задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 13 января

Отдание праздника Рождества Христова. Преподобной Мелании Римлянки (439).

Преподобных Геласия (после 431); Иринея. Мучеников Олимпиодоры; Неми; Вусириса; Гавденция; Мартины; 10 дев в Никомидии. Святых Гаия; Саламина. Священномученика Михаила пресвитера (1937); мученика Петра (1938).

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Пре­по­доб­ный Па­и­сий Свя­то­го­рец (в ми­ру Ар­се­ний Эз­не­пи­дис) ро­дил­ся 7 ав­гу­ста 1924 го­да в се­ле­нии Фа­ра­сы, в Кап­па­до­кии (Ма­лая Азия). Груд­ным ре­бен­ком он был при­ве­зен в Гре­цию, где его ро­ди­те­ли по­се­ли­лись в неболь­шом го­род­ке Кон­ни­ца. Ко­гда в стране на­ча­лась граж­дан­ская вой­на (1944–1948), Ар­се­ний Эз­не­пи­дис был при­зван в дей­ству­ю­щую ар­мию.

По­сле вой­ны он встал на путь мо­на­ше­ской жиз­ни, к ко­то­рой стре­мил­ся с дет­ства. 27 мар­та 1954 го­да по­сле уста­нов­лен­но­го ис­пы­та­ния по­слуш­ник Ар­се­ний был по­стри­жен в ря­со­фор с име­нем Авер­кий, 3 мар­та 1957 го­да – в ман­тию с име­нем Па­и­сий. Он под­ви­зал­ся на Свя­той Афон­ской Го­ре, за­тем – в мо­на­сты­ре Сто­ми­он в Кон­ни­це и на Свя­той го­ре Си­най. Мно­же­ство лю­дей при­хо­ди­ло к стар­цу и на­хо­ди­ло ду­хов­ное ру­ко­вод­ство и уте­ше­ние.

12 июля 1994 го­да он по­чил о Гос­по­де в Иоан­но-Бо­го­слов­ском мо­на­сты­ре, рас­по­ло­жен­ном близ се­ле­ния Су­ро­ти в окрест­но­стях Са­ло­ник. Полное житие преподобного Паисия Святогорца

Ге­рон­да Па­и­сий, в ми­ру Ар­се­ний Ез­не­пи­дис, ро­дил­ся в Фа­ра­сах Кап­па­до­кий­ских, в Ма­лой Азии, 25 июля 1924 го­да. Его от­ца зва­ли Про­дро­мос. Он был бла­го­че­сти­вым че­ло­ве­ком и пат­ри­о­том, из-за че­го его се­мья под­вер­га­лась опас­но­сти от ту­рец­ких фа­на­ти­ков-му­суль­ман. Мать стар­ца зва­ли Евлам­пи­ей. В их се­мье, кро­ме ма­лень­ко­го Ар­се­ния, бы­ло еще де­вять де­тей. Через две неде­ли по­сле рож­де­ния Ар­се­ния фа­ра­сий­ские гре­ки бе­жали из Тур­ции, чтобы спа­стись от ту­рец­ких го­не­ний. Пе­ред отъ­ез­дом в Гре­цию свя­той Ар­се­ний Кап­па­до­кий­ский окре­стил маль­чи­ка и дал ре­бен­ку свое имя, про­ро­че­ски ска­зав: «Хо­чу оста­вить по­сле се­бя мо­на­ха».

В сен­тяб­ре 1924 го­да ко­рабль с бе­жен­ца­ми по­до­шел к бе­ре­гам Гре­ции, и из­му­чен­ные лю­ди, на­ко­нец, об­ре­ли но­вую ро­ди­ну и без­опас­ность. Ма­лыш Ар­се­ний рос, имея боль­шую лю­бовь ко Хри­сту и Бо­го­ро­ди­це, и очень хо­тел стать мо­на­хом. Он по­сто­ян­но хо­дил в лес, где мо­лил­ся, дер­жа де­ре­вян­ный крест, сде­лан­ный сво­и­ми ру­ка­ми. Дет­ство стар­ца про­шло в г. Ко­ни­це. Здесь он успеш­но окон­чил шко­лу и ра­бо­тал до ар­мии плот­ни­ком.

В 1945 го­ду Ар­се­ния при­зва­ли в ар­мию, где он от­ли­чил­ся бла­го­нра­ви­ем и му­же­ством.

По­сле ар­мии Ар­се­ний сра­зу ушел на Свя­тую Го­ру Афон. В 1950 го­ду он стал по­слуш­ни­ком бла­го­дат­но­го ду­хов­ни­ка, от­ца Ки­рил­ла, впо­след­ствии игу­ме­на мо­на­сты­ря Кут­лу­муш († 1968). Неко­то­рое вре­мя спу­стя о. Ки­рилл на­пра­вил по­слуш­ни­ка в мо­на­стырь Ес­фиг­мен, где Ар­се­ний и при­нял в 1954 го­ду ря­со­фор с име­нем Авер­кий. Но­вый мо­нах нес лю­бые по­слу­ша­ния, а, вы­пол­нив свои, по­мо­гал и дру­гим бра­тьям за­кон­чить их ра­бо­ту. Авер­кий по­сто­ян­но мо­лил­ся, ста­ра­ясь, чтобы это не за­ме­ти­ли окру­жа­ю­щие, лю­бил чи­тать жи­тия свя­тых.

В 1954 го­ду Авер­кий по со­ве­ту ду­хов­но­го от­ца пе­ре­шел в оби­тель Фило­фей и стал там уче­ни­ком от­ца Си­мео­на, из­вест­но­го сво­ей доб­ро­де­те­лью. В 1956 го­ду отец Си­ме­он по­стриг от­ца Авер­кия в ма­лую схи­му с име­нем Па­и­сий, в честь мит­ро­по­ли­та Кесса­рий­ско­го Па­и­сия II, ко­то­рый так­же был уро­жен­цем Фа­ра­сы Кап­па­до­кий­ской. На но­вом ме­сте о. Па­и­сий вел преж­нюю жизнь: под­ви­зал­ся по лю­бо­че­стию и по­мо­гал, сколь­ко мог, бра­тии.

В 1958 го­ду из Сто­мио Ко­ниц­кой его про­си­ли прид­ти по­мочь оста­но­вить рас­про­стра­не­ние про­те­стан­тов. Ге­рон­да, по­лу­чив внут­рен­нее «из­ве­ще­ние» во­ли Бо­жи­ей, по­шел и жил в оби­те­ли Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в Сто­мио. Там он с по­мо­щью бла­го­да­ти Бо­жи­ей по­мог ты­ся­чам душ и от­ту­да от­пра­вил­ся в 1962 го­ду по ка­ким-то ду­хов­ным при­чи­нам на Си­най.

Ге­рон­да мно­го ра­бо­тал, а на за­ра­бо­тан­ные день­ги по­ку­пал пи­щу и раз­да­вал ее бе­ду­и­нам, ко­то­рые его очень лю­би­ли. В 1964 го­ду ге­рон­да вер­нул­ся на Афон и по­се­лил­ся в Ивер­ском ски­ту. В 1966 го­ду ге­рон­да за­бо­лел, и ему от­ня­ли боль­шую часть лег­ких.

С мая 1978 го­да о. Па­и­сий по­се­лил­ся в ке­лии Па­на­гу­да свя­той оби­те­ли Кут­лу­муш. Сю­да к стар­цу по­тя­ну­лись ты­ся­чи лю­дей. Еже­днев­но от вос­хо­да до за­ка­та он со­ве­то­вал, уте­шал, ре­шал люд­ские про­бле­мы, из­го­нял вся­кое стес­не­ние и на­пол­нял ду­ши ве­рою, на­деж­дою и лю­бо­вью к Бо­гу. Для всей Гре­ции ге­рон­да стал ду­хов­ным маг­ни­том, вы­тя­ги­ва­ю­щим скорбь бо­лез­ну­ю­щих лю­дей.

При­ни­мая тя­го­ты при­те­ка­ю­щих лю­дей, ге­рон­да ма­ло-по­ма­лу стал из­не­мо­гать те­лес­но. К 1993 го­ду со­сто­я­ние стар­ца ста­ло очень тя­же­лым. В ок­тяб­ре 1993 го­да ге­рон­да по­ехал с Го­ры Афон в мо­на­стырь св. Иоан­на Бо­го­сло­ва в Су­ро­ти. Здо­ро­вье его ка­та­стро­фи­че­ски ухуд­ши­лось. 12 июля 1994 го­да ге­рон­да пре­дал свою пре­по­доб­ную ду­шу Гос­по­ду. Ге­рон­да по­чил и был по­гре­бен в мо­на­сты­ре св. Иоан­на Бо­го­сло­ва в Су­ро­ти Со­лун­ской, и ме­сто его по­гре­бе­ния ста­ло свя­ты­ней для все­го пра­во­слав­но­го ми­ра.

13 ян­ва­ря 2015 го­да Свя­щен­ный Си­нод Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­чис­лил пре­по­доб­но­го Па­и­сия Свя­то­гор­ца к ли­ку свя­тых, о чем свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла уве­до­мил свя­тей­ший пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Вар­фо­ло­мей сво­им пись­мом от 28 ян­ва­ря 2015 го­да.

Ре­ше­ние о вклю­че­нии пре­по­доб­но­го Па­и­сия в рус­ский ме­ся­це­слов бы­ло при­ня­то на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 5 мая 2015 го­да с опре­де­ле­ни­ем празд­но­ва­ния его па­мя­ти 29 июня/12 июля.

 

ПРЕПОДОБНАЯ МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ

Преподобная Мелания, первая из знатных римлянок «с юных лет стремившаяся ко Христу, жаждущая телесной непорочности и уязвленная Божественной любовью», родилась в христианской семье. Родители ее — люди именитые и богатые — видели в дочери наследницу и продолжательницу рода. В четырнадцать лет Мелания против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С самого начала совместной жизни святая умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить незапятнанной и телом и душой. Апиниан отвечал: «Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе отречемся от мира». Вскоре святая Мелания родила девочку, которую молодые родители посвятили Богу. Продолжая жить в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах. Вторые роды Меланин были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу отошел ко Господу. Видя страдания своей супруги, блаженный Апиниан просил Бога сохранить жизнь святой Мелании и дал обет провести остаток совместной жизни в непорочности. Выздоровев, святая сняла навсегда свои шелковые одежды. Вскоре умерла их дочь. Между тем родители святых противились их желанию посвятить себя Богу. Только, когда отца Мелании постигла смертельная болезнь, он просил у них прощения и напутствовал следовать избранному ими пути, прося о нем молиться. Святые тут же оставили город Рим, и для них началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Апиниану было в то время 24 года, а Мелании — 20. Они стали посещать больных, принимать странников, щедро помогать бедным. Обходили тюрьмы, места ссылок и рудники и освобождали несчастных, которые содержались там за долги. Продав имения в Италии и Испании, они щедрой рукой помогали старцам и монастырям, покупая для последних земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На их средства было построено много храмов и больниц. Церкви Запада и Востока получали от них благодеяния. Когда они, покинув родину, отплыли в Африку, во время плавания началась сильная буря. Моряки говорили, что это гнев Божий, но блаженная Мелания сказала, чтобы они предали корабль воле Несущего его. Волны прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаждавшие требовали от жителей выкуп, грозя городу уничтожением. Святые внесли нужные деньги, и тем спасли от гибели город и его жителей. Прибыв в Африку, они и там оказывали помощь всем нуждающимся. По благословению местных епископов жертвовали на церкви и монастыри. В то же время святая Мелания продолжала смирять плоть свою строгим постом, а душу утверждала непрестанным чтением Слова Божия, переписывая священные книги и раздавая неимущим. Она сама сшила власяницу и, не снимая, носила ее.

В Африке святые пробыли 7 лет, а затем, освободившись, по заповеди Христовой, от всех своих богатств, направились в Иерусалим. По пути, в Александрии, они были приняты святым епископом Кириллом и встретились в храме со святым старцем Несторием, имевшим дар пророчества и исцеления. Старец обратился к ним, утешая и призывая к мужеству, терпению в ожидании Славы Небесной. В Иерусалиме святые роздали бедным оставшееся у них золото и проводили дни свои в нищете и молитве. После недолгого путешествия в Египет, где святые посетили многих отцов-пустынников, святая Мелания затворилась в одинокой келлии, на горе Елеонской, лишь изредка видясь со святым Апинианом. Постепенно возле келлии возник монастырь, где собралось до девяноста дев. Святая Мелания, по смирению, не согласилась быть его игуменией и по-прежнему жила и молилась в одиночестве. В поучениях святая Мелания призывала сестер бодрствовать и молиться, оберегать свои помыслы и возгревать прежде всего любовь к Богу и друг ко другу, соблюдая святую Православную веру и чистоту душевную и телесную. Особо увещевала их быть послушными воле Божией. Напоминая слова апостола, советовала соблюдать пост «не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающих любит Бог». В обители ее стараниями была построена молельня и алтарь, где погребли мощи святых: пророка Божия Захарии, святого Первомученика Стефана и Сорока святых, принявших муку в Севастии. К этому времени святой Апиниан отошел ко Господу. Святая Мелания погребла мощи блаженного и провела около четырех лет возле этого места в посте и непрестанной молитве.

Святая пожелала построить мужской монастырь на горе Вознесения Христова. Господь благословил ее замысел, послав христолюбца, давшего средства на монастырь. Приняв их с радостью, святая Мелания в один год свершила это великое дело. В воздвигнутом ею монастыре, святые мужи стали неустанно возносить молитвы свои Богу в церкви Вознесения Христова. Окончив свои труды, блаженная покинула Иерусалим, отбыв в Константинополь к своему дяде-язычнику, в надежде спасти его душу. По дороге она молилась у мощей святого Лаврентия, на месте его мученичества, и получила доброе предзнаменование. Прибыв в Константинополь, святая нашла там своего дядю в болезни и беседовала с ним. Под влиянием ее бесед больной оставил язычество и умер христианином. В то время многих жителей столицы смущало еретическое учение Нестория. Святая Мелания принимала всех, обращавшихся к ней за вразумлением. Много чудес совершилось по молитвам блаженной. Вернувшись в свой монастырь, угодница Божия почувствовала приближение кончины и объявила об этом пресвитеру и сестрам. В глубокой скорби и слезах выслушали они ее последние наставления. Испросив их молитв и заповедав блюсти себя в чистоте, с радостью и ликованием приобщившись Святых Тайн, кротко и спокойно святая Мелания предала душу свою Господу. Это было в 439 году.

 

СВЯТИТЕЛЬ ДОСИФЕЙ (ВАСИЧ), МИТРОПОЛИТ ЗАГРЕБСКИЙ, ИСПОВЕДНИК

Мит­ро­по­лит До­си­фей (Ва­сич) ро­дил­ся 5 де­каб­ря 1877 года в Бел­гра­де. По­сле окон­ча­ния Бел­град­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии по­сту­пил в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию, в 1904 го­ду окон­чил ее со сте­пе­нью ма­ги­стра бо­го­сло­вия. Бу­ду­щий мит­ро­по­лит ра­но из­брал по­движ­ни­че­ский путь: мо­на­ше­ский по­стриг он при­нял еще в се­ми­на­рии. В Гер­ма­нии – в Бер­лине и Лейп­ци­ге, – за­тем в Сор­бонне в выс­шей шко­ле об­ще­ствен­ных на­ук он про­дол­жил изу­че­ние бо­го­сло­вия и фило­со­фии и окон­чил свое об­ра­зо­ва­ние в Швей­ца­рии, где на­хо­дил­ся до на­ча­ла Бал­кан­ской вой­ны. В во­ен­ные го­ды все свои си­лы иеро­мо­нах До­си­фей на­прав­лял на де­ло осво­бож­де­ния и объ­еди­не­ния серб­ско­го на­ро­да. Свя­той Ар­хи­ерей­ский Со­бор, от­ме­тив рев­ност­ное слу­же­ние Церк­ви Хри­сто­вой и огром­ную лю­бовь к серб­ско­му на­ро­ду, в мае 1913 го­да из­брал До­си­фея (Ва­си­ча) епи­ско­пом Ниш­ским. По­сле хи­ро­то­нии вме­сте со свя­щен­ством и вер­ны­ми устре­мил­ся он ввысь сво­е­го ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния, на­по­ен­ный бла­го­да­тью Бо­жи­ей, из­лив­шей­ся на его епар­хию имен­но в то вре­мя, ко­гда он при­нял в свои ру­ки епи­скоп­ский жезл, ибо имен­но то­гда мо­лит­вен­но про­слав­ля­лось 1600-ле­тие Ми­лан­ско­го эдик­та (го­род Ниш – ро­ди­на свя­то­го ца­ря Кон­стан­ти­на).

На­ча­ло Пер­вой ми­ро­вой вой­ны 1914 го­да по­ста­ви­ло Ниш в эпи­центр во­ен­ных и по­ли­ти­че­ских со­бы­тий. Ту­да сте­ка­лись вы­нуж­ден­ные от­сту­пать, чтобы из­бе­жать пол­но­го по­ра­же­ния и со­брать ре­зер­вы для на­па­де­ния, серб­ские вой­ска. Мо­ло­дой епи­скоп До­си­фей оста­вал­ся на сво­ей ка­фед­ре, го­то­вый при­нять и раз­де­лить со сво­им на­ро­дом все му­ки и стра­да­ния ав­ст­ро-вен­гер­ско­го и бол­гар­ско­го гне­та. Сам Гос­подь укреп­лял его, по­мо­гая ему вы­не­сти го­не­ния и пле­не­ние. Огром­ную скорбь пе­ре­жи­вал он, ко­гда от рук непри­я­те­ля по­гиб­ли бо­лее 150 свя­щен­ни­ков его епар­хии и мно­же­ство ве­ру­ю­ще­го на­ро­да, по­ло­жив­ше­го ду­ши за дру­ги своя. В Ниш­ской со­бор­ной церк­ви бы­ла устро­е­на ча­сов­ня, в ко­то­рой бы­ли за­хо­ро­не­ны остан­ки му­че­ни­ков, и на этом свя­том ме­сте вла­ды­ка со­вер­шал бо­го­слу­же­ния. Уже то­гда бу­ду­щий му­че­ник хо­ро­шо по­ни­мал всю тя­жесть му­че­ни­че­ско­го по­дви­га, ко­то­рую два­дцать лет спу­стя с сот­ня­ми ты­сяч свя­щен­ни­ков и ми­рян при­нял сам. Не слу­чай­ным бы­ло и то, что по ини­ци­а­ти­ве вла­ды­ки на ре­ке Ни­ша­ве был по­став­лен па­мят­ник его пред­ше­ствен­ни­ку на ка­фед­ре, мит­ро­по­ли­ту Ме­лен­тию, му­че­ни­че­ски по­гиб­ше­му от рук ту­рец­ких ок­ку­пан­тов.

Епи­скоп До­си­фей вер­нул­ся из пле­на в свою епар­хию в 1918 го­ду. По­сле Пер­вой ми­ро­вой вой­ны он за­нял пост под­пред­се­да­те­ля Глав­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра и в этом ка­че­стве при­ни­мал уча­стие в пе­ре­го­во­рах с Кон­стан­ти­но­поль­ской пат­ри­ар­хи­ей о вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства в Сер­бии. В пе­ри­од воз­вра­ще­ния Че­хии, Сло­ва­кии и При­кар­пат­ской Рос­сии в пра­во­сла­вие вла­ды­ка три го­да про­вел в Че­хо­сло­ва­кии, ве­дя на­пря­жен­ную мис­си­о­нер­скую ра­бо­ту, впо­след­ствии он под­дер­жи­вал по­сто­ян­ные свя­зи с мо­ло­дой Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в этой стране. В 1931 го­ду Серб­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­ня­ла но­вый Устав, од­ним из пунк­тов его бы­ло ре­ше­ние о со­зда­нии За­греб­ской епар­хии из ча­стей, от­де­лен­ных от Гор­но­кар­ло­вац­кой и Па­крат­ской епар­хий. По ре­ше­нию Свя­то­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра епи­скоп До­си­фей был из­бран пер­вым мит­ро­по­ли­том За­греб­ским. Ему пред­сто­я­ло всей де­я­тель­но­стью сво­ей сви­де­тель­ство­вать об ис­тин­но­сти пра­во­сла­вия в той сре­де, где пра­во­слав­ные в те­че­ние мно­гих ве­ков под­вер­га­лись го­не­ни­ям. Боль­шую по­мощь мит­ро­по­лит ока­зы­вал Гор­но­кар­ло­вац­кой и Ба­ня­лук­ской епар­хи­ям, мно­го лет по­мо­гал в епи­скоп­ском слу­же­нии пре­ста­ре­ло­му епи­ско­пу Па­крат­ско­му Ми­ро­ну († 1941). Во вре­мя бо­лез­ни пат­ри­ар­ха Серб­ско­го Вар­на­вы как ста­рей­ший член Си­но­да мит­ро­по­лит До­си­фей управ­лял де­ла­ми Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, а по­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Вар­на­вы и до из­бра­ния пат­ри­ар­ха Гав­ри­и­ла в 1938 го­ду воз­глав­лял Бел­град­ско-Кар­ло­вац­кую ар­хи­епи­ско­пию. Сра­зу же по­сле на­ча­ла Вто­рой ми­ро­вой вой­ны мит­ро­по­лит был аре­сто­ван хор­ват­ски­ми фа­ши­ста­ми-уста­ша­ми и за­клю­чен в за­греб­скую тюрь­му. В тюрь­ме мит­ро­по­лит-му­че­ник пре­тер­пел страш­ные пыт­ки и из­де­ва­тель­ства от рук ка­то­ли­че­ских мо­на­хинь, ко­то­рые бы­ли при­став­ле­ны к нему яко­бы для ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Мо­на­хи­ни, сле­дуя при­ме­ру сво­их учи­те­лей – уста­шей, ис­тя­за­ли мит­ро­по­ли­та до тех пор, по­ка он не впал в бес­па­мят­ство. То­гда его, ис­тер­зан­но­го, с вы­рван­ной бо­ро­дой, пе­ре­пра­ви­ли в бел­град­ский Вве­ден­ский мо­на­стырь, где, так и не при­хо­дя в со­зна­ние, мит­ро­по­лит-му­че­ник умер 13 ян­ва­ря 1945 го­да. По­хо­ро­нен свя­щен­но­му­че­ник До­си­фей на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря.