Православный календарь 1 мая
Преподобного Иоанна (ок. 820-850), ученика преподобного Григория Декаполита.
Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина, Севериана и Кесария (303). Святителя Космы исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия (815-820). Святого Василия (Ратишвили) Грузинского (XII). Преподобных Антония и Феликса (1418) и Евфимия Карельских (1435). Мучеников Иоанна Нового из Янины (1526); Иоанна Кулика (1564). Священномученика Виссариона (Семенина) пресвитера, Алма-Атинского (1918). Святого Михаила (Новицкого) протоиерея, исповедника, Белорусского (1935).
Иконы Божией Матери Максимовской (1299).
Преподобный Иоанн родился в конце VIII века. В юношеском возрасте он стал учеником преподобного Григория Декаполита († ок. 820, память 20 ноября) и принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре. Под руководством опытного учителя преподобный Иоанн достиг высокого духовного совершенства.
Когда император Лев Армянин (813-820) возобновил гонение на православных христиан за почитание святых икон, преподобный Григорий Декаполит вместе с преподобным Иосифом Песнописцем († ок. 820, память 4 апреля) и своим учеником преподобным Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать иконоборческой ереси. Несколько лет, невзирая на гонения, святые Григорий и Иоанн безбоязненно защищали Православие, проповедуя почитание святых икон. После многих трудов преподобный Григорий скончался (около 820 года), а вскоре за ним отошел ко Господу и его верный ученик Иоанн. Преподобный Иосиф Песнописец перенес мощи святых Григория и Иоанна в построенную им церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
Святые мученики Виктор, Зотик, Акиндин, Зинон, Севериан и Кесарий пострадали при императоре Диоклитиане (284-305). Когда он начал жестокое гонение на христиан, то одним из первых пострадавших был святой великомученик и победоносец Георгий († 303, память 23 апреля). Его непоколебимая вера и мужество во время страданий привели многих язычников ко Христу. Святые, пораженные тем, что святой Георгий не потерпел от мучилищного колеса вреда, во всеуслышание объявили, что они тоже веруют во Христа. По повелению судьи святым мученикам отсекли головы в Никомидии († ок. 303).
Святитель Косма, епископ Халкидонский, и преподобный Авксентий, его сподвижник, жили в IХ веке, в то время, когда иконоборцы преследовали приверженцев Православия. Святитель Косма, уроженец Константинополя, еще в молодости ушел в монастырь и принял иноческий постриг. Впоследствии он был рукоположен в сан епископа Халкидонского и ревностно защищал православную веру от еретиков-иконоборцев. Преподобный Авксентий был помощником святителя в этой борьбе.
Иконоборцы многократно пытались склонить святителя на свою сторону, но он до конца остался верным Православию. Святитель Косма не подчинился указу императора Льва Армянина (813-820) об удалении святых икон из храмов. За это был изгнан с кафедры и сослан в заточение. Когда святителя возвратили из ссылки, он вместе с преподобным Авксентием продолжал отстаивать почитание святых икон. От непрестанных гонений святитель Косма ослабел телом, но оставался все так же тверд духом. Святитель Косма († ок. 815-820) и преподобный Авксентий до самой кончины незыблемо хранили православную веру.
Святой мученик Иоанн Кулика родился в греческой области Эпир, в городе Янине, от благочестивых родителей. Осиротев в молодые годы, святой Иоанн направился в Константинополь. На средства, оставшиеся ему от родителей, он приобрел небольшую лавочку на городском базаре и занялся ремеслом.
Он был трудолюбив, честно выполнял все заказы, и дела его шли успешно. Но душа святого стремилась не к земным благам, а к Царству Небесному.
Святой Иоанн жил в трудные времена. Константинополь находился под властью турок, и христиане подвергались притеснениям. Многие ремесленники и торговцы, которые были христианами, перешли в магометанство. Святой Иоанн упрекал их за измену Христу и поддерживал не изменивших вере. Отступники возненавидели святого Иоанна и желали его гибели. Святой знал это, но не боялся: в душе его возникло стремление пострадать за веру во Христа.
В Великую пятницу он пошел к своему духовному отцу и просил у него благословения на мученический подвиг. Священник посоветовал юноше проверить себя и подготовиться к подвигу постом и молитвой, чтобы во время мучений не отречься от Христа. Святой Иоанн горячо молился Господу об укреплении своих сил. В ночь на Великую субботу он увидел себя во сне, стоящим в огненной печи и поющим славословие Господу. Истолковав это видение как указание идти на мученичество, святой Иоанн принял Святые Тайны и испросил у священника благословение идти на подвиг.
Когда святой Иоанн пришел на рынок, то завидовавшие ему ремесленники стали упрекать его в том, что он обещал отречься от Христа, но не выполняет данного слова. В ответ на это мученик во всеуслышание объявил, что он христианин и никогда не отрекался и не отречется от Христа. Тогда завистники предали его судье. Судья пытался уговорить святого Иоанна перейти в магометанство, потому что ценил его как умелого и честного мастера. Но мученик твердо исповедал себя христианином. В течение нескольких дней его морили голодом, жаждой и беспощадно били. Мученика приговорили к сожжению на костре. Святой Иоанн с радостью встретил приговор. Когда его подвели к пылающему костру, он смело вступил в самую середину пламени. Мучители, видя, что святой Иоанн готов сгореть на костре, вытащили его из огня и усекли мечом († 1526). Голову и тело мученика бросили в костер.
Христиане собрали кости мученика, уцелевшие от огня, и благоговейно перенесли в соборный храм.
Преподобные Евфимий, Антоний и Феликс начали подвизаться в Карельской земле около 1410 года. Преподобный Евфимий основал Карельский Николаевский монастырь. Но едва он успел выстроить храм во имя святителя Николая и несколько келлий, как в 1419 году норвежцы напали на обитель, сожгли церковь и убили несколько иноков. Преподобный Евфимий вновь начал строительство.
Боярыня Марфа просила молиться в монастыре о своих скончавшихся в 1418 году сыновьях преподобных Антонии и Феликсе (то были сыновья от первого мужа Марфы-посадницы Филиппа Васильевича). Осматривая свои земли, юные братья утонули в устье Северной Двины и были погребены в Карельском Никольском монастыре. В жизни они отличались благотворительностью. В рукописных святках Карельского монастыря их имена были внесены в число святых. Над гробницами святых братьев была устроена часовня, а с 1719 года – храм в честь Сретения Господня. Преподобный Евфимий прославился апостольскими трудами в просвещении карелов. Он скончался в 1435 году, а в 1647 году были открыты его мощи. Преподобным Евфимию, Антонию и Феликсу имеется служба. Память преподобного Евфимия в Иконописном подлиннике полагается также 20 января ради тезоименитства с преподобным Евфимием Великим.
Максимовская икона Божией Матери написана в 1299 году по видению святителю Максиму, митрополиту Владимирскому († 1305, память 6 декабря). На ней изображена Божия Матерь во весь рост с Предвечным Младенцем и митрополит Максим, стоящий на коленях и принимающий из Ее рук святительский омофор. Икона написана в память явления Пресвятой Богородицы святителю Максиму, когда он прибыл во Владимир из Киева. В видении Божия Матерь вручила ему омофор со словами: «Раб Мой Максим, хорошо, что ты пришел посетить Мой город. Приими этот омофор и паси во граде Моем словесные овцы». Когда святитель проснулся, на его руках лежал омофор. Явление Матери Божией было знамением Небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Омофор, переданный Матерью Божией, хранился в Успенском соборе во Владимире 112 лет. В 1412 году, во время нашествия татар, омофор был скрыт ключарем собора Патрикием, замученным татарами.