задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 10 июня

Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского (IX). Святителя Игнатия, епископа Ростовского (1288).

Священномученика Евтихия, епископа Мелитинского (I). Мучеников Еликониды (244); Крискента, Павла и Диоскорида (326). Священномученика Елладия, епископа (VI-VII). Преподобной Филофеи. Святителя Геронтия, митрополита Московского и всея Руси (1489). Мучеников Софрония (ок. 1510); Димитрия (1794); Захарии (1802). Преподобной Елены Дивеевской (1832). Преподобномученика Макария (Моржов), иеромонаха (1931). Преподобномученика Ираклия (Мотяха), схимонаха, Алма-Атинского (1936). Священномученика Василия (Преображенского) пресвитера, Ярославского (1940).

Икон Божией Матери: Никейской (304), Антиохийской, и Чухломской (Галичской) «Умиление» (1350).

 

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИТА ИСПОВЕДНИК, ЕПИСКОП ХАЛКИДОНСКИЙ

Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский, жил во 2-й половине VIII века. За свою богоугодную жизнь он был возведен в сан епископа Халкидонского. Святитель Никита отличался милосердием, всегда помогал нищим, в своем доме принимал странников, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 — 820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IX века. У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты — святой Игнатий.

 

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ, ЕПИСКОП РОСТОВСКИЙ

Святитель Игнатий, епископ Ростовский был причетником при церкви св. Богородицы в Ростове, потом подвизался в ростовском Богоявленском монастыре. В 1261 г., когда он был архимандритом этого монастыря, великий князь Александр Невский назначил его помощником епископу ростовскому Кириллу, а по смерти последнего, в 1262 г., свт. Игнатий занял его кафедру.

Летопись под 1266, 1269, 1271, 1276–1278 годами упоминает об его участии в бракосочетаниях и погребениях членов княжеского семейства. В 1274 г. он был на Владимирском соборе, собранном митрополитом Кириллом для уничтожению беспорядков в церкви и клире. Участвовал в просвещении христианством Белоозерской области.

В 1278 году похоронил князя Глеба Васильковича в ростовском Успенском соборе, а через 9 недель – неизвестно почему – приказал тело его вынуть из могилы в полночь и закопать в землю в Спасской обители, за что митрополит Кирилл подверг его запрещению. Но в этом тёмном деле свт. Игнатий поступал, по-видимому, с основанием, на что указывает как скорое прощение его митрополитом, так и замечание одной летописи, что митрополит наложил на Игнатия наказание по клевете.

В 1280 году свт. Игнатий участвовал в Переяславле в отпевании умершего там митрополита Кирилла. В том же году покрыл оловом и вымостил красным мрамором храм Богородицы в Ростове.

В следующем 1281 году выступил примирителем родных братьев, князей ростовских Дмитрия и Константина Борисовичей, поссорившихся из-за волостей, ездил во Владимир и упросил великого князя Дмитрия Александровича приехать в Ростов и примирить братьев. В память этого примирения святитель заложил в Ростове храм Бориса и Глеба.

В 1282 году, уже не в первый раз, ездил в орду ходатайствовать за церковный причт.

Святитель Игнатий – единственный из всего сонма русских святых, которого Господь прославил нетлением и целебным даром мощей еще до их погребения. По его кончине в Ростов Великий на поклонение усопшему архипастырю стали стекаться многочисленные верующие. Гроб с телом святителя из-за скопления народа не сразу смогли внести в храм. Чин погребения совершался под открытым небом. По пути к храму две благочестивые монахини и некоторые молящиеся видели, как святитель восстал из гроба и, как бы летя по воздуху, остановился над местом, предназначенным для погребения, благословляя собравшийся народ. Прикоснувшийся к мощам святителя архим. Стефан, у которого от рождения не разгибались пальцы руки, тотчас получил исцеление. Когда ко гробу свт. Игнатия принесли список с именами всех рукоположенных им при жизни священнослужителей, усопший архипастырь, как живой, протянул руку и принял поданный ему свиток. При виде чудес, которыми Господь прославлял Своего угодника, было решено не предавать земле тела почившего. Святые мощи угодника Божия покоились открыто у северной стены Ростовского Успенского собора для всеобщего молитвенного чествования.

Память свт. Игнатию отмечается 28 мая/10 июня и 23 мая/ 5 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых).

 

ПРЕПОДОБНАЯ ЕЛЕНА ДИВЕЕВСКАЯ

Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская, в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, про­ис­хо­ди­ла из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да и жи­ла со сво­им бра­том Ми­ха­и­лом Ва­си­лье­ви­чем в ро­до­вом се­ле Ну­ча Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.

В 17 лет де­вуш­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни. Ей при­ви­дел­ся страш­ный змей, со­би­рав­ший­ся по­гло­тить ее. Де­вуш­ка взмо­ли­лась: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змей тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла вы­пол­нить своё обе­ща­ние.

Вско­ре Еле­на Ва­си­льев­на по­еха­ла в Са­ров к от­цу Се­ра­фи­му про­сить его бла­го­сло­ве­ния на по­ступ­ле­ние в мо­на­стырь. Но толь­ко через три го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский бла­го­сло­вил Еле­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щи­ну.
Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, пре­по­доб­ная Еле­на мно­го по­мо­га­ла сест­рам. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ду­хов­ным от­цом, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась.

Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.
Так про­жи­ла она в оби­те­ли до 27 лет. Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Через несколь­ко дней бо­лез­ни 28 мая 1832 го­да на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы она ти­хо скон­ча­лась.

Про­ви­дя это ду­хом, свя­той ста­рец по­сы­лал всех в Ди­ве­е­во: «Ско­рее, ско­рее гря­ди­те в оби­тель, там ве­ли­кая гос­по­жа на­ша ото­шла ко Гос­по­ду!» В со­ро­ко­вой день по её кон­чине отец Се­ра­фим пред­ска­зал, что «со вре­ме­нем её мо­щи бу­дут по­чи­вать от­кры­то в оби­те­ли».

На мо­ги­ле Еле­ны Ва­си­льев­ны не раз тво­ри­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния. В оби­те­ли до ее за­кры­тия в 1927 го­ду хра­ни­лись цер­ков­ные кни­ги, где эти слу­чаи бы­ли по­дроб­но опи­са­ны, но до нас они не до­шли.
26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы. 22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии.

Пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие вспо­ми­на­ют но­во­яв­лен­ную свя­тую Зем­ли Рус­ской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых жён Ди­ве­ев­ских.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕВТИХИЙ, ЕПИСКОП МЕЛИТИНСКИЙ

Священномученик Евтихий, епископ Мелитинский, сотрудник святых апостолов, пострадал за Христа в городе Мелитине в I веке.

 

СВЯ­ТИ­ТЕЛЬ ГЕ­РОН­ТИЙ, МИТ­РО­ПО­ЛИТ МОС­КОВ­СКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Свя­ти­тель Ге­рон­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, был воз­ве­ден на пер­во­свя­ти­тель­скую ка­фед­ру 29 июня 1471 го­да. Преж­де он был на­сто­я­те­лем Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря в Москве, до 1455 го­да воз­ве­ден в сан епи­ско­па Ко­ло­мен­ско­го.

Вре­мя прав­ле­ния свя­ти­те­ля Ге­рон­тия озна­ме­но­ва­но рас­ши­ре­ни­ем цер­ков­но­го стро­и­тель­ства. По­сле по­жа­ра в ап­ре­ле 1471 го­да был за­но­во по­стро­ен мит­ро­по­ли­чий дом и дру­гие стро­е­ния. В 1481 го­ду им бы­ла за­ло­же­на цер­ковь По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и освя­ще­на 21 ав­гу­ста 1486 го­да. При уча­стии свя­ти­те­ля Ге­рон­тия стро­ит­ся Успен­ский со­бор в Крем­ле, освя­ще­ние ко­то­ро­го со­сто­я­лось 12 ав­гу­ста 1479 го­да. 24 ав­гу­ста про­ис­хо­ди­ло тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра в но­вый со­бор.

В пе­ри­од прав­ле­ния свя­ти­те­ля Ге­рон­тия ослож­ни­лись от­но­ше­ния Церк­ви с ве­ли­ким кня­зем Иоан­ном III.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий об­ла­дал твер­дым ха­рак­те­ром и от­ста­и­вал неза­ви­си­мость Цер­кви от втор­же­ния ве­ли­ко­го кня­зя в цер­ков­ные де­ла. Меж­ду ни­ми воз­ник­ли спо­ры, в ко­то­рых при­ни­мал уча­стие и ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский Вас­си­ан, ду­хов­ник ве­ли­ко­го кня­зя. На неко­то­рое вре­мя мит­ро­по­лит Ге­рон­тий оста­вил ка­фед­ру и уда­лил­ся в Си­мо­нов мо­на­стырь. Но так как боль­шин­ство ду­хо­вен­ства при­зна­ва­ло право­ту пер­во­и­е­рар­ха, ве­ли­кий князь Иоанн III про­сил у свя­ти­те­ля Ге­рон­тия про­ще­ния и обе­щал не вме­ши­вать­ся в цер­ков­ные де­ла. По­сле это­го свя­ти­тель воз­вра­тил­ся на ка­фед­ру. Бу­дучи непре­клон­ным в де­лах цер­ков­ных, свя­ти­тель Ге­рон­тий все­гда был доб­рым со­вет­чи­ком и со­юз­ни­ком ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го в де­лах го­судар­ствен­ных. Так, в 1478 го­ду Нов­го­род Ве­ли­кий был окон­ча­тель­но под­чи­нен Москве. С это­го вре­ме­ни на Нов­го­род­скую ка­фед­ру воз­во­ди­лись ар­хи­пас­ты­ри, из­бран­ные в Москве.

В 1483 го­ду свя­ти­тель Ге­рон­тий на непро­дол­жи­тель­ное вре­мя вновь уда­лил­ся в Си­мо­нов мо­на­стырь из-за бо­лез­ни, но вско­ре воз­вра­тил­ся и бла­го­по­луч­но управ­лял цер­ков­ны­ми де­ла­ми до бла­жен­ной кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей 28 мая 1489 го­да, на­ка­нуне празд­ни­ка Воз­не­се­ния.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий был по­гре­бен в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля. Со­хра­ни­лись не­сколь­ко гра­мот и по­сла­ние к ве­ли­ко­му кня­зю, со­став­лен­ные мит­ро­по­ли­том Ге­рон­ти­ем. По­сле кон­чи­ны на­ча­лось его по­чи­та­ние. В XVII ве­ке в Успен­ском со­бо­ре бы­ла из­вест­на ико­на свя­ти­те­ля Ге­рон­тия. В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» со­дер­жит­ся ука­за­ние о на­пи­са­нии его изо­бра­же­ния вме­сте со свя­ти­те­ля­ми Ки­при­а­ном, Фо­ти­ем и дру­ги­ми пер­во­и­е­рар­ха­ми.

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла 6 мар­та 2017 го­да имя свя­то­го Пред­сто­я­те­ля Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мит­ро­по­ли­та Ге­рон­тия бы­ло вклю­че­но в Со­бор Мос­ков­ских свя­ти­те­лей.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИКЕЙСКАЯ

Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.

Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ГАЛИЧСКАЯ-ЧУХЛОМСКАЯ «УМИЛЕНИЕ»

Икона Божией Матери Галичская-Чухломская «Умиление» явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и, укрепляемый молитвами Пресвятой Богородицы, построил на благословенном месте часовню, в которую перенес икону. Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская. Празднование этой иконе совершается также 28 мая и 15 августа.