Православный календарь 13 июля
Собор 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведева, Иоанна Богослова, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иакова или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Благоверного царя великомученика Стефана Уроша третьего, Сербского (перенесение мощей, 1338; 1331). Святителя Софрония, епископа Иркутского (прославление 1918; 1771).
Мучеников Мелитона; Петра из Синопы; Перпетуи. Благоверной царицы Грузинской Динары (X). Мученика Михаила садовника Афинского (1770). Священномученика Тимофея пресвитера (1918); преподобномученика Феогена (Козырева) архимандрита, Алма-Атинского (1939).
Икон Божией Матери Волынской (1709); Балыкинской (1711) и Горбаневской (XVIII).
Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных Апостолов Петра и Павла († ок. 67). Сведения о каждом Апостоле в день его сугубой памяти: Апостол Петр († ок. 67; память 29 июня); Апостол Андрей Первозванный († 62; память 30 ноября); апостол Иаков Зеведеев († 44; память 30 апреля); Апостол и Евангелист Иоанн Богослов († нач. II в.; память 26 сентября); Апостол Филипп (I; память 14 ноября); Апостол Варфоломей (I; память 11 июня); Апостол Фома (I; память 6 октября); Апостол и Евангелист Матфей († 60; память 16 ноября); Апостол Иаков Алфеев (I; память 9 октября); Апостол Иуда, брат Господень († ок. 80; память 19 июня); Апостол Симон Зилот (I; память 10 мая); Апостол Матфий († ок. 63; память 9 августа). Или по «новому стилю»:
Святой благоверный царь Константин Великий (306-337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.
Преподобный Петр, царевич Ордынский, был племянником хана Золотой Орды Бергая. В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский (память 21 мая) ходил в Орду для ходатайства о церковных нуждах своей епархии и рассказывал хану о чудесах, совершавшихся при мощах святителя Леонтия (память 23 мая). В числе слушателей был и юный племянник хана, на которого рассказ святителя произвел очень сильное впечатление. Через некоторое время у Бергая заболел сын. Вспомнив рассказ русского епископа об исцелениях, он вызвал святителя Кирилла, и по его молитвам больной исцелел. Хан богато одарил святителя Кирилла и отпустил в епархию. На пути святителя догнал отрок, племянник хана Бергая, и умолил святителя взять его с собой в Ростов. В Ростове отрок был крещен с именем Петр и женился. Святой Петр отличался любовью к молчанию, Богомыслию и молитве. После чудесного явления ему апостолов Петра и Павла он построил при озере Неро монастырь в их честь. После смерти своей супруги, незадолго до своей кончины, святой принял иночество в основанной им обители. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 году.
Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Повсеместное празднование установлено на Соборе 1547 года.
Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири, преставился к Богу 30 марта 1771 года, на второй день Святой Пасхи. Пока ожидали решения Святейшего Синода о погребении, шесть месяцев его тело оставалось не преданным земле и за это время не подверглось тлению. Уже тогда, ввиду этого обстоятельства, а также зная строгую подвижническую жизнь святителя Софрония, паства стала почитать его как угодника Божия. Многократно (в 1833, 1854, 1870, 1909 гг.) его мощи свидетельствовались как нетленные и источающие благодатные чудотворения. Случившийся 18 апреля 1917 года пожар в Богоявленском соборе Иркутска оставил только кости святителя, но не умалил, а, наоборот, увеличил благоговейное почитание святителя верующим народом.
Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 года постановил совершить прославление святителя Софрония, причислив его к лику святых угодников Божиих. Само торжество причисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня. На второй сессии этого же Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона была утверждена Служба святителю Софронию с тропарем, составленным управлявшим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном, чтобы все верующие имели возможность присоединить молитву святому угоднику к голосу церквей сибирских, высоко чтущих память своего светильника и молитвенника.
И в настоящее время верующие обращаются за помощью к святителю Софронию. Об этом свидетельствуют молитва, составленная в день празднования 40-летия прославления святителя 13 июля 1958 года митрополитом Нестором (Анисимовым), тогда митрополитом Новосибирским и Барнаульским, торжественное празднование в 1971 году 200-летия со дня преставления святителя Софрония в Золотоношской Красногорской женской обители Покрова Божией Матери и в Иркутской епархии («Журнал Московской Патриархии», 1971, № 9) и благоговейное почитание его памяти всеми верующими Русской Православной Церкви.
Явление Балыкинской иконы Божией Матери произошло в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской губернии 30 июня 1711 года. История чудотворной иконы была изложена в утерянном ныне рукописном «Сказании», хранившемся в храме святителя Николая в селе Балыкине. Предание гласит: икона Пресвятой Богородицы находилась в доме Тимофея Дульского, офицера Стародубского полка. Во время войны со шведами, когда вражеские войска шли мимо г. Стародуба, на иконе стали заметны слезы из глаз Божией Матери. Увидев это, Дульский дал обет поставить святую икону в храм, который где-нибудь тогда строился. В скором времени он узнал, что в селе Балыкине именно в это время возводилась церковь, и, убедившись в бедности Балыкинского прихода, обещал передать святую икону Божией Матери именно туда, но медлил с исполнением своего обета. Тогда во сне ему явилась Пресвятая Богородица и приказала немедленно передать икону в Балыкинскую церковь. Однако и после этого Дульский все еще медлил. Второй раз явилась ему во сне Пресвятая Богородица и под угрозой наказания вновь приказала отдать икону в Балыкинский храм, после чего Тимофей Дульский поспешил исполнить свое обещание и передал икону в новопостроенную деревянную церковь во имя святителя Николая в селе Балыкине.
Образ прославился многочисленными исцелениями больных, которые стекались для поклонения ей не только из Черниговской, но и из соседних губерний. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери.
Балыкинская икона написана на холсте, приклеенном на доску, малороссийским письмом, закрыта стеклом и металлическим окладом с покрытием, имитирующим золочение. На голове Божией Матери вместо покрова украшение, напоминающее диадему. На иконе Богородица изображена с молитвенно сложенными руками, взирающей на Предвечного Младенца, Который лежит на Ее коленях. Икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с надписью: «1811 г., июня 24, коштом графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызлащена».
Иконография Балыкинской иконы восходит к западным образцам, иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» (Богородица нередко изображалась коленопреклоненной, с прижатыми к груди руками, перед лежащим в яслях Богомладенцем).
Точный список с чудотворной Балыкинской иконы находится в орловском Введенском женском монастыре. На иконе Богородица изображена в венце, вокруг нимба – 12 звезд. Как гласит предание, чудотворный образ попал в обитель в 1712 году, как благословение святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Черниговского, и не раз являл заступничество Божией Матери обращающимся к ней за помощью. Эта икона также прославилась исцелениями младенцев и бесноватой женщины в 1858 году. Чудеса, происходившие от списка иконы Богоматери, записывались в монастыре. Чудотворная Балыкинская икона Пресвятой Богородицы, находящаяся в г. Орле, более известна, чем первообраз из села Балыкина.
Горбаневская икона Божией Матери представляет собой копию с Корсунской иконы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой и принесенной великим князем Владимиром из Корсуня в Киев в 988 г. Наименование «Горбаневская» происходит от фамилии казака Горбаня, которому чудотворная икона явилась в XVIII веке. Однажды на покосе его коса сломалась, наткнувшись на что-то в траве. Наклонившись, казак увидел на земле икону Божией Матери со следами пореза от лезвия косы на лике (на образе так и остался виден этот след).
Находилась святая икона в Богородице-Рождественской церкви села Горбаневки, рядом с г. Полтавой (Украина). Неподалеку от храма забил целебный источник, над которым была выстроена часовня. Икона прославилась многими исцелениями и почиталась не только на Полтавщине, но и в других местностях южного края. Множество богомольцев стекалось со всех сторон для поклонения Пресвятой Богородице.
Начиная с 1850 года, ежегодно 30 июня Горбаневская икона в сопровождении многотысячной толпы верующих переносилась в Полтаву и оставалась в местном Успенском соборе в течение 40 дней, т. е. до 10-го августа, когда снова крестным ходом возвращалась в горбаневскую церковь. В годы богоборчества ХХ века Горбаневский храм был разрушен, но крестные ходы продолжали совершаться и тогда, но только в пределах города. С 1962 года чудотворный образ пребывал в Свято-Макариевском кафедральном соборе г. Полтавы.
Икона написана на железном листе и украшена серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями.