв свое глубокое падение кровью». Так искренне желала мать спасения души своего сына для Вечной Жизни. Афанасий немедленно отправился на Афон и поступил в Хилендарский монастырь. Оттуда, по совету одного старца, он перешел в Ксенофский скит к духовнику старцу Николаю, который, выслушав исповедь Афанасия, прочитал над ним установленные Православной Церковью молитвы, потом помазал его святым миром и отпустил обратно в Хилендарь. Вскоре Афанасий узнал о кончине преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Желая идти подобным путем, Афанасий обратился к духовнику старцу Никифору и просил его принять под свое руководство, чтобы затем следовать путем двух подвижников-мучеников. Добросовестно проходил послушание у отца Никифора инок Афанасий: пост, бдение, непрестанная молитва были его оружием. По истечении продолжительного времени старец Никифор постриг Афанасия в монашество с именем Акакий. Через малое время, подобно и его святым предшественникам, святой Акакий отправился в Константинополь, где также удостоился мученической кончины в местечке Пармаккать 1 мая 1816 года.

Мощи святого преподобномученика Акакия были с честью погребены на Афоне в новосозданном храме в честь святых преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Святые главы всех трех преподобномучеников покоятся в Русском монастыре великомученика Пантелеймона на Афоне.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ, ИЛИ МИРОНОСИЦКАЯ

Икона Божией Матери Царевококшайская, или Мироносицкая, явилась крестьянину Андрею Иванову 1 мая 1647 года близ местечка Большие Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, Андрей заметил лежавшую на земле икону и хотел ее поднять, но икона стала невидимой. Изумленный крестьянин, оглядевшись, заметил, что икона стоит на дереве, поддерживаемая невидимой силой. Он помолился и взял икону домой, где она прославилась чудесами. Богомольцы стекались к ней из всех окрестных сел. Образ перенесли в город Царевококшайск, затем в Москву, а, спустя некоторое время, возвратили обратно. На месте ее явления был построен монастырь. Наименование Мироносицкой икона получила оттого, что Божия Матерь изображена с женами-мироносицами.

 

АНДРОНИКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Андрониковская икона Божией Матери — родовая святыня греческого императора Андроника III. В 1347 году он подарил икону Монемвасийской обители в Морее. Отсюда образ прислан в 1839 году в Россию. В 1877 году святая икона поставлена в храме Казанского женского монастыря, близ города Вышний Волочек.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Икона Божией Матери, именуемая «Нечаянная Радость», пишется так: в комнате, вверху икона Божией Матери, а внизу около нее коленопреклоненно молящийся юноша. Предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через эту святую икону описано в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Юноша молился по привычке перед образом Пречистой и вдруг увидел, что изображение ожило, язвы Господа Иисуса раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: «О Госпожа, кто это сделал?» На что Богородица отвечала: «Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Тогда только раскрылась перед ним бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему нечаянная им уже радость прощения и оставления грехов.